66RS0008-01-2020-000115-72
Дело №2-477/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Нижний Тагил 28 мая 2020 года
Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего Охотиной С.А.,
при секретаре судебного заседания Чарушиной О.Н.,
с участием помощника прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Ищенко А.В.,
представителя ответчика ООО «УК «Продвижение» Витвицкой Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах Бугун Т.А. и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ПРОдвижение» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил обратился в суд, действуя в интересах ФИО3 и неопределенного круга лиц, с иском к ООО «УК «ПРОдвижение» в котором просит: обязать ответчика в срок до 01.10.2020 совершить действия по оснащению за счет средств собственников помещений многоквартирного дома, собираемых по строке «содержание и текущий ремонт» по единой счет-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг и аккумулируемых на расчетном счете управляющей компании, многоквартирного <Адрес> в г.Н.Тагиле коллективным (общедомовым) прибором учета теплоснабжения и сдать в эксплуатацию установленный прибор учета.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Дзержинского района г.Н.Тагила проведена проверка по обращению Бугун Т.А., являющейся единоличным собственником <Адрес> в г.Н.Тагиле, о нарушении требований жилищного законодательства. ООО «УК «ПРОдвижение» имеет лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами. Ответчик осуществляет функции управления домом <Адрес> в г.Н.Тагиле с августа 2015 года. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства, а именно, ст.162 ЖК РФ, ст.12,13 ФЗ РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и …», п.10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном <Адрес> в г.Н.Тагидле не оборудован общедомовым прибором учета теплоснабжения, что нарушает права граждан проживающих в доме; ответственным за проведение мероприятий по установке общедомового прибора и введении в его эксплуатацию является управляющая компания, с которой у собственников дома заключен договор управления. Кроме того, указали, что Департаментом ГЖиНС 29.05.2019 в адрес ответчика было вынесено предписание <№>) с требованием в срок до 15.10.2019 осуществить мероприятия по установке общедомового прибора учета теплоснабжения, однако предписание не исполнено. В связи с чем, прокурор просит иск удовлетворить.
Истец Бугун Т.А. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена, просила рассмотреть дело в своей отсутствие, указав, что поддерживает требования предъявленные прокурором, в том числе в ее интересах.
Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования по указанным в иске основаниям, а также дополнил, что исходя из нормативных положений закона №261-ФЗ установлена по факту обязанность собственников жилых домов обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых вод, тепловой энергии, электрической энергии, а так же ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012 года. После указанной даты, не зависимо от принятия собственниками такого решения, установка приборов учета является нормативным предписанием и должна быть осуществлена силами управляющей компании, в случае заключения договора с собственниками на управление домом. Прокурор полагает, не смотря на доводы стороны ответчика, Управляющая компания является надлежащим ответчиком, поскольку мероприятия по энергоснабжению включены в состав работ по содержанию многоквартирного дома, а обязанность установки приборов с учетом зон балансовой ответственности ресурсоснабжающей организации и собственников (в лице УК) возложена на лиц, ответственных за такое содержание. В связи с чем, требования просил удовлетворить в полном объеме.
Оценивая обстоятельства дела и наличие у прокурора права на предъявление настоящего иска, суд учитывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц; при этом ч.4 ст. 27 ФЗ "О прокуратуре РФ" установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
На основании изложенного, обращаясь в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов Бугун Т.А. и иных жильцов многоквартирного дома, учитывая и приведенные в иске обоснования, суд приходит к выводу, что прокурор действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом.
