Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4994/2015 от 07.12.2015

Дело № 2а-4994/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Саранск, Республика Мордовия, 15 декабря 2015 года

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Крысиной З.В.,

при секретаре судебного заседания Земсковой К.О.,

с участием в деле:

административного истца - Елаева К. И.,

административного истца - Алешина В. В.,

административного истца, представителя административных истцов Елаева К. И., Алешина В. В. - Елаева И. А., представившего доверенности от 08 мая 2013 года, от 16 декабря 2014 года,

административного ответчика - Администрации городского округа Саранск,

административного ответчика - Главы Республики Мордовия,

заинтересованного лица - Министерства культуры и туризма Республики Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Елаева К. И., Алешина В. В., Елаева И. А. о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск и бездействия Главы Республики Мордовия в согласовании проведения публичного мероприятия,

у с т а н о в и л:

Елаев И.А., Алешин В.В., Елаев К.И. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск и бездействие Главы Республики Мордовия в согласовании проведения публичного мероприятия.

В обоснование заявления указали, что 19 августа 2015 г. в Государственное Собрание Республики Мордовия и Министерство культуры и туризма Республики Мордовия было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикета группой лиц 24 августа 2015 г. с 09 час. 00 мин. до 11 час. 00 мин. на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия и на площадке, прилегающей к Дому республики перед входом в здание «Дома республики», с правой стороны от входа в здание на расстоянии пяти метров от входа в здание из расчета, чтобы не создавать помех для доступа в Дом республики, с указанием целей проведения этого мероприятия. Считает, что, сообщив о невозможности проведения публичного мероприятия (пикета) вне рамок указанных в законе сроков в связи с наличием нормативно-правового акта и изложив требование об изменении формы проведения публичного мероприятия при отсутствии предусмотренных законом оснований для этого, орган публичной власти республики создал препятствия для надлежащей реализации ими права, установленного статьей 31 Конституции Российской Федерации, и данное право подлежит защите и восстановлению в судебном порядке. Отказ в согласовании публичного мероприятия под предлогом изменения формы его проведения, исходя из целей его проведения, является нарушением права на свободу мирных собраний.

Просили признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия в согласовании проведения публичного мероприятия 24 августа 2015 года с 9 часов 00 минут до 11 часов 00 минут на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия и на площадке, прилегающей к Дому республики, перед входом в здание «Дома республики», с правовой стороны от входа в здание на расстоянии пяти метров от входа в здание из расчета, чтобы не создавать помех для доступа в Дом республики, а также бездействие Главы Республики Мордовия, не согласовавшего им публичное мероприятие, возложив обязанность по устранению в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод гражданина и препятствия к осуществлению ими прав и свобод.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации городского округа Саранск - Деров Н.В. с заявленными требованиями не согласился, пояснив суду, что решение по несогласованию заявленного места проведения пикета принято компетентным органом в установленном законом порядке, не нарушая прав и законных интересов административных истцов.

В судебном заседании представитель административного ответчика Главы Республики Мордовия – Кочетков В.В. просил отказать в удовлетворении заявления административных истцов по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Административные истцы Елаев К.И., Алешин В.В., Елаев И.А., действующий за себя и по доверенности представляющий интересы Елаева К.И. и Алешина В.В., представитель заинтересованного лица Министерства культуры и туризма Республики Мордовия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. При этом, представитель заинтересованного лица Министерства культуры и туризма Республики Мордовия представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, административные истцы о причинах неявки суд не известили.

При указанный обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц на основании ст. 150 КАС Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему

Судом установлено, что 19 августа 2015 года заявителем Елаевым И.А. Главе Республики Мордовия и в Администрацию городского округа Саранск было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц на Советской площади г. Саранск Республики Мордовия на площадке, прилегающей к Дому республики, перед входом в здание «Дома республики», с правовой стороны от входа в здание, на расстоянии пяти метров от входа в здание на 24 августа 2015 года. Елаев К.И. и Алешин В.В. указаны в качестве лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия.

Письмом № 5951-Исх от 19 августа 2015 года за подписью заместителя Главы Администрации городского округа Саранск – Директора Департамента по экономической политике и взаимодействию с административными органами ФИО1 заявителю было сообщено, что форма организации и проведения заявленного публичного мероприятия не соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации, поскольку в нарушение п. 6 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» при проведении данного мероприятия, заявленные многочисленные цели не соответствуют пикетируемому объекту, что исключает саму возможность проведения пикетирования.

Так же указывается, что в соответствии с п. 2.1 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах.

