РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2015 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А.,
при секретаре Забановой А.В.,
с участием истца Егорова А. В.,
представителя ответчика областного государственного казенного учреждения «Противопожарная служба <адрес>» - Кожевиной С. И., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Егорова А. В. к областному государственному казенному учреждению «Противопожарная служба <адрес>» о взыскании невыплаченной части заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Егоров А.В. обратился в суд с иском к областному государственному казенному учреждению «Противопожарная служба <адрес>», требуя взыскать с ответчика невыплаченную часть заработной платы в размере <данные изъяты> руб. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между областным государственным казенным учреждением «Противопожарная служба <адрес>» и ним заключен трудовой договор № № В соответствии с п. 1 указанного договора работник принимается на работу в отдельный пост пожарной части № на должность <данные изъяты>. В соответствии с п. 14.1 работнику устанавливается должностной оклад (тарифная ставка) в размере <данные изъяты> руб. В соответствии с п. 14.2 надбавки (доплаты или другие выплаты) установлена 30% за непрерывный стаж работы в южных районах <адрес>. Из расчетных листов следует, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года северная надбавка выплачивалась не в полном объеме, а именно в размере 10% вместо 30 % и с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере 20 % вместо 30 %. Территории, относящиеся к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, определяются в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 года № 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029" (с последующими изменениями и дополнениями). Указанное постановление содержит Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. В соответствии с ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере (статья 146 ТК РФ). В состав заработной платы, помимо вознаграждения за труд в зависимости от его сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включаются также компенсационные выплаты (в том числе за работу в особых климатических условиях) и стимулирующие выплаты (часть вторая статьи 129 ТК РФ). Статья 148 ТК РФ гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Эти нормы конкретизированы в статьях 315, 316, 317 ТК РФ, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичное правовое регулирование содержится в Законе Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года № 1980-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера". Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов и процентных надбавок для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента и процентной надбавки, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями (часть вторая статьи 316 ТК РФ, статья 317 ТК РФ, статья 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1). Таким образом, районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате работников являются элементами заработной платы, выплачивать которую в полном размере в силу статьи 22 ТК РФ прямая обязанность работодателя. Ответчик обязан был производить оплату труда с учетом северной надбавки в размере 30 %. Считает, что задолженность работодателя составляет <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истец Егоров А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика областного государственного казенного учреждения «Противопожарная служба <адрес>» Кожевина С.И. требования Егорова А.В. не признала, в удовлетворении иска просила отказать, применить последствия пропуска Егоровым А.В. срока обращения в суд.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом, в соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Статьей 2 ТК РФ предусмотрено, что обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
В соответствии со ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений наряду с установленными данной нормой источниками трудового права осуществляется также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ч. 2 ст. 5, ст. 9 ТК РФ в коллективных договорах, соглашениях, а также в локальных нормативных правовых актах и трудовых договорах возможно закрепление дополнительных по сравнению с действующим законодательством гарантий работникам и случаев их предоставления. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 22 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Егоровым А.В и областным государственным казенным учреждением «Противопожарная служба <адрес>» заключен трудовой договор № №, согласно п. 1 которого Егоров А.В. принимается на работу в ОГКУ «Противопожарная служба <адрес>» в отдельный пост пожарной части № на должность <данные изъяты>.
Пунктом 14 трудового договора Егорову А.В. установлен должностной оклад (тарифная ставка) по 6 тарифному разряду ЕТС в размере <данные изъяты> руб. в месяц, установлены надбавки:
- 30 % районный коэффициент,
- 30 % непрерывный стаж работы в южных районах <адрес>,
- 15% за выслугу лет к тарифной ставке (окладу),
- от 0 до 50 % за особый режим работы (обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности),
- 35% за работу в ночное время,
- 100 % ежемесячное денежное поощрение,
- премия по результатам работы за месяц от 0 % до 50 % тарифной ставки (оклада),
- единовременная материальная помощь в размере 2-х тарифных ставок (окладов) в год.
<адрес> государственного казенного учреждения «Противопожарная служба <адрес>» № № от ДД.ММ.ГГГГ Егоров А.В. принят на работу <данные изъяты> в отдельный пост пожарной части № №, с тарифной ставкой <данные изъяты> руб., надбавками: 100% ежемесячное денежное поощрение, 30 % районный коэффициент, 30 % за работу в южных районах <адрес>, 35% ОТГ, 35% за работу в ночное время, 15% за выслугу лет.
ДД.ММ.ГГГГ между Егоровым А.В. и областным государственным казенным учреждением «Противопожарная служба <адрес>» заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Егоров А.В. переводится в отдельный пост пожарной части № с. Б. Голоустное Иркутского филиала на должность <данные изъяты> класса. Егорову А.В. установлены:
- должностной оклад в размере <данные изъяты> руб. в месяц,
- персональный повышающий коэффициент за стаж работы, выслугу лет к должностным окладам работников в следующих размерах:
свыше 1 года – 5 процентов должностного оклада,
свыше 2 лет - 10 процентов должностного оклада,
свыше 3 лет - 15 процентов должностного оклада,
свыше 4 лет - 20 процентов должностного оклада,
свыше 5 лет – 25 процентов должностного оклада,
свыше 10 лет – 30 процентов должностного оклада,
свыше 15 лет – 40 процентов должностного оклада,
- 30% районный коэффициент,
- 30% процентная надбавка к заработной плате работникам, проживающим в южных районах <адрес>,
- 35% за работу в ночное время,
- 0% до 50% за интенсивность и высокие результаты работы,
- 0% до 100% за выполнение особо важных и срочных работ.
Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ Егоров А.В. переведен на должность <данные изъяты> класса отдельного поста пожарной части № Иркутского филиала.
Из расчетных листков Егорова А.В. судом достоверно установлено и не оспорено сторонами, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ Егорову А.В. начислялась и выплачивалась северная надбавка в размере 10%; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года – в размере 20%.
Начисление и выплата ОГКУ «Противопожарная служба <адрес>» Егорову А.В. надбавки за непрерывный стаж работы в южных районах <адрес> (северной надбавки) в размере 10%, а затем в размере 20% суд не может признать обоснованным. Данные действия работодателя противоречат условиям оплаты труда, согласованным в трудовом договоре, заключенном с Егоровым А.В., поскольку согласно п. 14 трудового договора Егорову А.В. установлена надбавка за непрерывный стаж работы в южных районах <адрес> в размере 30%.
ДД.ММ.ГГГГ Егоров А.В. обратился к работодателю с заявлением, в котором просил решить вопрос о пересмотре выплаты северной надбавки, которая выплачивается ему в размере 20%, сделать перерасчет и выплатить недоплаченную заработную плату.
В соответствии с п. 12 раздела 3 Положения об оплате труда работников областного государственного казенного учреждения «Противопожарная служба <адрес>», заявлением Егорова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ работодателем издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении компенсационной выплаты работнику Иркутского филиала».
Названным приказом Егорову А.В., пожарному 1 класса отдельного поста пожарной части № с. Б.Голоустное Иркутского филиала, установлена компенсационная выплата за работу в южных районах <адрес> в размере 30% с ДД.ММ.ГГГГ. На главного бухгалтера учреждения возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы установленным порядком.
Согласно расчетным листкам за ДД.ММ.ГГГГ года Егорову А.В. произведена доплата северной надбавки, исходя из 30%, за январьДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ Егорову А.В. начисляется и выплачивается северная надбавка в размере 30%.
Вместе с тем, приходя к выводу о незаконности начисления ОГКУ «Противопожарная служба <адрес>» Егорову А.В. до ДД.ММ.ГГГГ надбавки за непрерывный стаж работы в южных районах <адрес> (северной надбавки) в размере 10% и 20%, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения требований Егорова А.В. о взыскании невыплаченной части заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года по причине пропуска истцом срока обращения в суд, о применении которого заявлено стороной ответчика.
В силу п. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Не применение срока судом по заявлению ответчика является существенным нарушением закона и приведет к неправильному разрешению индивидуального трудового спора.
Пунктом 3 ст. 392 ТК РФ предусмотрено, что при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Как разъяснено Конституционным Судом РФ в определении от 05.03.2009 № 295-О-О, статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации направлена на обеспечение функционирования механизма судебной защиты трудовых прав и в системе действующего правового регулирования призвана гарантировать возможность реализации работниками права на индивидуальные трудовые споры (статья 37, часть 4, Конституции Российской Федерации), устанавливая условия, порядок и сроки для обращения в суд за их разрешением.
Предусмотренный частью первой данной статьи трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора является более коротким по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством. Однако такой срок, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не может быть признан неразумным и несоразмерным; установленные данной статьей сокращенный срок для обращения в суд и правила его исчисления направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и по своей продолжительности этот срок является достаточным для обращения в суд (определения от 21 мая 1999 года № 73-О, от 12 июля 2005 года № 312-О, от 15 ноября 2007 года № 728-О-О, от 21 февраля 2008 года № 73-О-О и др.).
Начало течения трехмесячного срока для обращения в суд законодатель связывает с днем, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а при пропуске срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом (часть третья статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации). Отказ же в восстановлении пропущенного срока работник вправе обжаловать в установленном законом порядке.
Согласно п. 6.3.2 коллективного договора ОГКУ «Противопожарная служба <адрес>» выплата работникам заработной платы производится не реже чем два раза в месяц; день выплаты заработной платы за первую половину текущего месяца - ДД.ММ.ГГГГ число, за вторую половину месяца - ДД.ММ.ГГГГ число следующего месяца.
О нарушении своего права на получение заработной платы с учетом северной надбавки в размере 30% за период с ДД.ММ.ГГГГ года, по мнению суда, Егорову А.В. должно было стать известно с момента каждого ежемесячного получения заработной платы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года.
В указанное время ОГКУ «Противопожарная служба <адрес>» не производилось начисления истцу заработной платы с учетом северной надбавки согласно условиям трудового договора, надбавка начислялась в меньшем размере - 10% и 20%.
С иском в суд Егоров А.В. обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском трехмесячного срока, регламентированного ст. 392 ТК РФ, объективных доказательств наличия уважительных причин пропуска срока для обращения в суд не представил.
Таким образом, суд полагает заявление ОГКУ «Противопожарная служба <адрес>» о применении последствий пропуска срока обращения в суд с требованиями о взыскании невыплаченной части заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ года обоснованным и приходит к выводу о пропуске Егоровым А.В. срока на обращение в суд. Данное обстоятельство является основанием для отказа Егорову А.В. в удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Егорова А. В. к областному государственному казенному учреждению «Противопожарная служба <адрес>» о взыскании невыплаченной части заработной платы оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>