Дело № 2-2543/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 октября 2016 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Чернышовой Р.В.,
при секретаре Мартынчук Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белоусова ДВ к администрации г. Канска о предоставлении жилого помещения в г.Канске из специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Белоусов Д.В. обратился с иском к администрации г. Канска о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Мотивирует требования тем, что остался сиротой в 2002 году, поскольку его мать Кириллова Т.М. лишена родительских прав Канским городским судом ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце Белоусова Д.В. записаны со слов матери. На Белоусова Д.В. оформлялась опека Быковой В.А., но она никаких действий по реализации его жилищных прав не предпринимала. Белоусов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение ГОУ «Профессиональное училище №» и окончил полный курс с получением среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования по профессии «мастер столярно-плотничных и паркетных работ». Поскольку он до сих пор органом местного самоуправления не обеспечен жильем по договору специализированного найма, просит суд обязать администрацию г.Канска предоставить ему жилое помещения в г.Канске из специализированного жилищного фонда.
Истец Белоусов Д.В. в судебное заседание не явился, его интересы представляет Орлова Т.Н., которая исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации г.Канска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил.
Представитель третьего лица Управления образования администрации г.Канска Пономарева О.В. в судебном заседании пояснила, что необходимо в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку истец не представил доказательства, что существовали какие-либо препятствия к осуществлению прав на включение его в список детей-сирот со стороны государственных органов, не представлено доказательств уважительности причин, в силу которых Белоусов Д.В. своевременно до исполнения ему 23 лет не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель третьего лица – Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, находит, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3 ст. 40 Конституции Российской Федерации.
С 01 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ, согласно ч. 1 ст. 57 которого жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусматривал возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, в частности, для детей-сирот (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 31 ЖК РСФСР и ст. 52 ЖК РФ носило заявительный характер и было возможным при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Согласно положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означал констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В судебном заседании установлено, что Белоусов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался сиротой в 2002 году, поскольку его мать Кириллова Т.М. лишена родительских прав Канским городским судом 06.09.2002 г., что подтверждается копией решения, ДД.ММ.ГГГГ его мать умерла, что подтверждается копией свидетельства о смерти.
Согласно справке ЗАГСа от 28.07.1986 года, сведения об отце Белоусова Д.В. записаны со слов матери.
Из справки, представленной отделом опеки и попечительства г.Канска от 03 октября 2002 г. №12 видно, что на несовершеннолетнего Белоусова Д.В. оформлялась опека Быковой В.А.
Копия диплома на имя Белоусова Д.В. подтверждает, что он с 01.09.2002 г. по 14.06.2005 г. проходил обучение ГОУ «Профессиональное училище №» и окончил полный курс с получением среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования по профессии «мастер столярно-плотничных и паркетных работ».
Как видно из копии паспорта (стр.5), Белоусов Д.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со справкой Отдела надзорной деятельности по г.Канску и Канскому району ГУ МФС России 02.02.2012г. произошло возгорание по адресу: <адрес>.
Согласно уведомлению Канского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю видно, что не имеется регистрации на объекты недвижимого имущества за Кирилловой Т.М., 1969 г.р., Кирилловым Г.Ф., 1959 г.р. и Белоусовым Д.В.
Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ какие-либо объекты недвижимого имущества на территории г.Канска и Канского района за Белоусовым Д.В. не зарегистрированы.
В материалы дела администрацией г.Канска представлена справка о том, что в архивных документах отдела учета жилья и жилищного контроля МКУ «УС и ЖКХ администрации города Канска» отсутствует информация об обращении Белоусова и его опекуна Быковой В.А. в период с 2004 по 2009 г.г. в администрацию города Канска по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В судебном заседании Белоусов также не представил доказательств, что он обращался до достижения возраста 23 лет с заявлением о постановке на учет, не предоставил доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин его необращения с соответствующим заявлением.
Из анализа приведенных выше норм следует, что по достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Следовательно, до достижения возраста 23 лет в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением лица указанной категории должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Согласно вышеназванным нормам права на момент вступления указанных изменений в законную силу (01 января 2013 года) у истца должно иметься нереализованное право на обеспечение жилым помещением, как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Однако по ранее действующему законодательству истец своевременно не заявил о своем праве, в связи с чем данное право утратил.
Как уже было отмечено, жилищное законодательство предусматривало заявительный порядок учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означал констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
С учетом того, что в судебном заседании истцом не представлено доказательств, что до достижения возраста 23 лет он обращался в уполномоченный орган по вопросу предоставления ему жилого помещения, отсутствия уважительных причин пропуска срока на обращение с заявлением о постановке на учет, а также принимая во внимание, что на момент обращения с иском в суд истцу исполнилось почти 30 лет, истец на учет нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 г. поставлен не был, до достижения возраста 23 лет с заявлением о постановке на учет не обращался, уважительных причин суду не представил, статус лица, относящегося к категории "дети-сироты" в связи с достижением 23-летнего возраста, истцом утрачен, то суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Белоусова ДВ к администрации г. Канска о предоставлении жилого помещения в г.Канске из специализированного жилищного фонда отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Красноярский краевой суд через Канский городской суд с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья Чернышова Р.В.
Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2016 года.