Предложено изменить форму публичного мероприятия и провести его на любом из мест, определенных приказом Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции от 9 января 2013 года №1 на территории городского округа Саранск:

1. Театральная площадь г. Саранска (территория, непосредственно прилегающая к зданию Государственного русского драматического театра Республики Мордовия), ул. Советская, 60, предельная численность лиц, участвующих в публичном мероприятии, до 900 человек (из расчета 1 кв.м. на чел.);

2. Площадка между музейно-историческим комплексом «Навеки с Россией», ул. Красная и водоемом стадиона «Старт», ул. Московская, 12, предельная численность лиц, участвующих в публичном мероприятии, до 10000 человек (из расчета 1 кв.м. на чел.);

3. Помещение дома культуры «Луч», ул. Веселовского, 40а, зал на 365 мест.

Гарантированное статьей 31 Конституции Российской Федерации, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как в демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 часть 3 Конституции Российской Федерации).

Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Согласно Федеральному закону от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (пункт 1.1 статьи 8).

Подпунктами 1, 2 пункта первого и пунктом 3 статьи 12 данного Федерального закона установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года № 484-О-П, по смыслу положения части 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным. При этом в законе не указано, по каким конкретно причинам орган публичной власти может предложить изменить место проведения публичного мероприятия. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Что касается понятия "согласование", то заложенный в нем конституционно-правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели.

В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Из комментируемой нормы следует, что пикетирование осуществляется в публичных целях, но не всегда имеющих большое общественное значение. Цель пикета - привлечь внимание к пикетируемому объекту (памятнику культуры, органу власти, природному объекту и др.) или к конкретной проблеме отдельного гражданина. Пикетирование осуществляется стационарно, то есть на одном месте. При проведении пикетирования возможно использование средств наглядной агитации, но запрещено звукоусиление.

При таких обстоятельствах публичное мероприятие должно было проводиться в форме собрания или митинга, форма заявленного публичного мероприятия не соответствовала требованиям федерального закона и заявителям обоснованно предложено изменить форму и место проведения публичного мероприятия.

Таким образом, исходя из вида публичного мероприятия – пикетирование, его целей, указанных организатором пикетирования Елаевым И.А. в уведомлении, суд находит, что Администрацией городского округа Саранск своевременно и надлежаще рассмотрено уведомление, было внесено мотивированное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия и предложены иные места проведения публичного мероприятия, позволяющие реализовать его цели, а также предложено изменить форму публичного мероприятия и провести собрание или митинг на любом из предложенных мест.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного вчасти 4 статьи 11настоящего Федерального закона.

Статья 1 Закона Республики Мордовия от 19.12.2012г. № 87-З «Регулирование отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Республики Мордовия» предусматривает подачу уведомления о проведении публичного мероприятия, при его проведении на территории городского округа, в администрацию городского округа.

На основании изложенного суд не усматривает нарушений Администрацией городского округа Саранск и Главой Республики Мордовия положений статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

При таких обстоятельствах заявленные требования Елаева И.А., Елаева К.И., Алешина В.В. удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемое решение Администрации городского округа Саранск принято в строгом соответствии с действующим законодательством, уполномоченным на то должностным лицом, в рамках представленной ему компетенции, при этом права и свободы Елаева И.А., Елаева К.И., Алешина В.В. не нарушались, каких-либо препятствий в их осуществлении не создавалось.

Главой Республики Мордовия в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ст. 1 Закона Республики Мордовия от 19.12.2012г. № 87-З «Регулирование отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Республики Мордовия» уведомление организатора Елаева И.А. от 19 августа 2015 года о проведении публичного мероприятия направлено для рассмотрения Главе Администрации городского округа Саранск П.Н. Тултаеву, то есть уполномоченному на то должностному лицу. Таким образом, из материалов дела бездействие Главы Республики Мордовия не усматривается.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 175-181 КАС Российской Федерации, суд

р е ш и л :

требования Елаева К. И., Алешина В. В., Елаева И. А. о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск и бездействия Главы Республики Мордовия в согласовании публичного мероприятия в форме пикета группой лиц на 24 августа 2015 года с 09 часов 00 минут до 11 часов 00 минут на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия на площадке, прилегающей к Дому Республики, оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия З.В.Крысина

Справка.

Мотивированное решение суда составлено 15 декабря 2015 года.

Судья З.В. Крысина

1версия для печати

2а-4994/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Алешин Василий Викторович
Елаев Константин Иванович
Елаев Иван Александрович
Ответчики
Администрация городского округа Саранск
Глава Республики Мордовия
Другие
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Крысина Зинаида Васильевна
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
07.12.2015Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
08.12.2015Передача материалов судье
08.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2015Судебное заседание
15.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2016Дело оформлено
30.06.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее