Копия
Дело №2-102
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
21 июня 2013 года
Каменский районный суд Свердловской области в составе судьи Гаирфановой Л.В.,
при секретаре Комаровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ситникова Г.П. к Комитету по управлению муниципальным имуществом МО Каменский городской округ о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Ситникова Г.П. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Каменского городского округа о признании права собственности на жилое помещение (жилой дом), расположенное по адресу –<адрес> в порядке приватизации.
В ходе судебного производства истец Ситникова Г.П. заявила суду дополнительные требования о признании перепланировки жилого помещения законной и о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии.
В судебном заседании истец Ситникова Г.П. пояснила, что с <*** г.> проживает постоянно в спорном жилом помещении, предоставленном ей и ее семье для проживания в связи с работой в совхозе «Каменский». В <*** г.> ей был выдан орден на право проживания. Жилой дом состоял из двух жилых комнат, с печным отоплением и электроэнергией. В настоящее время в доме зарегистрированы по месту проживания кроме нее ее дети- Ситников Я.М., Чванов Е.В. и Чванова Анастасия. В период проживания ими была произведена перепланировка помещения- утеплен холодный пристрой, в связи с чем дополнительно появилась комната и коридор, достроен еще один теплый пристрой, изготовлен санузел, газовое отопление, скважина для холодной воды. Перепланировка произведена без соответствующего разрешения. Однако Заключением центра качества строительства установлено, что сохранение жилого помещения в перепланированном виде не угрожает жизни и здоровья людей. Ни она, ни дети участия в приватизации не принимали. Она просит признать за ней право собственности на жилое помещение в порядке приватизации и сохранить его в перепланированном состоянии.
Представители ответчиков – Комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Каменский городской округ» и к МКУ «Управление заказчика по Каменскому городскому округу в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены судом своевременно. В письменных отзывах ответчиков содержится просьба о рассмотрении дела в их отсутствии и указано об отсутствии возражений по иску.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со статьей 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище и не может быть произвольно лишен жилья.
Согласно ст.2 Закона РФ от 4.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Как установлено в судебном заседании Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Каменского городского округа, не заключил с истцами договор передачи жилого помещение в собственность граждан, в виду в виду того, что данный жилой дом не является муниципальной собственностью. (л.д.26)
Согласно абз.1 ст. 9 Закона РФ «№ 4218-1 от 24.12.92 г. «Об основах федеральной жилищной политики», действовавшего до 1 марта 2005 года, при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий должен был быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий (если они определены) иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан. Обязанность и порядок принятия в муниципальную собственность объектов жилищного фонда были предусмотрены п. 6.14 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 года № 2284, где установлен срок – не более 6 месяцев со дня утверждения плана приватизации.
В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно, нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Из объяснения истца, не доверять которым у суда нет оснований, установлено, что жилое помещение- жилой дом, расположенный по <адрес> было предоставлено в <*** г.> истцу Ситниковой Г.П. для проживания на условиях найма.
Данный факт подтверждается также дубликатом ордера, выданного Исполнительным комитетом П-ой Совета народных депутатов №*** от <*** г.> на право Ситниковой Г.П. занятия жилого помещения площадью 38,9 квадратных метров, расположенного по <адрес> на семью из шести человек. (л.д.7) Дубликат ордера выдан на основании Постановления главы МО Каменский городской округ №*** от <*** г.> /л.д.9/
Согласно справки №***, выданной <*** г.> П-ой сельской администрации (л.д.14), копии паспорта истца (л.д.10), в спорном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства с <*** г.> – истец Ситникова Г.П., с <*** г.>- Чванова А.В. (ее дочь), и Чванов Д.В. ( сын), с <*** г.>- Ситников Я.М. (ее сын), с <*** г.>- Чванов Е.В. (ее сын).
Как установлено, истец постоянно проживает в указанном жилом помещении, зарегистрирована по месту жительства, свои обязанности по содержанию жилья выполняет в полном объеме.
Справкой П-ой сельской администрации №*** от <*** г.> подтверждено, что истец Ситникова Г.П. правом на бесплатную приватизацию жилья не пользовалась. /л.д.15/
По сведениям Управления ФСГР кадастра и картографии сведений о правах на спорное жилое помещение на <*** г.> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не имеется. /л.д.49/ Члены семьи истца не возражают против исковые требований о признании права собственности за Ситниковой Г.П. на жилое помещение единолично, что подтверждено их письменными заявлениями /л.д.13/
В силу постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О РАЗГРАНИЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, ГОРОДОВ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ» объекты государственной собственности, в том числе жилищный фонд, независимо от того, на чьем балансе они находились, передавались в муниципальную собственность при акционировании предприятий. В соответствии с законодательством о приватизации объекты жилищного фонда не подлежали включению в перечень имущества, подлежащего приватизации, а до передачи в муниципальную собственность передавались в ведение приватизируемого предприятия.
В силу действующего Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда, не имеющие статуса специализированного жилищного фонда, граждане могут занимать на условиях договора социального найма.
Следовательно, исходя из анализа указанных выше нормативных актов, жилое помещение- жилой дом, расположенный по <адрес> должен рассматриваться, как объект муниципальной собственности.
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 4.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Из всего выше изложенного следует, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности на названное жилое помещение в судебном порядке.
Следовательно, если жилые помещения, предоставленные гражданам, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения за гражданином, имеющим право на приватизацию жилого помещения, может быть признано в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
При этом, при разрешении иска о праве собственности судом должен быть определен объект права.
Техническим паспортом здания (строения), составленным по состоянию на <*** г.> определено, что Жилой дом (литеры А, А1) имеет общую площадь 109,5 квадратных метров, жилую площадь- 85 квадратным метров, состоит из основного строения и теплого пристроя. В основном строении имеется три жилые комнаты, коридор и кухня, а в пристрое- две жилые комнаты, коридор, санузел. В доме имеет центральное газоснабжение, местная канализация, скважина./л.д.16-23/
Из справки БТИ от 1012.2012 года видно, что теплый пристрой (А1) площадью 57,5 квадратным метров возведен без разрешительных документов, то есть- самовольно. /л.д.24/
В соответствии с ч.2 ст.25 Жилищного Кодекса РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со ст.26 Жилищного Кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения с соблюдением процедуры, установленной в ст.26-28 Жилищного Кодекса РФ.
Согласно ч.3, 4 ст. 29 Жилищного Кодекса РФ собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В судебном заседании установлено, что Ситникова Г.П., являясь нанимателем жилого помещения, произвела его самовольную перепланировку, переустройство, не выполнив при этом требования ст.ст.26-28 Жилищного Кодекса РФ.
Заключением о техническом состоянии Центра качества строительства от <*** г.> /л.д.67-74/ подтверждено, что при сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии не нарушаются права и законные интересы граждан, это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Исковые требования Ситниковой Г.П. обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194 – 199 ГК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Ситниковой Г.П. удовлетворить.
Признать за Ситникова Г.П. в порядке приватизации право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Сохранить жилое помещение- жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в перепланированном состоянии согласно технической инвентаризации от <*** г.>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Каменский районный суд или непосредственно в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий подпись
Копия верна.
Судья Каменского районного суда Л.В.Гаирфанова