Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-129/2023 ~ М-98/2023 от 20.02.2023

РЕШЕНИЕ

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 марта 2023 г.                                            г. Октябрьск Самарской области

Октябрьский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Воробьева С.А.,

при секретаре судебного заседания Молодкиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Самарской области к Рубцовой Н.М. о взыскании задолженности по налогу и пени,

у с т а н о в и л:

административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Рубцовой Н.М. о взыскании задолженности по налогу и пени.

В обоснование заявленных требований указано, что Рубцова Н.М. (далее - административный ответчик, налогоплательщик) является налогоплательщиком имущественных налогов в связи с наличием в собственности объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно п.4 ст.85 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок. Однако в установленный срок административный ответчик не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. В адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога, которое получено административным ответчиком в соответствии с положениями п.4 ст. 31 и п.6 ст.69 НК РФ. В установленный срок административный ответчик указанное требование об уплате налога не исполнил, в связи, с чем взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке в соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ. Ранее межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени. Судебный приказ был вынесен, в последующем определением мирового судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.

С учетом изложенного, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №23 по Самарской области просила суд взыскать с Рубцовой Н.М. недоимку за 2014 г. по транспортному налогу в размере 596 руб. и пени в размере 4,15 руб., недоимку по земельному налогу за 2016 г. в размере 453,93 и пени в размере 40, 14 руб., за 2014 г. пени в размере 1,71 руб.

Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

От представителя административного истца по доверенности ФИО5 поступило заявление, просит рассмотреть дело без участия представителя.

От административного ответчика Рубцовой Н.М. поступило заявление, просит рассмотреть дело без ее участия. Просит применить срок исковой давности к требованиям административного истца, а также указала, что является <данные изъяты>.

Поскольку явка сторон не признавалась обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело без их участия в порядке ч.7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Исследовав письменные доказательства, и, оценив все представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Пунктом 1 ст. 388 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Согласно п.п. 1, 3 ст. 396 НК РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Согласно п.3 ст. 361.1 НК РФ, налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

Согласно пп. д п. 2 ст.4 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 года N 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области», от уплаты транспортного налога освобождаются инвалиды всех категорий.

Судом установлено, что административный ответчик Рубцова Н.М. является <данные изъяты> с 10.01.2012, что подтверждается копией справки МСЭ-2011 , выданной 07.02.2012.

Налоговый орган просит взыскать с Рубцовой Н.М. недоимку за 2014 г. по транспортному налогу в размере 596 руб. и пени в размере 4,15 руб.

Учитывая, что Рубцова Н.М. является <данные изъяты>, согласно пп. д п. 2 ст.4 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 года N 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» освобождается от уплаты транспортного налога.

Кроме того, каких-либо доказательств о регистрации транспортного средства на имя Рубцовой Н.М. в материалах дела не содержится.

Согласно ответа МУ МВД России «Сызранское» от 09.03.2023 на запрос суда по состоянию на 09.03.2023 за Рубцовой Н.М., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, транспортные средства не зарегистрированы.

При установленных обстоятельствах, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований в данной части.

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В силу п.п. 1, 2 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться пеней.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу п.3 ст.48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Судом установлено, что в спорный налоговый период 2014 г., 2016 г. в собственности Рубцовой Н.М. находился земельный участок, с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

Налоговым органом было направлено налогоплательщику Рубцовой Н.М. налоговое уведомление от 23.09.2017 об уплате земельного налога за 2016 год, в сумме 662 руб., в срок не позднее 1 декабря 2017 года.

Налогоплательщиком Рубцовой Н.М. в установленный срок налог не был оплачен. В связи с чем, должнику выставлено требование N по состоянию на 23.11.2018 об уплате недоимки по земельному налогу в размере 453,93 и пени в размере 40,14 руб., срок его добровольного исполнения был определен 10.01.2019.

С учетом положений п.2 ст. 48 НК РФ, административный истец должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев с даты, указанной в требовании N 37681 со сроком уплаты до 10.01.2019, то есть не позднее 10.07.2019. Фактически истец обратился к мировому судье о вынесении судебного приказа в августе 2022 года, пропустив шестимесячный срок.

После отмены судебного приказа 17.08.2022 года административный истец обратился в суд с административным иском 13.02.2023.

Соблюдение в последующем установленного законом срока на обращение в суд с административным иском после отмены мировым судьей судебного приказа не свидетельствует о соблюдении административным истцом сроков, установленных п. 2 ст. 48 НК РФ.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что административным истцом срок на обращение в суд с требованием о взыскании с Рубцовой Н.М. указанной недоимки административным истцом пропущен, а также, что ходатайство о восстановлении пропущенного срока налоговой инспекцией не заявлено, наличие уважительных причин, которые могли бы быть признаны уважительными, из материалов дела не усматривается, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Кроме того, материалы дела не содержат доказательств направления в адрес Рубцовой Н.М. налоговых уведомлений об уплате транспортного налога и земельного налога за 2014 г., а также доказательств выставления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате недоимки по указанным налогам и пени.

Таким образом, административным истцом, доказательств соблюдения порядка взыскания транспортного налога и земельного налога за 2014 год в материалы дела не представлено.

Учитывая, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению в полном объеме, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в силу положений статьи 114 КАС РФ взысканию с Рубцовой Н.М. не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-178, 290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №23 по Самарской области к Рубцовой Н.М. о взыскании задолженности по налогу и пени - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский городской суд Самарской области.

Мотивированное решение изготовлено 29.03.2023.

Судья:

2а-129/2023 ~ М-98/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИ ФНС №23 по Самарской области
Ответчики
Рубцова Н.М.
Суд
Октябрьский городской суд Самарской области
Судья
Воробьев С. А.
Дело на странице суда
oktiabrsky--sam.sudrf.ru
20.02.2023Регистрация административного искового заявления
20.02.2023Передача материалов судье
21.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
21.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.03.2023Предварительное судебное заседание
27.03.2023Судебное заседание
29.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2023Дело оформлено
03.05.2023Дело передано в архив
04.05.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
05.05.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
05.05.2023Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
05.05.2023Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее