Дело № 2-947/2013
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2013 года город Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Смородиновой Н.С.,
при секретаре Бикбаевой В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серегина ФИО4 к Гаражно-строительному кооперативу «Таврия», Администрации Муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности на недвижимое имущество – боксовый гараж,
установил:
Серегин М.М. обратился в суд с исковым заявлением к Гаражно-строительному кооперативу «Таврия» (далее по тексту – ГСК «Таврия»), Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности на недвижимое имущество – боксовый гараж.
В обоснование своих исковых требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он является членом ГСК «Таврия», расположенного по адресу: <адрес> б/н. С ДД.ММ.ГГГГ он является владельцем боксового гаража № литера <данные изъяты>. и им в полном объеме выплачен пай за нежилое помещение – боксовый гараж. ГСК «Таврия» был организован в соответствии с решением исполнительного комитета Кировского районного совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ №, согласно соглашения с предложением ПО «Корпус» города Саратов об организации ГСК «Таврия», и действует на основании Устава (новая редакция), утвержденного общим собранием членов ГСК «Таврия» от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Администрации города Саратова № от ДД.ММ.ГГГГ, ГСК было разрешено составление проекта <данные изъяты> гаражей на земельном участке № кв.м. на <адрес>. Постановлением администрации города Саратова № от ДД.ММ.ГГГГ ГСК «Таврия» был предоставлен в краткосрочную аренду, сроком на № лет земельный участок площадью № кв.м. для строительства <данные изъяты> гаражей и был заключен договор аренды, которые в последствии перезаключались в связи с истечением срока. Постановлением Мэра города Саратова № от ДД.ММ.ГГГГ ответчику был предоставлен в аренду сроком на № года земельный участок, фактически занимаемый гаражами, земельный участок и соответственно был заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, который действует по настоящее время и в установленном Гражданским Кодексом РФ порядке не расторгнут. ГСК «Таврия» на личные средства истца построил недвижимое имущество – боксовый гараж, расположенные по адресу: <адрес>, б/н, в том числе: гараж №, <данные изъяты> кв.м., принадлежащий Серегину М.М.
В настоящее время, все объекты недвижимости ГСК «Таврия», возведенные с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных правил и норм, что подтверждается заключениями, выданными соответствующими органами, в том числе боксовый гараж истца, находится в удовлетворительном техническом состоянии, опасности для жизни и здоровья людей не представляют. Других собственников или законных владельцев, пользователей, распорядителей на указанный боксовый гараж не имеется, в связи с чем, истец не нарушает чьих-либо законных прав или интересов.
Однако, поскольку разрешение на строительство боксового гаража получено не было, он является самовольно возведенной постройкой. Иной возможности для приобретения права собственности на объект недвижимости у истца не имеется, в связи с чем, истец вынужден обратиться с исковым заявлением о признании за собой права собственности на недвижимое имущество – боксовый гараж.
Истец просит суд признать за ним право собственности на недвижимое имущество – боксовый гараж, расположенный по адресу: <адрес>, б/н, на боксовый гараж №, Литер <данные изъяты> кв.м.
В судебное заседание истец не явился, о месте, дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители ответчиков ГСК «Таврия» и Администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины не явки суду не известны, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, возражения на исковые требования не представили.
Сведениями о том, что неявка представителей ответчиков имела место по уважительной причине, суд не располагает. Представитель истца не возражает против рассмотрения дела в отсутствии ответчика в порядке заочного производства.
С учетом мнения истца, изложенного в заявлении, и руководствуясь ст. 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 12 и ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно ст. 51 Закона СССР «О кооперации в СССР» № 8998-XI от 26 мая 1988 года (с изменениями) граждане могут на добровольных началах создавать жилищно-строительные, жилищные, гаражно-строительные, иные потребительские кооперативы для удовлетворения своих жилищно-бытовых потребностей.
Основным направлением деятельности этих кооперативов является участие денежными средствами в сооружении и последующей эксплуатации объектов кооперативной собственности (жилых домов, гаражей и т.п.), а в предусмотренных уставами случаях и объектов личной собственности членов кооператива (товарищества), а также оказание членам кооператива (товарищества) услуг, соответствующих целям его создания.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 Гражданского кодекса РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Правовое положение ГСК «Таврия» определено его Уставом, и из положений данного Устава следует, что названный кооператив является некоммерческой организацией, созданной гражданами в целях строительства для них гаражей и дальнейшей их эксплуатации (л.д. 11-15).
Анализ положений Устава ГСК «Таврия» подтверждает то, что этот кооператив создавал объект недвижимого имущества – гаражи не для себя, а для граждан на их паевые взносы. Таким образом, правоотношения по данному спору связаны с правами граждан, которые возникли в силу закона – ч. 4 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, согласно которому члены гаражного или иного потребительского кооператива, имеющие право на паенакопление, полностью внесшие свой паевой взнос за гараж, иное помещение, приобретают право собственности на указанное имущество.
