Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-69/2020 (12-1434/2019;) от 23.12.2019

Мировой судья Шкловер Е.Н. УИД 10MS0013-01-2019-008121-42

Судебный участок №13 г.Петрозаводска №12а-69/2020

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

16 января 2020 г. г. Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова Ирина Александровна, при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев жалобу начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) Поташева А. Н. на постановление мирового судьи судебного участка №13 г.Петрозаводска Республики Карелия от 4 декабря 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Истомина А. А.ича,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №13 г.Петрозаводска Республики Карелия от 4 декабря 2019 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Истомина А.А. прекращено в силу пункта 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.

С таким постановлением не согласен начальник Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) Поташев А.Н., в жалобе просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что Истомин А.А., являясь председателем правления ААА, наделен правом без доверенности действовать от имени этого юридического лица, следовательно, на него возложена обязанность по предоставлению сведений по форме СВЗ-М в органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Деятельность председателей садоводческих некоммерческих объединений относится к трудовой деятельности физического лица вне зависимости от факта заключения трудового договора. При отсутствии заключенного в письменной форме трудового договора, при фактическом допуске работника к работе с ведома или по поручению работодателя, возникают трудовые отношения, следовательно, такое лицо является застрахованным лицом в соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и в отношении такого лица подлежат предоставлению сведений по форме СВЗ-М вне зависимости от фактического осуществления выплат и иных вознаграждений за отчетный период в пользу вышеуказанных лиц, а также вне зависимости от уплаты страховых взносов.

В судебном заседании представитель Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) Михайлов А.К., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Истомин А.А. и его защитник Тиунов В.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагали доводы жалобы необоснованными, постановление мирового судьи – не подлежащим отмене.

Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив дело в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, учитывая, что срок обжалования постановления мирового судья не пропущен, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Протокол об административном правонарушении от 17 сентября 2019 г. составлен по тем основаниям, что Истомин А.А., являясь председателем правления ААА, предоставил в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) сведения по форме СЗВ-М за отчетный период январь, февраль, март, апрель 2019 г. 14 июня 2019 г., то есть с нарушением установленного законодательством срока.

Принимая решение о прекращении производства по делу, мировой судья пришел к выводу о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав в оспариваемом постановлении, что материалы дела не содержат документы, подтверждающие условия трудовой деятельности Истомина А.А. в ААА, а также свидетельствующие об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также об отсутствии в действиях Истомина А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Нормы статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязывают судью определять обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. Выяснение указанных в названной статье обстоятельств является обязанностью судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело.

Однако в ходе производства по настоящему делу указанные требования закона мировым судьей не выполнены.

Согласно пунктам 1, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации. Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу подпункта «а» пункта 23 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 №766н (далее – Инструкции №766н), сведения о застрахованных лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (далее - индивидуальные сведения), в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют страхователи, признаваемые таковыми в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» зарегистрированные лица – это физические лица, которым открыт индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами признаются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М), согласно которой в разделе 4 «Сведения о застрахованных лицах» указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовые отношения, которые возникают, в том числе в результате избрания на должность, характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора.

Согласно статье 17 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.

В силу части 5 статьи 16 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» председатель товарищества, члены правления товарищества, ревизионная комиссия (ревизор) избираются на общем собрании членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на пять лет из числа членов товарищества тайным или открытым голосованием.

Пунктом 9.18 устава ААА предусмотрено, что председатель правления товарищества избирается из числа членов правления на срок 2 года.

Полномочия председателя правления товарищества предусмотрены статьей 19 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пунктом 9.18 устава ААА.

Таким образом, сведения по форме СЗВ-М на председателя правления товарищества, являющегося застрахованным лицом, необходимо представлять даже в случае, если с ним не заключен трудовой договор, а также вне зависимости от фактического осуществления выплат и иных вознаграждений и вне зависимости от уплаты страховых взносов.

Указанная правовая позиция также нашла свое отражение в рекомендательных письмах ФНС России от 02.04.2018 N ГД-4-11/6190@ «Об отдельных вопросах, связанных с заполнением и представлением расчетов по страховым взносам при отсутствии выплат в пользу физлиц»; Минфина России от 25.12.2017 N 03-15-05/86790 «О страховых взносах с вознаграждений, выплачиваемых председателю и работникам СНТ»; Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.07.2016 №ЛЧ-08-26/9856 «О направлении разъяснений по представлению ежемесячной отчетности»; Минтруда России от 07.07.2016 №21-3/10/В-4587 «Об отдельных вопросах, связанных с представлением в ПФР сведений по форме СЗВ-М»; ФНС России от 30.10.2017 N ГД-4-11/22067@) «О заполнении расчета по страховым взносам гаражным потребительским кооперативом, если в течение отчетного (расчетного) периода финансово-хозяйственная деятельность не осуществлялась и выплаты не производились»; Минтруда России от 16.03.2018 N 17-4/10/В-1846 «О представлении в ПФР сведений по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в отношении руководителя организации, являющегося единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества».

В обоснование принятого по делу решения мировым судьей в качестве доказательств принято объяснение Истомина А.А., данное в ходе производства по делу об административном правонарушении.

Между тем, выводы мирового судьи о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава вменяемого лицу противоправного деяния были сделаны без установления всех обстоятельств, подлежащих выяснению применительно к сфере нормативно-правового регулирования спорных отношений.

Мировой судья при рассмотрении дела об административном правонарушении неправильно определил обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, не применил закон, подлежащий применению, что привело к вынесению постановления, не основанного на нормах права.

Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении в отношении Истомина А.А. мировым судьей были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно его рассмотреть, в связи с чем, на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оспариваемое постановление подлежит отмене.

Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек, дело подлежит направлению мировому судье на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка №13 г.Петрозаводска Республики Карелия от 4 декабря 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Истомина А. А.ича отменить, материалы дела об административном правонарушении возвратить мирового судье судебного участка №13 г.Петрозаводска Республики Карелия на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).

Судья И.А. Кузнецова

12-69/2020 (12-1434/2019;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Истомин Александр Александрович
Другие
Тиунов Валерий Иванович
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Кузнецова И.А.
Статьи

КоАП: ст. 15.33.2

Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
23.12.2019Материалы переданы в производство судье
16.01.2020Судебное заседание
20.01.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее