РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 декабря 2011 года г.Красноярск
Судья Ленинского районного суда г.Красноярска Герасименко Е.В.,
при секретаре Полищук И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кондратенко <данные изъяты> об оспаривании решения призывной комиссии военного комиссариата Кировского и Ленинского района г.Красноярска от 4 октября 2011года и заключение врача от 4 октября 2011года,
УСТАНОВИЛ:
Кондратенко М.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии Кировского и Ленинского района г.Красноярска, заключения врача <данные изъяты> руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. В обоснование своих требований указал, что он, Кондратенко <данные изъяты>, 4 октября 2011 года был вызван повесткой в военкомат. При прибытии в военкомат был отправлен для прохождения медицинского освидетельствования и выдачи решения о годности к прохождению военной службы. В этот же день 4 октября 2011года его признали годным к прохождению военной службы, а также выдали повестку явиться для отправки к месту прохождения военной службы на 17 октября 2011года. Считает решение призывной комиссии и заключение врача от 4 октября 2011года незаконным на следующих основаниях. Согласно п. 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением правительства РФ от 25 февраля 2003 г. за № 123, по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны РФ совместно с министерством здравоохранения РФ. П. 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятиях среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны РФ и Министерства здравоохранения РФ от 23 мая 2001 г. N 240/168 7, указывает на необходимость осуществления не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников таких мероприятий: а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); в) анализ мочи (удельный вес, белок); г) электрокардиографическое исследование. Указанные мероприятия в отношении него не проводились в течение 30 дней до медицинского освидетельствования. Следовательно, врачи специалисты не имели права освидетельствовать его 4 октября 2011года и заключения врачей-специалистов и врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, равно как и оспариваемое решение призывной комиссии, должны быть признаны незаконными и отменены. Кроме того, по мнению заявителя, Военно-врачебная экспертиза отнесена к медицинской деятельности и подлежит лицензированию, а категория годности гражданина к военной службе может быть определена только в рамках военно-врачебной экспертизы. Также считает, что врачи-специалисты, определившие категорию годности к военной службе у Кондратенко, должны иметь лицензий на осуществление военно-врачебной экспертизы. С учетом изложенного, просил решения призывной комиссии военного комиссариата Кировского и Ленинского района г.Красноярска от 4 октября 2011года и заключение врача от 4 октября 2011года в отношении Кондратенко М.А. отменить.
В судебное заседание заявитель Кондратенко М.А. не явился, доверил представлять свои интересы представителю Чернову Е.И.
Представитель заявителя Чернов Е.И. (полномочия подтверждены) поддержал заявленные требования по изложенным выше основаниям, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель отдела военного комиссариата Красноярского края по Кировскому и Ленинскому районам г. Красноярска Цвык Т.В., выступающая по доверенности от 21.10.2011 года № 39 в устных и письменных пояснениях суду пояснила, что Кондратенко 4 октября 2011года прошел медицинское освидетельствование в отделе ВККК по Кировскому и Ленинскому районам, в соответствии с Федеральным законом № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 1 ст. 5.1 которой гласит « Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Кондратенко по результатам медицинского освидетельствования было дано заключение о годности (категория годности Б-3), после чего, были выданы направления на лабораторное исследование, результаты которых Кондратенко должен был предоставить врачам специалистам до явки на отправку (17.10.2011года ), поскольку в случае выявления каких-либо заболеваний в результате проведенных исследований, решение призывной комиссии об отправке в войска было бы отменено. Призывной комиссией на основании медицинского заключения, было принято решение о призыве гр. Кондратенко на военную службу, в соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ № 633 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан РФ». Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе». Следовательно, решение призывной комиссии о призыве на военную службу гр. Кондратенко было принято в соответствии с требованиями закона. Категория годности гражданина к военной службе определяется в соответствии с п. 1 Положения о военно-врачебно экспертизе, что является ошибочным, так как в соответствии с п. 1. Постановления Правительства РФ от 25.02.2003 N 123 (ред. от 28.07.2008) "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" Военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, других войсках и воинских формирований и органах, создаваемых на военное время специальных формированиях в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, службе в органах, а также в целях определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах. Таким образом, военно-врачебная экспертиза не определяет категорию годности граждан к военной службе по призыву. Категория годности была поставлена врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию, в полном соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Кроме того, врачи-специалисты, проводившие медицинское освидетельствование не
являются штатными работниками отдела военкомата, а привлекаются к
проведению медицинского освидетельствования на период проведения
призывной кампании по договору, все врачи могут осуществлять медицинскую деятельность по основному месту их работы (Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1, Красноярский краевой кожно-венерологический диспансер № 1, Городская стоматологическая поликлиника № 3, Городская поликлиника № 1) Призывники, подлежащие отправке к месту прохождения военной службы, дополнительно проходят медицинский осмотр врачами-специалистами военно-врачебной комиссии на Краевом сборном пункте, в соответствии с Приказом Министра обороны от 02.10.2007г. № 400, а именно хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларгинолом, стоматологом, дерматовенерологом, при необходимости врачами других специальностей. Также проводятся лабораторные и инструментальные исследования. На осуществление указанной медицинской деятельности военно-врачебная комиссия Красноярского края субъекта РФ имеет соответствующую лицензию.Заявитель Кондратенко М.А. должен был представить результаты анализов до отправки к месту прохождения военной службы (17.10.2011г.), поскольку в случае выявления каких-либо заболеваний в результате проведенных диагностических исследований, решение призывной комиссии об отправке было бы отменено. Просила в удовлетворении заявления отказать в связи с необоснованностью.
В судебном заседании старший врач комиссии по медицинскому освидетельствованию призывников Лоленко Н.Г. не согласилась с доводами заявителя, суду письменно и устно пояснила, что совместный приказ МО РФ и ЗДХ № 240/168 от 2001 года имеет рекомендательный характер. Выписка из приказа № 240/168 от 2001г., Приложение №3 п.1 п.п.7 «Не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях(если оно не проводилось или в мед. документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев; б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); в) анализ мочи (на плотность, белок); г) электрокардиографическое исследование. В день обследования проводится измерение роста и массы тела. Кроме того, при необходимости им делаются плановые профилактические прививки по месту жительства». Информации о том, что отдел Военного комиссариата Красноярского Края обязан организовать прохождение лабораторных исследований призывникам, подлежащих медицинскому освидетельствованию, не значится. Клинико-инструментальные методы исследования проводятся в лечебном учреждении (в городской поликлинике по месту прикрепления). Каждый призывник получает предварительно повестку о явке в ВК для прохождения медицинской комиссии и призывной комиссии, и как любой гражданин РФ имеет право обратиться в лечебное учреждение для прохождения лабораторных исследований, для предоставления в отдел ВККК. Граждане, призванные и подлежащие отправке в ВС РФ, перед убытием на КСП, в обязательном порядке по направлению ВК проходят следующие анализы: ФПГ, ЭКГ, ОАМ, OAK, ВИЧ, RW, что регламентировано Постановлением Правительства РФ № 123/2003 года и приказом МО РФ № 400/2009 г., для граждан не прошедших лабораторные исследования, в целях уклонения от призыва в ВС РФ, вышеперечисленные исследования проводятся на КСП при прохождении контрольного медицинского освидетельствования на Военно-врачебной комиссии Красноярского края субъекта РФ при направлении в составе команд с КСП для прохождения военной службы.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований Кондратенко по следующим основаниям.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В соответствии с положениями ст. 5.1 данного Федерального закона граждане в связи с исполнением воинской обязанности проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами. Порядок организации и проведения такого освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, а его финансовое обеспечение осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичное положение предусмотрено статьей 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе".
В силу ст. 17 Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003г. № 123 врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, в соответствии с расписанием болезней и таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан определяется показатель предназначения для прохождения военной службы.
В соответствии с п. 11 Положения о военно-врачебной экспертизе, категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития.
Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, в соответствии с расписанием болезней и таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан определяется показатель предназначения для прохождения военной службы.
