Решение по делу № 33-7214/2016 от 20.05.2016

Судья Чебыкин В.Л.

Дело № 33-7214-2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

всоставе председательствующего Титовца А.А.,

судей Лобанова В.В., Чулатаевой С.Г.

при секретаре Анохиной Ю.А.

рассмотрела 27 июня 2016 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Двинянинова Н.В. на решение Свердловского районного суда г. Перми от 28марта 2016 года, которым постановлено:

отказать в исковых требованиях Двинянинову Н.В. к Государственному учреждению Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными действия ответчика, в результате которых истец лишился путевки в рекомендованный ему санаторий Усть-Качка, об обязании ответчика предоставить ему путевку за 2015 год на санаторно-курортное лечение в рекомендованный санаторий Усть-Качка в течение месяца со дня принятия решения суда или взыскании с ответчика денежной суммы стоимости путевки на санаторно-курортное лечение в санатории Усть-Качка сроком на 20 дней (равную стоимости на день вынесения решения суда) в случае отсутствия путевки в данный санаторий у фонда, компенсации морального вреда в размере ** руб.

Заслушав доклад судьи Лобанова В.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

10 декабря 2015 года истец Двинянинов Н.В. обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, просит суд:

- признать незаконными действия ответчика, в результате которых истец лишился путевки в рекомендованный ему санаторий Усть-Качка,

- обязать ответчика предоставить истцу путевку за 2015 год на санаторно-курортное лечение в рекомендованный санаторий Усть-Качка в течение месяца со дня принятия решения суда или взыскать с ответчика денежную сумму стоимости путевки на санаторно-курортное лечение в санатории Усть-Качка сроком на 20 дней (равную стоимости на день вынесения решения суда) в случае отсутствия путевки в данный санаторий у ответчика,

- взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере ** руб.

В обоснование требований указано, что истец с 30 февраля 2014 года является инвалидом ** группы, 5 октября 2014 года предоставил ответчику справку формы № 070/у для получение путевки на санаторно-курортное лечение, однако его поставили в очередь на получение путевки под номером 8129, тем самым ответчиком нарушены положения ст. 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российский Федерации».

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме, считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права, применён закон, не подлежащий применению, неправильно истолкован закон.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явился. Поскольку о времени и месте судебного заседания истец был извещен заблаговременно и надлежаще, об отложении дела не просил, об уважительных причинах неявки не сообщил, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не нашла оснований к отмене решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Двинянинов Н.В. является инвалидом ** группы.

30 октября 2014 года он обратился в Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки, приложив справку формы 070/у-04 о нуждаемости в санаторно-курортном лечении и отсутствии противопоказаний, однако путевка ему не была предоставлена.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ "О государственной социальной помощи", право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается, согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе, предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме №070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка). Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка). Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).

Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п.п. 4, 11, 19-21 Правил).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ). Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30сентября 2004 г. № 143, органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1294).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.

Суд правильно указал в решении, что положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение. Если гражданин в установленном порядке обратился в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на ее получение, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

На основании изложенного, во внимание должно быть принято не только право Двинянинова Н.В. на получение путевки на санаторно-курортное лечение, но и права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение в Пермском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Двинянинова Н.В.

Судом установлено, что на 5 февраля 2016 года количество граждан, подавших заявление ранее истца (то есть до 30 октября 2014 года) по профилю заболевания «болезни нервной системы» и не обеспеченных путёвками, составляет 7310 человек, в том числе дети-инвалиды. инвалиды 1 группы, которым выделяется 2 путёвки (вторая на сопровождающее лицо).

Право Двинянинова Н.В. на санаторно-курортное лечение не может быть реализовано за счет нарушения прав иных граждан, также нуждающихся в государственной социальной помощи. Удовлетворение иска Двинянинова Н.В. и предъявление исполнительного листа к исполнению повлечет первоочередное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение Двинянинова Н.В., в то время как обеспечение путевкой иных граждан, подавших заявление ранее него, будет отсрочено, что нарушает принцип социальной справедливости.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам, что:

- удовлетворение исковых требований Двинянинова Н.В. приведет к нарушению прав других граждан, имеющих тот же статус инвалида, что недопустимо,

- требование истца обеспечить санаторно-курортной путёвкой именно в санаторий Усть-Качка не основано на законе, закупка путёвок производится централизованно путём проведения открытого конкурса, участие санаторно-курортных учреждений в котором является добровольным,

- отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда при отсутствии вины ответчика в невозможности предоставления истцу санаторно-курортной путёвки за 2015 год и с учётом того, что при нарушении имущественных прав компенсация морального вреда подлежит взысканию только в случаях, предусмотренных законом.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции являются полными, основаны на установленных судом обстоятельствах и нормах материального права. Доводов, опровергающих эти выводы, апелляционная жалоба истца не содержит. Доводы апелляционной жалобы, что:

- предоставление гражданам льготных категорий социальных услуг в виде обеспечения санаторно-курортным лечением является обязанностью государства,

- наличие очерёдности на получение путёвки, отсутствие финансирования не могут являться основанием к отказу в предоставлении истцу путёвки,

- санаторий Усть-Качка способен проводить именно те реабилитационные мероприятия, которые необходимы истцу,

- доказанным являются причинение истцу нравственных и физических страданий виновными действиями ответчика по не предоставлению путёвки, компенсация морального вреда, причинённого нарушением имущественных прав истца, должна быть взыскана с ответчика, -

отклоняются судебной коллегией как необоснованные, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права. В апелляционной жалобе повторяются доводы истца, которые уже были рассмотрены судом первой инстанции, им дана оценка, оснований для иной оценки доказательств по делу у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Финансирование расходов на предоставление гражданам - получателям социальных услуг, путевок на санаторно-курортное лечение обеспечивается не бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации, а федеральным бюджетом. Следовательно, на законодательном уровне имеются прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению путевок гражданам льготных категорий объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета. Обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение за пределами выделенных из федерального бюджета средств либо за счет каких-либо иных средств (в том числе средств обязательного социального страхования) не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством.

Поскольку законодательством предусмотрено право на бесплатное предоставление путевки инвалидам на санаторно-курортное лечение, но вместе с тем не установлена возможность самостоятельного приобретения путевки, то компенсация входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение невозможна.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Двинянинова Н.В. в полном объеме.

Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Перми от 28 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Двинянинова Н.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи Пермского краевого суда

33-7214/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Двинянинов Н.В.
Ответчики
ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Лобанов Владимир Васильевич
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
27.06.2016Судебное заседание
04.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее