Дело № 2а-736/2023
73RS0004-01-2023-000496-81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2023 года г. Ульяновск
Заволжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Савеловой А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Саргиной А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дубровина Максима Евгеньевича к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 73 Федеральной службы исполнения наказаний», Российской Федерации в лице ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждений,
УСТАНОВИЛ:
Дубровин М.Е. обратился в суд с административным иском, измененным в ходе судебного разбирательства, к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 73 Федеральной службы исполнения наказаний», о признании незаконными действий (бездействия), взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждений, указав следующее.
Дубровин М.Е. был осужден приговором Заволжского районного суда г. Ульяновска от 25.06.2007, отбывал наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, откуда освободился, отбыв срок. В процессе исполнения наказания находился под диспансерным наблюдением ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России в частности с 29.03.2007 по 28.03.2013.
04.05.2022 Дубровин М.Е. обратился с заявлением к ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России о предоставлении надлежащим образом заверенной копии медицинской карты.
Решением от 15.06.2022 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России отказало в выдаче копии медицинской карты.
20.06.2022 Дубровин М.Е. с аналогичным заявлением обратился в ФКУ ИК-10 УФСИН России, которое перенаправил в адрес ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, о чем уведомил административного истца.
Решением от 27.07.2022 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России вновь отказал в выдаче копии медицинской карты.
Полагает, что административные ответчики обязаны надлежащим образом рассмотреть обращения административного истца и в установленные законом сроки направить ответ по существу заявленных вопросов.
Кроме того, в обязанности ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России входит соблюдение врачебной тайны и предоставление отражающих состояние здоровья медицинских документов. Данные обязанности исполнены не были.
Просит признать действия (бездействие) административных ответчиков, выразившихся в ненадлежащем рассмотрении обращения о предоставлении копии медицинской карты, разглашении сведений, составляющих врачебную тайну, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждение в размере 200 000 рублей, возложении обязанность устранить допущенные нарушения.
Административный истец Дубровин М.Е., участвовавший в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, настаивал на административных исковых требованиях по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что в ответе ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, направленного в адрес административного истца, содержались сведения о заболеваниях и диагнозах, составляющих врачебную тайну, на разглашение которой письменного разрешения не давал. Должностным лицам спецотдела стало известно об имеющихся диагнозах.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-10 УФСИН России -Крючкова Е.С. возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление. Дополнительно пояснила, что в штате учреждения отсутствует медработник, имеющий полномочия на заверение медицинской документации, кроме того, копия медицинской карты направлена в адрес административного истца заказной корреспонденцией 28 февраля 2023 года.
Представитель административного ответчика ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Ульяновской области – Мошков А.Ю. возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил суду, что вся корреспонденция в адрес осужденных подлежит цензуре, данная информация не входит в закрытый перечень.
Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России – С.А. Молчанова, в судебное заседание не явилась, направила отзыв, указав следующее.
ФКУЗ МСЧ-73 создано на основании приказа ФСИН России от 03.12.2013 № 726 «О переименовании ФКЛУ «Областная больница №2» УФСИН России по Ивановской области и утверждении Устава федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 73 ФСИН».
ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России является самостоятельным юридическим лицом, медицинской организацией, осуществляющей медицинскую деятельность в соответствии с лицензией на местах, функционирует с 01.01.2014.
Согласно Уставу ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России правопреемником медицинских частей, действовавших в составе исправительных учреждений, СИЗО до 01.01.2014 не является. Таким образом, амбулаторной карты Дубровина М.Е. в ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России не имеется.
Жалоба истца, направленная в адрес ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, рассмотрена в установленные законом сроки, в пределах компетенции, ответ подписан уполномоченным лицом.
Представитель заинтересованного лица ФКУ ИК-29 ОУХД УФСИН России по Кировской области, начальник ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России Бакилин С.Э. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Выслушав пояснения административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы административного дела, исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно пункту 3 статьи 227.1 КАС РФ требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 227.1 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В судебном заседании установлено, что Дубровин М.Е. обратился с заявлением, поступившим 18.05.2022, в ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, о выдаче копии медицинской карты.
15.06.2022 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России направило ответ в ФКУ ИК-29 ОУХД УФСИН России по Кировской области для вручения Дубовину М.Е.
29.06.2022 в адрес ФКУ ИК-10 УФСИН России поступило заявление Дубровина М.Е. о выдаче копии медицинской карты, 30.06.2022 данное заявление направлено в ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России.
27.07.2022 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России направило ответ на обращение Дубровина М.Е. в адрес ФКУ ИК-29 ОУХД УФСИН России по Кировской области.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
Одним из основных принципов охраны здоровья граждан является соблюдение врачебной тайны (статья 4 Федерального закона N 323-ФЗ).
Согласно статье 13 Федерального закона N 323-ФЗ, сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей.
Пациент имеет право на защиту сведений, составляющих врачебную тайну (статья 19).
Приказом Минюста России от 28.12.2017 N 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы (далее - Порядок).
В силу пункта 2 названного Порядка, оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации).
Согласно пункту 3 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее -УИК РФ) направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно.
В силу пункта 4 статьи 15 УИК РФ предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что предоставление ответа на обращение не является разглашением врачебной тайны поскольку перечень государственных органов и должностных лиц, ответы на обращения к которым цензуре не подлежат, является исчерпывающим, кроме того, как следует из ответа ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, ответ на обращение от 27.07.2022 был направлен в адрес исправительного учреждения с пометкой «для вручения Дубровину М.Е.»
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения
Материалами дела не установлены факты нарушений сроков предоставления ответов на обращения Дубровина М.Е., кроме того, письмом от 27.02.2022 Дубровину М.Е. направлена копия медицинской карты, что подтверждается квитанцией об отправке заказной корреспонденцией (ШПИ 43351180034480).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Между тем, совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) при рассмотрении настоящего административного дела установлена не была.
Принимая во внимание все вышеизложенное, суд, руководствуясь положениями частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227, 227.1 КАС РФ приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.176-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 10 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 73 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10.03.2023.