Согласно ст. 12 Гражданского Кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Пунктом 1 ст. 209 Гражданского Кодекса РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 219 Гражданского Кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Как следует из положений ст. 222 Гражданского Кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и иных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку, если при этом сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании установлено, что постановлением Администрации г. Саратова № от ДД.ММ.ГГГГ Гаражно-строительному кооперативу «Таврия», утвержденному решением Кировского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № при производственном объединении «Корпус», разрешено составление проекта одно-двухэтажных гаражей на земельном участке площадью № га на <адрес> (л.д. 21).
Постановлением Администрации г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ № Гаражно-строительному кооперативу «Таврия» предоставлен земельный участок площадью № га в краткосрочную аренду сроком на № лет для строительства <данные изъяты> гаражей по <адрес> (л.д. 22).
Постановлением Мэра <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ГСК «Таврия» был предоставлен в аренду сроком на № года земельный участок, фактически занимаемый гаражами, площадью № га (л.д. 23).
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г. Саратова и ГСК «Таврия» был заключен договор аренды земельного участка №, имеющего кадастровый номер №, площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, сроком на № года (л.д. 24-26).
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес> и ГСК «Таврия» заключено соглашение №, согласно которому по вышеуказанному договору внесены изменения в связи с решением Саратовской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ об изменении сроков внесения арендной платы (л.д. 27).
Истец является членом кооператива, за счет его собственных средств, на данном земельном участке было самовольно, без получения соответствующих разрешений и согласований, осуществлено строительство боксового гаража.
Истец полностью внес денежные средства (паевой взнос) за гараж, что подтверждается справкой кооператива (л.д. 8).
В судебном заседании также было установлено, что договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Комитетом по земельным ресурсам Администрации <адрес> и ГСК «Таврия», был расторгнут.
Вместе с тем, в материалах дела имеются сообщения из Комитета по земельным ресурсам Администрации муниципального образования «город Саратов» и Администрации муниципального образования «город Саратов», согласно которым в случае признания судом права собственности на гаражи, администрация муниципального образования «Город Саратов» рассмотрит возможность предоставления испрашиваемого права на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> б/н (л.д. 98-99).
Таким образом, сообщения Комитета по земельным ресурсам Администрации муниципального образования «город Саратов» и Администрации муниципального образования «город Саратов», суд расценивает в качестве основания возможного возникновения права на земельный участок, что не находится в противоречии с ч. 1 ст. 25 Земельного Кодекса РФ и ч. 1 ст. 8 Гражданского Кодекса РФ, согласно которой гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Основанием для государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Документами, подтверждающими факт создания объекта, являются технический паспорт такого объекта и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта. При этом в настоящий момент ни разрешение на строительство, ни акт о вводе в эксплуатацию не требуется. Обязательным приложением к представляемым в соответствии с п. 1 ст. 25.3 Федерального Закона от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ (в редакции от 17 июля 2009 года) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», документами является кадастровый план земельного участка, на котором расположен объект недвижимости.
Согласно выписке из государственного земельного кадастра от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, является землей населенных пунктов, имеет кадастровый номер №, разрешенное использование (назначение) – гаражи, площадь участка, с учетом изменения в результате проведения межевания и уточнения прохождения границ, составляет № кв.м. (л.д. 52-56).
Указанные строения не нарушают прав и законных интересов других лиц и не создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Так, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Отдел Государственного пожарного надзора по Кировскому району г. Саратова Главного управления МЧС РФ не возражает в признании права собственности на самовольные постройки ГСК «Таврия» по адресу: <адрес>, в установленном законом судебном порядке (л.д. 65).
Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» эксплуатация ГСК «Таврия», расположенного по адресу: <адрес>, соответствует требованиям СанПиН № «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (л.д. 58-59).
В соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением № от ДД.ММ.ГГГГ Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области эксплуатация боксовых гаражей ГСК «Таврия», расположенных по адресу: <адрес>, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д. 57).
Согласно техническому заключению Государственного Унитарного Предприятия Саратовской области «КУПИР» обследованные строительные конструкции строений, входящих в ГСК «Таврия», и расположенные по адресу: <адрес>, б/н, выполнены с соблюдением соответствующих требований строительных норм и правил, в целом надежны и могут эксплуатироваться по своему назначению (л.д. 66-94).
В соответствии с заключением Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ самовольное строение – ГСК «Таврия», расположенное по адресу: <адрес>, б/н, не оказывает подлежащего учету воздействия на окружающую среду; Управление согласовывает признание права собственности в отношении указанного строения (л.д. 64).
Доказательств, свидетельствующих о невозможности удовлетворения исковых требований истца, суду не представлено.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая вышеприведенные положения закона, оценив имеющие доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования, заявленные истцом, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Серегина ФИО5 к Гаражно-строительному кооперативу «Таврия», Администрации Муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности на недвижимое имущество – боксовый гараж удовлетворить.
Признать за Серегиным ФИО6 право собственности на боксовый гараж <данные изъяты>.м., расположенный по адресу: <адрес>, б/н.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья Н.С. Смородинова