ДЕЛО № 2а-4167/2021
УИД:36RS0002-01-2021-004074-46
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 сентября 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием административного истца – Селютина Ю.Н., его представителя – Востриковой А.Г., действующей на основании ходатайства о допуске к участию в деле в качестве представителя и диплома о высшем юридическом образовании,
представителя административного ответчика – администрации Семилукского муниципального района Воронежской области – Щеголевой И.Е., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Селютина Юрия Николаевича к администрации Семилукского муниципального района Воронежской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Селютин Юрий Николаевич обратился в суд с административным иском к администрации Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконным решения, оформленного выпиской из протокола комиссии по предоставлению земельных участков на территории Семилукского муниципального района администрации №3/21 от 19.05.2021, об отказе в удовлетворении заявления о формировании земельного участка, возложении обязанности удовлетворить заявление о формировании земельного участка согласно плану (схеме) расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка.
В обоснование заявленных требований указав, что 16.04.2021 обратился с заявлением к главе администрации Семилукского муниципального района Воронежской области, в котором просил сформировать земельный участок, находящийся в собственности Семилукского муниципального района, расположенный по адресу: Воронежская область, р-н Семилукский, номер кадастрового квартала 36:28:83 00 0.19, на правом берегу р. Дон (широта 51,7484° долгота: 39,0904°, площадь: 7,172 м2 (0.72 га)), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, цель использования земельного участка: для организации и ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Одновременно с подачей заявления предоставил (схему) расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
19.05.2021 комиссией по предоставлению земельных участков на территории Семилукского муниципального района в удовлетворении заявления отказано по тем основаниям, что участок полностью попадает в водоохранные зоны; земельный участок принадлежит к землям сельскохозяйственного назначения – сельскохозяйственным угодьям (ст. 79 ЗК РФ), которые не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд; на испрашиваемый земельный участок имеются недооформленные права третьих лиц.
Административный истец, ссылаясь на нормы Водного кодекса РФ, Земельный кодекс РФ, полагает, что отказ является незаконным по тем основаниям, по испрашиваемый земельный участок находится в границах других земельный участков, которые также относятся к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, целевое назначение земель – для организации ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, однако представлены на праве собственности и используются по назначению.
Селютин Ю.Н. полагает, что ограничения использования земель в водоохранной зоне, связаны не с невозможностью их предоставления на праве собственности, а с ограничениями в их использования. Нахождение земельного участка сельскохозяйственного назначения в водоохранной зоне само по себе не препятствует его целевому использованию и не является препятствием для его формирования и предоставления в собственность.
Административный истец указывает, что земельный участок площадью семь соток занят дикими деревьями, испорченными в результате пожаров в 2010 году, покрыт сорняком, со всех сторон граничит с земельными участками, представленными физическим лицам для садоводства. Доказательств его использования собственником – администрацией Семилукского района по целевому назначению в соответствии с ЗК РФ не представлено.
Из информации, размещенной на сайте pkk.rosreestr.ru (публичная кадастровая карта Росреестра), испрашиваемый земельный участок находится в границах Семилукского сельского поселения, не сформирован, его границы не установлены, что свидетельствует о том, что участок на момент подачи заявления свободен от прав третьих лиц. Доказательств правопритязаний третьих лиц комиссией не представлено.
В связи с изложенными обстоятельствами, административный истец полагает, что решением комиссии нарушено его право на приобретение земельного участка, созданы необоснованные препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов (л.д. 7-9).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 02.07.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ДИЗО по Воронежской области, отдел архитектуры, градостроительства, имущества и земельных отношений администрации Семилукского муниципального района Воронежской области (л.д. 27-29).
В судебном заседании административный истец Селютин Ю.Н., его представитель Вострикова А.Г., действующая на основании ходатайства о допуске к участию в деле в качестве представителя и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 18), заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика – администрации Семилукского муниципального района Воронежской области Щеголева И.Е., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 61, 62), против удовлетворения заявленных требований возражала.
Заинтересованные лица - ДИЗО по Воронежской области, отдел архитектуры, градостроительства, имущества и земельных отношений администрации Семилукского муниципального района Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
В силу ст. 150 КАС РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность извещать суд о причинах неявки и представлять доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине.
Поскольку сторонами не представлены сведения подтверждающие уважительность неявки в судебное заседание, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц извещенных о месте и времени рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Выслушав истца, его представителя, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.
В силу 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться законами субъекта Российской Федерации перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Установлено и подтверждается материалами дела, что 16.04.2021 Селютин Ю.Н. обратился с заявлением на имя Главы администрации Семилукского муниципального района Воронежской области, в котором просил сформировать земельный участок, находящийся в собственности Семилукского муниципального района, расположенный по адресу: Воронежская область, Семилукский район, кадастровый квартал 36:28:8300019, на правом берегу р. Дон (широта 51.7484, долгота 39.0904, площадь 7.172 кв.м. (0,72 га)), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Цель использования земельного участка: для организации и ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. К заявлению приложил план земельного участка (л.д. 41).
По результатам рассмотрения заявления 19.05.2021 комиссией по предоставлению земельных участков на территории Семилукского муниципального района Воронежской области администрации Семилукского муниципального района принято решение, оформленное выпиской из протокола №3/21 об отказе Селютину Ю.Н. в формировании земельного участка (л.д. 44-46).
В обоснование отказа административный ответчик указал, что согласно Правилам землепользования и застройки Семилукского сельского поселения земельный участок расположен за границами населенного пункта попадает в границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Участок полностью попадает в охранные зоны:
- ЗОУИТ36:28-6.1471 - зона затопления территории Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области при половодьях и паводках р. Дон, р. Ведуга 1% обеспеченности;
- ЗОУИТ36:00-6.341 - государственный комплексный природный заказник областного значения «Семилукский»;
- ЗОУИТ36:00-6.677 - Водоохранная зона реки Дон тер. гор. округа г. Воронеж, гор. округа г. Нововоронеж, Рамонского, Семилукского, Хохольского, Острогожского, Каширского, Каменского, Лискинского, Подгоренского и Россошанского муниципальных районов Воронежской области;
- ЗОУИТЗб:00-6.680 - Прибрежная защитная полоса реки Дон на тер. гор. округа г Воронеж, гор. округа г. Нововоронеж, Рамонского, Семилукского, Хохольского, Острогожского, Каширского, Каменского, Лискинского, Подгоренского и Россошанского муниципальных районов Воронежской области.
С учетом расположения земельного участка и принадлежности его к землям сельскохозяйственного назначения, формирование земельных участков и их предоставление осуществляется в соответствии с ЗК РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Приказом Росреестра от 10.11.2020 №П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», Законом Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
Учитывая указанные нормы, земельные участки в границах сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения
- ст. 79 ЗК РФ - Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в состав земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с п.2 ст. 78 ЗК РФ.
Согласно классификатора видов разрешенного использования - Сельскохозяйственное использование включает в себя: ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1-1.20 (растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение лично подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства, сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных), в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- ст.11 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ Минимальный размер образуемого нового земельного участка на территории Воронежской области устанавливается в соответствии с требованиями земельного законодательства в размере земельной доли на территории соответствующего муниципального образования Воронежской области, определенной при реорганизации колхозов и совхозов, за исключением случаев, установленных настоящей статьей. При образовании земельных участков в ходе разграничения государственной собственности на землю размер образованного земельного участка менее размера, указанного в ч.1 ст.11 указанного закона, минимальный размер устанавливается равным фактическому.
Вместе с этим, с учетом охранных зон, в соответствии с Водным кодексом РФ, в границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов Федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 "О недрах").
В границах прибрежных защитных полос наряду с указанными ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Шедогубов С.А. пояснил, что по данным инвентаризации земельных участков на территории Семилукского сельского поселения, на испрашиваемый земельный участок имеются недооформленные права третьих лиц (л.д. 44-46).
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.
В случае предоставления земельного участка в собственность земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает особенности предоставления земельных участков данной категории, в том числе гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства.
Особенности, установленные названной статьей Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривают после поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка опубликование извещения о его предоставлении (п. 1 и 2). По смыслу п. 5 этой статьи решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается только в том случае, если в течение тридцати дней после публикации извещения о предоставлении земельного участка никто из граждан не подал заявления о намерении участвовать в аукционе. Такое решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и служит в дальнейшем основанием для предоставления земельного участка без торгов, в порядке, предусмотренном ст. 39.17 названного Кодекса, о чем указано в п. 6 этой статьи. В случае поступления заявления граждан о намерении участвовать в аукционе, принимается решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением, а уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка (п. 7).
Перечень оснований для отказа уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержится в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, данный перечень является исчерпывающим.
Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпункте 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Из материалов дела, Правил землепользования и застройки Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области с приложением графической части – карты (схемы) градостроительного зонирования с отображением зон с особыми условиями использования территории, следует, что испрашиваемый земельный участок расположены в зоне с особыми условиями использования территории, а именно в зоне затопления и подтопления, прибрежной защитной полосе, водоохранной зоне и в зоне государственного комплексного природного заказника областного значения «Семилукский». Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится в границах сельскохозяйственных угодий (л.д. 66).
Указанные обстоятельства в судебном заседании административным истцом не оспаривались.
Президентом Российской Федерации утвержден Перечень поручений по итогам совещания по ликвидации последствий паводковой ситуации в регионах Российской Федерации 04.09.2014, согласно п. 4 которого в срок до 01.12.2014 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять исчерпывающие меры, в том числе, нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску-затопления, подтопления.
Согласно пункту 1 и подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Кодексом, федеральными законами, в том числе путем установления ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 ВК РФ).
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения).
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).
В соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статья 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 11 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
В силу пункта 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Согласно ч. ч. 16, 16.1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. В отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 названной статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
Из части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации следует, что в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 названной статьи ограничениями запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Пунктом 22 Правил землепользования и застройки Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области предусмотрено, что в зонах затопления и подтопления запрещается: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами (л.д. 117).
В границах водоохранной зоны запрещается использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горючесмазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (л.д.110-111).
В границах прибрежных защитных полос запрещается использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горючесмазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»; распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (л.д. 112-113).
В соответствии со статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли государственных природных заказников отнесены к землям особо охраняемых природных территорий, на которых запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (пункт 1).
Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (пункт 3).
Постановлением администрации Воронежской области от 18.09.2000 №859 образован государственный комплексный природный заказник областного значения «Семилукский».
Постановлением Правительства Воронежской области от 27.01.2014 №61 утверждено Положение о государственном комплексном природном заказнике областного значения «Семилукский» (далее - Положение).
Пунктом 1.6 Положения установлено, что заказник расположен на территории Семилукского муниципального района Воронежской области. Общая площадь территории заказника составляет 2640,83 га.
Согласно подпункту 11 пункта 3.1 и пункту 3.3 Положения на территории заказника запрещаются предоставление земельных участков (кроме находящихся в границах населенных пунктов) для индивидуального жилищного строительства, а также для коллективного садоводства и огородничества.
На территории заказника проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, по уничтожению и (или) повреждению зеленых насаждений, а также проведение иных мероприятий и (или) работ допускается при условии согласия с департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зон с особыми условиями использования территории: ЗОУИТ36:28-6.1471 - зона затопления территории Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области при половодьях и паводках р. Дон, р. Ведуга 1% обеспеченности; ЗОУИТ36:00-6.341 - государственный комплексный природный заказник областного значения «Семилукский»; ЗОУИТ36:00-6.677 - Водоохранная зона реки Дон территория городского округа г. Воронеж, городского округа г. Нововоронеж, Рамонского, Семилукского, Хохольского, Острогожского, Каширского, Каменского, Лискинского, Подгоренского и Россошанского муниципальных районов Воронежской области; ЗОУИТЗб:00-6.680 - Прибрежная защитная полоса реки Дон на территории городского округа г. Воронеж, городского округа г. Нововоронеж, Рамонского, Семилукского, Хохольского, Острогожского, Каширского, Каменского, Лискинского, Подгоренского и Россошанского муниципальных районов Воронежской области, установленные ограничения использования земельных участков не допускают использования спорного земельного участка в соответствии с целями, указанными Селютиным Ю.Н. в заявлении о предоставлении земельного участка (для организации и ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В силу пункта 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации содержит прямой запрет для ведения на земельным участке, испрашиваемом административным истцом, находящегося в границах сельскохозяйственных угодий (согласно Правил землепользования и застройки), садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В выписке из протокола №3/21 заседания комиссии по предоставлению земельных участков на территории Семилукского муниципального района Воронежской области администрации Семилукского муниципального района содержится пояснения Шедогубова С.А. - главы Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области о том, что по данным инвентаризации земельных участков на территории Семилукского сельского поселения, на испрашиваемый земельный участок имеются недооформленные права.
Вместе с тем, в процессе рассмотрения дела доказательств указанному обстоятельству не представлено, в связи с чем, достоверно установить имеются ли на участок недооформленные права третьих лиц, не представляется возможным.
Однако, поскольку испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зон с особыми условиями использования территории, отказ администрации Семилукского муниципального района по сути является верным, в связи с чем при установленных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм правового регулирования, ответчик правомерно отказал в формировании земельного участка, поскольку зона затопления, водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, зона заказника, а также нахождение испрашиваемого земельного участка в границах сельскохозяйственных угодий Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области установлены и утверждены описанием местоположения границ таких зон в текстовой и графической форме, специальные защитные мероприятия по проведению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления не проведены.
Таким образом, отказ административного ответчика соответствует требованиям земельного законодательства, дан уполномоченным органом, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Селютину Ю.Н. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Селютина Юрия Николаевича к администрации Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконным решения, оформленного выпиской из протокола комиссии по предоставлению земельных участков на территории Семилукского муниципального района администрации № 3/21 от 19.05.2021, об отказе в удовлетворении заявления Селютина Ю.Н. о формировании земельного участка, возложении обязанности удовлетворить заявление Селютина Ю.Н. о формировании земельного участка согласно плану (схеме) расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме изготовлено 16.09.2021.
ДЕЛО № 2а-4167/2021
УИД:36RS0002-01-2021-004074-46
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 сентября 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием административного истца – Селютина Ю.Н., его представителя – Востриковой А.Г., действующей на основании ходатайства о допуске к участию в деле в качестве представителя и диплома о высшем юридическом образовании,
представителя административного ответчика – администрации Семилукского муниципального района Воронежской области – Щеголевой И.Е., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Селютина Юрия Николаевича к администрации Семилукского муниципального района Воронежской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Селютин Юрий Николаевич обратился в суд с административным иском к администрации Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконным решения, оформленного выпиской из протокола комиссии по предоставлению земельных участков на территории Семилукского муниципального района администрации №3/21 от 19.05.2021, об отказе в удовлетворении заявления о формировании земельного участка, возложении обязанности удовлетворить заявление о формировании земельного участка согласно плану (схеме) расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка.
В обоснование заявленных требований указав, что 16.04.2021 обратился с заявлением к главе администрации Семилукского муниципального района Воронежской области, в котором просил сформировать земельный участок, находящийся в собственности Семилукского муниципального района, расположенный по адресу: Воронежская область, р-н Семилукский, номер кадастрового квартала 36:28:83 00 0.19, на правом берегу р. Дон (широта 51,7484° долгота: 39,0904°, площадь: 7,172 м2 (0.72 га)), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, цель использования земельного участка: для организации и ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Одновременно с подачей заявления предоставил (схему) расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
19.05.2021 комиссией по предоставлению земельных участков на территории Семилукского муниципального района в удовлетворении заявления отказано по тем основаниям, что участок полностью попадает в водоохранные зоны; земельный участок принадлежит к землям сельскохозяйственного назначения – сельскохозяйственным угодьям (ст. 79 ЗК РФ), которые не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд; на испрашиваемый земельный участок имеются недооформленные права третьих лиц.
Административный истец, ссылаясь на нормы Водного кодекса РФ, Земельный кодекс РФ, полагает, что отказ является незаконным по тем основаниям, по испрашиваемый земельный участок находится в границах других земельный участков, которые также относятся к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, целевое назначение земель – для организации ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, однако представлены на праве собственности и используются по назначению.
Селютин Ю.Н. полагает, что ограничения использования земель в водоохранной зоне, связаны не с невозможностью их предоставления на праве собственности, а с ограничениями в их использования. Нахождение земельного участка сельскохозяйственного назначения в водоохранной зоне само по себе не препятствует его целевому использованию и не является препятствием для его формирования и предоставления в собственность.
Административный истец указывает, что земельный участок площадью семь соток занят дикими деревьями, испорченными в результате пожаров в 2010 году, покрыт сорняком, со всех сторон граничит с земельными участками, представленными физическим лицам для садоводства. Доказательств его использования собственником – администрацией Семилукского района по целевому назначению в соответствии с ЗК РФ не представлено.
Из информации, размещенной на сайте pkk.rosreestr.ru (публичная кадастровая карта Росреестра), испрашиваемый земельный участок находится в границах Семилукского сельского поселения, не сформирован, его границы не установлены, что свидетельствует о том, что участок на момент подачи заявления свободен от прав третьих лиц. Доказательств правопритязаний третьих лиц комиссией не представлено.
В связи с изложенными обстоятельствами, административный истец полагает, что решением комиссии нарушено его право на приобретение земельного участка, созданы необоснованные препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов (л.д. 7-9).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 02.07.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ДИЗО по Воронежской области, отдел архитектуры, градостроительства, имущества и земельных отношений администрации Семилукского муниципального района Воронежской области (л.д. 27-29).
В судебном заседании административный истец Селютин Ю.Н., его представитель Вострикова А.Г., действующая на основании ходатайства о допуске к участию в деле в качестве представителя и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 18), заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика – администрации Семилукского муниципального района Воронежской области Щеголева И.Е., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 61, 62), против удовлетворения заявленных требований возражала.
Заинтересованные лица - ДИЗО по Воронежской области, отдел архитектуры, градостроительства, имущества и земельных отношений администрации Семилукского муниципального района Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
В силу ст. 150 КАС РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность извещать суд о причинах неявки и представлять доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине.
Поскольку сторонами не представлены сведения подтверждающие уважительность неявки в судебное заседание, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц извещенных о месте и времени рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Выслушав истца, его представителя, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.
В силу 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться законами субъекта Российской Федерации перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Установлено и подтверждается материалами дела, что 16.04.2021 Селютин Ю.Н. обратился с заявлением на имя Главы администрации Семилукского муниципального района Воронежской области, в котором просил сформировать земельный участок, находящийся в собственности Семилукского муниципального района, расположенный по адресу: Воронежская область, Семилукский район, кадастровый квартал 36:28:8300019, на правом берегу р. Дон (широта 51.7484, долгота 39.0904, площадь 7.172 кв.м. (0,72 га)), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Цель использования земельного участка: для организации и ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. К заявлению приложил план земельного участка (л.д. 41).
По результатам рассмотрения заявления 19.05.2021 комиссией по предоставлению земельных участков на территории Семилукского муниципального района Воронежской области администрации Семилукского муниципального района принято решение, оформленное выпиской из протокола №3/21 об отказе Селютину Ю.Н. в формировании земельного участка (л.д. 44-46).
В обоснование отказа административный ответчик указал, что согласно Правилам землепользования и застройки Семилукского сельского поселения земельный участок расположен за границами населенного пункта попадает в границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Участок полностью попадает в охранные зоны:
- ЗОУИТ36:28-6.1471 - зона затопления территории Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области при половодьях и паводках р. Дон, р. Ведуга 1% обеспеченности;
- ЗОУИТ36:00-6.341 - государственный комплексный природный заказник областного значения «Семилукский»;
- ЗОУИТ36:00-6.677 - Водоохранная зона реки Дон тер. гор. округа г. Воронеж, гор. округа г. Нововоронеж, Рамонского, Семилукского, Хохольского, Острогожского, Каширского, Каменского, Лискинского, Подгоренского и Россошанского муниципальных районов Воронежской области;
- ЗОУИТЗб:00-6.680 - Прибрежная защитная полоса реки Дон на тер. гор. округа г Воронеж, гор. округа г. Нововоронеж, Рамонского, Семилукского, Хохольского, Острогожского, Каширского, Каменского, Лискинского, Подгоренского и Россошанского муниципальных районов Воронежской области.
С учетом расположения земельного участка и принадлежности его к землям сельскохозяйственного назначения, формирование земельных участков и их предоставление осуществляется в соответствии с ЗК РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Приказом Росреестра от 10.11.2020 №П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», Законом Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
Учитывая указанные нормы, земельные участки в границах сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения
- ст. 79 ЗК РФ - Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в состав земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с п.2 ст. 78 ЗК РФ.
Согласно классификатора видов разрешенного использования - Сельскохозяйственное использование включает в себя: ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1-1.20 (растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение лично подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства, сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных), в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- ст.11 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ Минимальный размер образуемого нового земельного участка на территории Воронежской области устанавливается в соответствии с требованиями земельного законодательства в размере земельной доли на территории соответствующего муниципального образования Воронежской области, определенной при реорганизации колхозов и совхозов, за исключением случаев, установленных настоящей статьей. При образовании земельных участков в ходе разграничения государственной собственности на землю размер образованного земельного участка менее размера, указанного в ч.1 ст.11 указанного закона, минимальный размер устанавливается равным фактическому.
Вместе с этим, с учетом охранных зон, в соответствии с Водным кодексом РФ, в границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов Федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 "О недрах").
В границах прибрежных защитных полос наряду с указанными ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Шедогубов С.А. пояснил, что по данным инвентаризации земельных участков на территории Семилукского сельского поселения, на испрашиваемый земельный участок имеются недооформленные права третьих лиц (л.д. 44-46).
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.
В случае предоставления земельного участка в собственность земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает особенности предоставления земельных участков данной категории, в том числе гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства.
Особенности, установленные названной статьей Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривают после поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка опубликование извещения о его предоставлении (п. 1 и 2). По смыслу п. 5 этой статьи решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается только в том случае, если в течение тридцати дней после публикации извещения о предоставлении земельного участка никто из граждан не подал заявления о намерении участвовать в аукционе. Такое решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и служит в дальнейшем основанием для предоставления земельного участка без торгов, в порядке, предусмотренном ст. 39.17 названного Кодекса, о чем указано в п. 6 этой статьи. В случае поступления заявления граждан о намерении участвовать в аукционе, принимается решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением, а уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка (п. 7).
Перечень оснований для отказа уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержится в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, данный перечень является исчерпывающим.
Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпункте 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Из материалов дела, Правил землепользования и застройки Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области с приложением графической части – карты (схемы) градостроительного зонирования с отображением зон с особыми условиями использования территории, следует, что испрашиваемый земельный участок расположены в зоне с особыми условиями использования территории, а именно в зоне затопления и подтопления, прибрежной защитной полосе, водоохранной зоне и в зоне государственного комплексного природного заказника областного значения «Семилукский». Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится в границах сельскохозяйственных угодий (л.д. 66).
Указанные обстоятельства в судебном заседании административным истцом не оспаривались.
Президентом Российской Федерации утвержден Перечень поручений по итогам совещания по ликвидации последствий паводковой ситуации в регионах Российской Федерации 04.09.2014, согласно п. 4 которого в срок до 01.12.2014 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять исчерпывающие меры, в том числе, нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску-затопления, подтопления.
Согласно пункту 1 и подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Кодексом, федеральными законами, в том числе путем установления ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 ВК РФ).
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения).
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).
В соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статья 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 11 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
В силу пункта 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Согласно ч. ч. 16, 16.1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. В отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 названной статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
Из части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации следует, что в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 названной статьи ограничениями запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Пунктом 22 Правил землепользования и застройки Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области предусмотрено, что в зонах затопления и подтопления запрещается: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами (л.д. 117).
В границах водоохранной зоны запрещается использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горючесмазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (л.д.110-111).
В границах прибрежных защитных полос запрещается использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горючесмазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»; распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (л.д. 112-113).
В соответствии со статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли государственных природных заказников отнесены к землям особо охраняемых природных территорий, на которых запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (пункт 1).
Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (пункт 3).
Постановлением администрации Воронежской области от 18.09.2000 №859 образован государственный комплексный природный заказник областного значения «Семилукский».
Постановлением Правительства Воронежской области от 27.01.2014 №61 утверждено Положение о государственном комплексном природном заказнике областного значения «Семилукский» (далее - Положение).
Пунктом 1.6 Положения установлено, что заказник расположен на территории Семилукского муниципального района Воронежской области. Общая площадь территории заказника составляет 2640,83 га.
Согласно подпункту 11 пункта 3.1 и пункту 3.3 Положения на территории заказника запрещаются предоставление земельных участков (кроме находящихся в границах населенных пунктов) для индивидуального жилищного строительства, а также для коллективного садоводства и огородничества.
На территории заказника проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, по уничтожению и (или) повреждению зеленых насаждений, а также проведение иных мероприятий и (или) работ допускается при условии согласия с департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зон с особыми условиями использования территории: ЗОУИТ36:28-6.1471 - зона затопления территории Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области при половодьях и паводках р. Дон, р. Ведуга 1% обеспеченности; ЗОУИТ36:00-6.341 - государственный комплексный природный заказник областного значения «Семилукский»; ЗОУИТ36:00-6.677 - Водоохранная зона реки Дон территория городского округа г. Воронеж, городского округа г. Нововоронеж, Рамонского, Семилукского, Хохольского, Острогожского, Каширского, Каменского, Лискинского, Подгоренского и Россошанского муниципальных районов Воронежской области; ЗОУИТЗб:00-6.680 - Прибрежная защитная полоса реки Дон на территории городского округа г. Воронеж, городского округа г. Нововоронеж, Рамонского, Семилукского, Хохольского, Острогожского, Каширского, Каменского, Лискинского, Подгоренского и Россошанского муниципальных районов Воронежской области, установленные ограничения использования земельных участков не допускают использования спорного земельного участка в соответствии с целями, указанными Селютиным Ю.Н. в заявлении о предоставлении земельного участка (для организации и ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В силу пункта 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации содержит прямой запрет для ведения на земельным участке, испрашиваемом административным истцом, находящегося в границах сельскохозяйственных угодий (согласно Правил землепользования и застройки), садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В выписке из протокола №3/21 заседания комиссии по предоставлению земельных участков на территории Семилукского муниципального района Воронежской области администрации Семилукского муниципального района содержится пояснения Шедогубова С.А. - главы Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области о том, что по данным инвентаризации земельных участков на территории Семилукского сельского поселения, на испрашиваемый земельный участок имеются недооформленные права.
Вместе с тем, в процессе рассмотрения дела доказательств указанному обстоятельству не представлено, в связи с чем, достоверно установить имеются ли на участок недооформленные права третьих лиц, не представляется возможным.
Однако, поскольку испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зон с особыми условиями использования территории, отказ администрации Семилукского муниципального района по сути является верным, в связи с чем при установленных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм правового регулирования, ответчик правомерно отказал в формировании земельного участка, поскольку зона затопления, водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, зона заказника, а также нахождение испрашиваемого земельного участка в границах сельскохозяйственных угодий Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области установлены и утверждены описанием местоположения границ таких зон в текстовой и графической форме, специальные защитные мероприятия по проведению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления не проведены.
Таким образом, отказ административного ответчика соответствует требованиям земельного законодательства, дан уполномоченным органом, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Селютину Ю.Н. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Селютина Юрия Николаевича к администрации Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконным решения, оформленного выпиской из протокола комиссии по предоставлению земельных участков на территории Семилукского муниципального района администрации № 3/21 от 19.05.2021, об отказе в удовлетворении заявления Селютина Ю.Н. о формировании земельного участка, возложении обязанности удовлетворить заявление Селютина Ю.Н. о формировании земельного участка согласно плану (схеме) расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме изготовлено 16.09.2021.