Решение по делу № 2а-1020/2017 ~ М-285/2017 от 20.01.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2017 г. г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Габагуевой Е.А, с участием административного истца Пантелеева В.И., представителя административного истца Залуцкой Н.А., представителя административного ответчика Скворцовой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пантелеева В. И. к ФКУ «Военный комиссариат Республики Бурятия», ФКУ «ОСК Восточного военного округа» об обжаловании действий органов государственной власти в выдаче удостоверения ветерана боевых действий,

У С Т А Н О В И Л :

Обращаясь в суд, Пантелеев В.И. просит признать незаконным решение ФКУ «ОСК Восточного военного округа» об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, обязать ФКУ «Военный комиссариат Республики Бурятия» и ФКУ «ОСК Восточного военного округа» выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.

В судебном заседании Пантелеев В.И. и его представитель Залуцкая Н.А заявленные требования поддержали в полном объеме. Пояснили суду, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил срочную службу в войсковой части В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был командирован на территорию <адрес>, где в течение <данные изъяты> фактически участвовал в боевых действиях в составе войсковой части объединенной группировки войск. В настоящее время войсковая часть расформирована. ДД.ММ.ГГГГ ему направлена выписка из решения об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий в связи с отсутствием выписок из приказов командира части, в которых указаны даты и периоды участия в контртеррористических операциях. Полагает, что данное решение является незаконным, поскольку к документам была приложена справка Центрального архива Министерства обороны РФ, в которой перечислены приказы командира войсковой части об убытии военнослужащего Пантелеева В.В. в <адрес> и прибытии из командировки из <адрес>. Просили требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административных ответчиков по доверенности Скворцова Л.С. административный иск не признала. Пояснила суду, что военный комиссариат Республики Бурятия не является уполномоченным лицом по выдаче удостоверений ветерана боевых действий. Также пояснила, что ФКУ «ОСК Восточного военного округа» документы были возвращены на дооформление. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Реализуя вышеуказанные конституционные предписания, ст. 218КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений должностных лиц, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что Пантелеев В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил срочную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковой части в должности <данные изъяты>

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был командирован в командировку <адрес>

Из справки Центрального архива Министерства обороны следует, что согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащий рядовой Пантелеев В.В. убыл для выполнения специального задания в <адрес>. Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащий Пантелеев В.В. прибыл из командировки из <адрес>.

Пантелеев В.В. обратился с заявлением о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий, полагая, что он, как участник контртеррористических операций, вправе претендовать на получение льгот, установленных для ветеранов боевых действий.

Решением комиссии Восточного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий отказано в выдаче Пантелееву В.В. удостоверения ветерана боевых действий по причине отсутствия в представленных материалах выписки из приказа командира войсковой части, подтверждающей периоды выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в <данные изъяты>. Указано, что представленные документы подтверждают прохождение Пантелеевым В.В. военной службы в зоне проведения контртеррористических операций, но не содержат сведений о его непосредственном участии в боевых действиях. Документы были возвращены для дооформления.

Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В приложении к названному федеральному закону приводится перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

В разделе III этого перечня (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N 158-ФЗ) к периодам ведения боевых действий отнесено в том числе выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в <данные изъяты>, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.

Пунктом 2 названной инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2288 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Согласно п. 2 указанного Порядка в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий организовываются комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий.

В соответствии с пунктом 7 Порядка выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

В пункте 9 Порядка установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах").

К обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий согласно пункту 9 Порядка лицами, выполнявшими задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, прикладываются документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Согласно подпункту "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории <данные изъяты>" время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается указанным в пункте 1 настоящего Постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со ДД.ММ.ГГГГ – руководителем контртеррористической операции.

В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Из содержания приведенных нормативных актов следует, что непосредственное участие военнослужащих в боевых действиях, в частности в <данные изъяты> и на прилегающих к ней территориях, может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, к которым отнесены приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, документы о полученных в связи с этим ранении, контузии или увечье, либо реализованный наградной материал.

Между тем таких документов о непосредственном участии Пантелеева В.В. в боевых действиях по выполнению задач в условиях вооруженного конфликта в <данные изъяты> и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, в материалах дела не имеется.

Само по себе нахождение Пантелеева В.В. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в зоне вооруженного конфликта в <данные изъяты> не означает фактическое участие его в боевых действиях и не являлось для ФКУ «ОСК Восточного военного округа» основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий.

С требованиями об установлении факта участия в боевых действиях в условиях вооруженного конфликта Пантелеев В.В. в суд не обращался. При отсутствии полного перечня приложенных обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий документов, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях(выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, ФКУ «ОСК Восточного военного округа» обоснованно вернул документы на дооформление. Иное бы противоречило требованиям вышеуказанных нормативно-правовых актов.

Оценив указанные обстоятельства, представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемые действия должностных лиц ФКУ «ОСК Восточного военного округа» соответствуют требованиям действующего законодательства.

Выполняя возложенную обязанность по выяснению оснований для совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п.9 ст. 226 КАС РФ), суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия (бездействие) соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Поскольку оспариваемые действия совершены ФКУ «ОСК Восточного военного округа» в соответствии с действующим законодательством, требования Пантелеева В. И. к ФКУ «ОСК Восточного военного округа» об обжаловании действий органов государственной власти в выдаче удостоверения ветерана боевых действий подлежат отклонению.

Разрешая требования в части возложенияобязанности по выдаче Пантелееву В.В. удостоверение ветерана боевых действий на Военный комиссариат Республики Бурятия, суд также не находит оснований для их удовлетворения ввиду того, что по указанным требованиям Военный комиссариат Республики Бурятия является ненадлежащим ответчиком. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» полномочия по выдаче удостоверений ветерана боевых действий на военный комиссариат не возложены. Неисполнение данным ответчиком иных задач в соответствии с указанным Положением в отдельном порядке не оспорено.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое Пантелеева В. И. к ФКУ «Военный комиссариат Республики Бурятия», ФКУ «ОСК Восточного военного округа» об обжаловании действий органов государственной власти в выдаче удостоверения ветерана боевых действий оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Г.Г. Рабданова

2а-1020/2017 ~ М-285/2017

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пантелеев Виталий Иванович
Ответчики
ФКУ "Военный комиссариат РБ"
ФКУ "ОСК Восточного военного округа"
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Рабданова Г.Г.
20.01.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.01.2017[Адм.] Передача материалов судье
23.01.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
23.01.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
06.02.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2017[Адм.] Судебное заседание
17.02.2017[Адм.] Судебное заседание
19.02.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2017[Адм.] Дело оформлено
15.09.2017[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее