+Дело № 2-1048/2013
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2013 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Г.Ю. Кушнаревой,
с участием истицы Яковлевой Л.М.
при секретаре Войновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлевой Л.М. к Администрации Ачинского района, Администрации Ключинского сельсовета, о признании проживающей на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Яковлева Л.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Ачинского района, Администрации Ключинского сельсовета, о признании проживающей их на условиях социального найма, признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край Ачинский район. Исковые требования мотивированы тем, что решением жилищной комиссии Войсковой части 74008 на основании протокола №1 от 29.01.1988 года Яковлевой Л.М. была предоставлена спорная квартира. С момента предоставления, она вселилась в указанное жилое помещение и продолжает проживать в нем до настоящего времени фактически на условиях социального найма, несут бремя содержания жилья, оплачивает жилищные услуги. Спорная квартира по адресу: Ачинский район находящаяся на территории д. ранее относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 г. № 752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, где в разделе «Красноярский край» были исключены закрытые военные городки во всех населенных пунктах Красноярского края, кроме г. Енисейска. При обращении в Ачинский отдел Росреестра была получена информация об отсутствии сведений о собственнике жилого помещения по адресу: Ачинский район. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 487-р «О внесении изменений в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации», жилищный фонд закрытого военного городка, исключенного из Перечня, a именно, Ачинского района д. Каменка, передается органам местного самоуправления. Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности Ачинского района спорное жилое помещение в реестре объектов муниципальной собственности отсутствует. В связи с тем, что спорная квартира не имеет статуса служебной, истцы не имеют другого жилья, право на приватизацию не использовали, они обратились в суд с данным исковым заявлением (л.д.2-3).
Определением суда от 13 марта 2013 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Федеральное государственное управление «Центральное территориальное Управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ (ФГУ ЦТУИО МО РФ), Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Сибирское ТУИО МО РФ), ФГУ «Центррегионжильё» в лице3- го отдела, «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ; к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (ТУФА по управлению государственным имуществом в Красноярском крае), войсковая часть №58661-49 (л.д.67).
В судебном заседании истица Яковлева Л.М. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ, ФГУ «Центральное территориальное Управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, Администрации Ачинского района, Администрации Ключинского сельсовета, надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте судебного заседания, путем направления почтовой связью судебного извещения (л.д.118,119,120), в суд не явились. От представителя ответчика Администрации Ключинского сельсовета поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя. (л.д. 121).
Представители третьих лиц Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае войсковая часть №58661-49, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, 3-го отдела ФГУ «Центррегионжилье» надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте судебного заседания, путем направления почтовой связью судебного извещения (л.д.118,119,120), в суд не явились.
Третьи лица Яковлев М.А., Перевозчикова М.М., Самойлова Г.М., уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания(л.д. 115), в судебное заседание не явились, против исковых требований не возражали, просили дело рассмотреть без их участия ( л.д. 66, 74, 75).
Согласно представленному отзыву представителя ответчика Администрации Ачинского района, против удовлетворения исковых требований Яковлевой Л.М. не возражает при установлении в судебном порядке факта проживания на условиях социального найма. Дополнительно сообщил, что в соответствии с реестром служебных помещений, в Администрации Ачинского района отсутствуют сведения в отношении спорной квартиры о включении ее в число служебных. Администрация Ачинского района не является собственником квартиры, расположенной по адресу: Красноярский край Ачинский район, спорная квартира в муниципальную собственность Ачинского района до настоящего времени не передана( л.д.73).
От представителя третьего лица Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, поступил отзыв, в котором указано, что жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край Ачинский район не учитывается в Реестре государственной собственности Красноярского края. Указанный выше объект в собственность субъекта Российской Федерации – Красноярского края из федеральной собственности не передавался. Уполномоченным органом по управлению имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае. Просит рассмотреть данное дело в отсутствие представителя агентства ( л.д.91).
Из отзыва представителя третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению госимуществом по Красноярскому краю следует, что на основании Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство Обороны РФ. Именно Министерство Обороны РФ в лице подведомственных ему организаций, предоставляет военнослужащим жилые помещения и реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, а также членов их семей, в случаях, предусмотренных законодательством РФ. В случае предоставления истцом доказательств, подтверждающих возможность признания за ним права собственности в порядке приватизации, не будет возражать против удовлетворения искового заявления. Просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. (л.д.101-102).
От представителя ответчика 3-го отдела ФГУ «Центррегионжилье» поступило ходатайство, согласно которому объекты недвижимого имущества Сибирского военного округа на основании приказов Министра обороны РФ № 1550-2010 и № 1871-2010 установленным порядком переданы на баланс ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя (л.д. 81).
Согласно поступившему заявлению представителя третьего лица Войсковой части 74008(в настоящее время Войсковая часть 58661-49 (склад хранения ракет и артиллерийских боеприпасов), реорганизованная путем переформирования на основании указаний Генерального штаба Вооруженных Сил РФ) просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. При этом, сообщено, что спорная квартира, расположенная по адресу Ачинский район не имеет статуса служебного жилого помещения ( л.д.100).
В связи с неявкой ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст.6 ЖК РФ, в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно ст. 11Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает запрет на приватизацию квартир, находящихся в домах закрытых военных городков, а также на служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ,от 11.06.2008 N 84-ФЗ)
Перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, имеющих жилищный фонд, по представлению Министерства обороны РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р.
Распоряжением Правительства РФ № 1779-р от 11.10.2011 г. «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской федерации (далее Перечень), подраздел «Красноярский край» был исключен полностью, а также указаны исключенные из Перечня закрытые военные городки поименно, в том числе и Ачинский район, д. Каменка.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 487-р «О внесении изменений в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации», жилищный фонд закрытого военного городка, исключенного из Перечня, a именно Ачинского района, передается органам местного самоуправления.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"№ 1541-1 от 04.07.1991г. передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 7 указанного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (далее – Постановление № 1053) функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство обороны РФ. Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций.
Постановлением №1053 предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся введении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В соответствии с п. «и» ч.2 постановления №1053 Министерство обороны РФ осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», №1054 «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил РФ» изменен порядок управления федеральным имуществом, закрепленным на соответствующем праве за организациями Министерства обороны России.
Однако порядок передачи жилых помещений Министерства обороны РФ гражданам в собственность до настоящего времени не разработан.
До настоящего времени жилищный фонд Ачинского района д. Каменка в муниципальную собственность Ачинского района не передан, тогда как жилищный фонд закрытого военного городка, исключенного из вышеназванного Перечня, относится к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Доказательств, свидетельствующих о наличии особого статуса спорного жилого помещения, а именно включения квартиры по адресу: Ачинский район, д. Каменка, в число служебных, стороной ответчика в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, жилые помещения, расположенные в домах д. Каменка ул. Лесная (ранее – военный городок Ачинск 13), до 2004 года включались в число служебных решением исполнительного комитета Ачинского городского Совета народных депутатов и Администрацией города Ачинска. Спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, что объективно подтверждено представленными в материалы дела решениями исполкома Ачинского городского Совета народных депутатов от 18.09.1991 г. № 389-Р, Постановления Администрацией города Ачинска №57-п от 09.04.1992 г., от 13.05.1992г.№ 113-П, от 26.11.1992г.№484-П, от 21.06.1993г. № 19-п и №241-П. После включения населенного пункта д. Каменка Ачинского района в состав сельского поселения муниципального района, спорная квартира также не была отнесена к числу служебных, что подтверждается распоряжениями администрации Ачинского района за период с 2004-2006 годов.
Из материалов дела следует, что истица Яковлева Л.М. с 20 мая 1985 года по 2010 года работала в войсковой части, что подтверждается справкой командира войсковой части №74008( л.д. 39, записями в трудовой книжке (л.д. 30). Её супруг Яковлев М.А. также работал в войсковой части с 15.09.1982 года по 2006 год(л.д. 13, 9-12).
Как установлено по делу, решением жилищной комиссии Войсковой части 74008 в 1988 года Яковлеву М.А. была предоставлена квартира по адресу: военный городок Ачинск -13 л.д. 51).
В соответствии с кадастровым паспортом, жилое помещение по адресу: Красноярский край Ачинский район расположено на четвертом этаже многоквартирного жилого дома, имеет общую площадь 49,3кв.м. (л.д. 52).
Согласно выписке из домовой книги Яковлева Л.М. и члены её семьи – муж Яковлев М.А., дочь Яковлева Г.М.,, дочь Перевозчикова М.М. и малолетние внучки Веденкина А.О. 2003 г.р., Перевозчикова Д.А.2008г.р. зарегистрированы в жилом помещении по адресу: Ачинский район д.Каменка.
Яковлева Л.М. зарегистрирована с 1987 года по настоящее время (л.д.61), на Яковлеву Л.М. открыт финансово-лицевой счет (л.д.54).
По делу установлено, что истица в спорном жилом помещении постоянно проживает с 1987 года, несет бремя содержания жилья, производит ремонт, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, то есть фактически проживает на условиях социального найма. Претензии по проживанию истице никто и никогда не предъявлял. Представителями ответчиков законность вселения и факт проживания в спорном жилом помещении не оспорены.
В судебном заседании также установлено, что истица Яковлева Л.М. других жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих им на праве собственности не имеет, право на приватизацию ими не использовано, что подтверждается справками филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю, ( л.д.58,127).
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности Ачинского района квартира, расположенная по адресу: Красноярский край Ачинский район д. Каменка в реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района отсутствует (л.д.56).
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что истица Яковлева Л.М. проживает в указанном жилом помещении на условиях социального найма, квартира является объектом приватизации и соответственно они имеют право на приватизацию указанного жилого помещения.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 постановления от 24 августа 1993. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснил, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При таких обстоятельствах, учитывая требования закона, суд считает заявленные исковые требования истицы Яковлевой Л.М. подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку государством законодательно установлено право граждан на получение жилья в собственность, однако в данном случае не обеспечена возможность реализации этого права. Принимая во внимание, что истица Яковлева Л.М. по независящим от них причинам не может реализовать свое правомочие по приватизации жилого помещения в установленном законом порядке, учитывая, что в судебном заседании установлена законность основания вселения её в спорное жилое помещение, представлены документы о соблюдении порядка регистрации по месту жительства, исходя из фактических обстоятельств дела и требований закона, учитывая согласие с исковыми требованиями членов семьи Яковлевой Л.М. суд считает возможным признать за Яковлевой Л.М. в порядке приватизации право собственности на квартиру д.Каменка Ачинского района Красноярского края.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Яковлевой Л.М. удовлетворить.
Признать Яковлеву Л.М. проживающей в жилом помещении по адресу: Россия Красноярский край Ачинский район деревня Каменка на условиях социального найма.
Признать за Яковлевой Л.М. право собственности на жилое помещение по адресу: Россия Красноярский край Ачинский район д. Каменка общей площадью 49,3 кв. метров.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Г.Ю. Кушнарева.