Согласно таблице дополнительных требований к состоянию здоровья граждан с учетом физического развития, перечня болезней и статей расписания болезней определяются показатели предназначения по предусмотренным наименованиям родов войск, воинских частей.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года N 123, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службы по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
В судебном заседании установлено, что Кондратенко <данные изъяты> года рождения, 4 октября 2011года по повестке прибыл для прохождения медицинского освидетельствования в Отдел военного комиссариата Красноярского края по Кировскому и Ленинскому районам г. Красноярска. Медицинской комиссией он был признан годным к прохождению военной службы на основании статьи 34.2 графы I расписания болезней и таблицы дополнительных требований (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ 123/2003).
Комиссия врачей-специалистов при проведении медицинского освидетельствования Кондратенко при призыве его на военную службу установила у Кондратенко варикозное расширение вен конечностей, с учетом указанного заболевания пришла к выводу о категории годности к военной службе - "Б-3" (категория годности "Б" (годен к военной службе с незначительными ограничениями), показатель предназначения для прохождения военной службы - 3), что нашло отражение в заключении врача-специалиста хирурга, итоговом заключении врача, руководящего работой врачей-специалистов, от 4.10.2011года, в личном деле призывника.
Кондратенко принят на воинский учет в 2006 году. Из учетной карты призывника видно, что он прошел освидетельствование у всех необходимых для призыва в армию врачей. После чего, ему были выданы направления на лабораторное исследование, результаты которых Кондратенко должен был предоставить врачам специалистам до явки на отправку (17.10.2011), поскольку в случае выявления каких-либо заболеваний в результате проведенных исследований, решение призывной комиссии об отправке в войска было бы отменено.
Доводы представителя не согласного с принятым в отношении заявителя Кондратенко призывной комиссией решения и заключением врачебной комиссии, сводятся к тому, что была нарушена процедура поэтапного медицинского освидетельствования в течение 30 дней. Однако смысловое содержание п. 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятиях среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны РФ и Министерства здравоохранения РФ от 23 мая 2001 г. N 240/168, говорит о том, что указанные в нем исследования проводятся не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников, что не исключает их проведение и непосредственно в день медицинского освидетельствования, если для этого есть все основания, в наличии первичная медицинская документация из учреждений, где призывник состоит на медицинском учете.
Кроме того, разрешая спор по существу, суд признает, что заявитель не был согласен с заключением военно-врачебной комиссии от 4.10.2011года, однако с заявлением в призывную комиссию о несогласии с решением призывной комиссии, связанным с прохождением им медицинского освидетельствования и о необходимости проведения контрольно- медицинского освидетельствования не обращался.
Также судом учтено, что при несогласии с результатами медицинского освидетельствования Кондратенко также имел право на проведение независимой экспертизы, порядок проведения которой установлен Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 года N 574 "Об утверждении положения о независимой военно-врачебной экспертизе и о внесении изменений в положение о военно-врачебной экспертизе". Однако, о проведении судебно-медицинской экспертизы Кондратенко не ходатайствовал.
Доводы представителя заявителя Чернова о том, что военно-врачебная экспертиза отнесена к медицинской деятельности и подлежит лицензированию, а категория годности гражданина к военной службе может быть определена только в рамках военно-врачебной экспертизы, суд не принимает во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании закона, поскольку военно-врачебная экспертиза не определяет категорию годности граждан к военной службе по призыву. Категория годности была определена врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию, в полном соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Доводы представителя заявителя Чернова о том, что врачи-специалисты, определившие категорию годности к военной службе у Кондратенко, не имеют полномочий на осуществление медицинской деятельности опровергаются представленными лицензиями, документами, подтверждающие наличие у врачей–специалистов соответствующего образования, стажа работы по специальностям, квалификационными категориями, а также приказами о направлении врачей-специалистов в военно-врачебные комиссии военного комиссариата Красноярского края.
Отказывая в удовлетворении заявления Кондратенко, судом принято во внимание, что в данном случае противопоказаний к признанию Кондратенко годным к военной службе у врачебной комиссии не было, процедура не нарушена, поэтому заявление Кондратенко суд считает необоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Кондратенко <данные изъяты> об оспаривании решения призывной комиссии военного комиссариата Кировского и Ленинского района г.Красноярска от 4 октября 2011 года и заключение врача от 4 октября 2011года - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение десяти дней с момента составления мотивированного текста судебного решения путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд.
Судья Е.В.Герасименко.