Представитель ответчика Витвицкая Е.В. возражала против иска, поддержав доводы, указанные в письменном отзыве, дополнив их, а именно, указав, что: В период с 16.05.2019 года по 29.05.2019 года отделом контроля ГЖИ в отношении ООО «УК «ПРОдвижение» проведена проверка и по результатам выдано предписание об устранении нарушений лицензионных требований от 29.05.2019. Считая, что предписание является неправомерным, ООО «УК «ПРОдвижение» обратилось с заявлением о признании его недействительным предписания в арбитражный суд Свердловской области. Во исполнение требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, Обществом инициировано общее собрание собственников помещений многоквартирного <Адрес> по вопросу установки общедомового прибора учета теплоэнергии. Решение по указанному вопросу собственниками помещений принято не было, ввиду отсутствия кворума. Также ООО «УК «ПРОдвижение» направило заявку на установку общедомовых приборов учета энергии непосредственно в адрес ресурсоснабжающих организаций, поскольку они обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми они осуществляют. Иным образом исполнить требования законодательства, как полагает ответчик, он не имеет возможности, так как таковой обязанности него не возложено. Полагают, что Управляющей компанией предприняты все зависящие меры, направленные на недопущение нарушения требования законодательства; а ответом администрации города также подтверждается их позиция, что установку приборов чета должны проводит ресурсоснабжающие организации, при этом невозможно осуществление этих работ по указанные прокурором в просительной части статьи расходов, так как такие работы не заложены в эту сумму и соответственно повлечет необоснованное освобождение собственников от оплаты работ, с возложением их только на УК, что явно не обоснованно.
Определением суда от 28.05.2020, учитывая приведенные стороной ответчика доводы, было отказано в удовлетворении заявления об оставлении иска без рассмотрения, а также не усмотрено оснований для приостановления производства. Дело рассмотрено по существу.
Представители третьих лиц – НТ МУП «Горэнерго-НТ» и Департамента ГЖиНС по СО в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, ходатайств об отложении не заявили. От представителя НТ МУП «Горэнерго-НТ» представлен письменный отзыв на иск от 18.03.2020, в соответствии с которым, полагали требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поддержали правовую позицию прокурора; также указали, что с даты вступления в силу Закона об энергосбережении (27.11.2009) работы по установке и введению в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном доме отнесены к обязательным работам по содержанию дома и должны осуществляться вне зависимости от того, имеется ли решение собственников по данному вопросу. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовой (коллективных) приборов учета энергии, а также их надлежащей эксплуатации входя в обяханности управляющей компании в силу положений ст.162 ЖК РФ и пп. «к» п.11 Правил № 491.
Суд, выслушав участников процесса, огласив отзывы, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Пунктом 10 Правил N 491, установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.04.2011 N 390-ПП утвержден Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно, включаемых в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в пункте 5 раздела 2 данного Перечня предусмотрено оснащение общедомовыми приборами учета тепловой энергии с возможностью дистанционного снятия показаний.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются ФЗ РФ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Закон №261-ФЗ); целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения, и повышения энергетической эффективности.
Согласно положениям статьи 9 Закона №261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов и проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 1 и 2 статьи 13 Закона №261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
При этом, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 5 статьи 13 Закона №261-ФЗ предусмотрено, что до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что Бугун Т.А., являясь собственником <Адрес> в г.Н.Тагиле и проживая в указанном жилом помещении, обратилась 21.10.2019 в целях защиты жилищных прав в прокуратуру Дзержинского района г.Н.Тагила с заявлением, в котором просила принять меры в связи с неисполнением Управляющей компанией – ООО «УК «ПРОдвижение» предписания органа жилищного надзора в части необходимости установки приборов учета теплоснабжения, так как их отсутствие ущемляет, в том числе и в материально плане, ее права.
В ходе проверки и на требование прокурора ответчиком представлен ответ <№> от 07.11.2019, в соответствии с которым директор ООО «УК «ПРОдвижение» указал, что многоквартирный дом по адресу: г.Н.Тагил, <Адрес> общедомовым прибором учета не оборудован; технические возможности для установки прибора учета имеются. Решения по установке прибора учета на общем собрании собственниками не принято, при этом УК обратилась в НТ МУП «Горэнерго-НТ» с просьбой установить прибор учета, на сегодняшний день ведется работа совместно с НТ МУП Горэнерго-НТ по обследованию подвального помещения для последующей установки ОДПУ.
По представленным в дело документам установлено, что ООО «УК «ПРОдвижение» является действующим юридическим лицом; директор Полин М.Ю.; видами деятельности являются – управление эксплуатацией жилого и не жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, обеспечение работоспособности тепловых сетей, производство санитарно-технических работ.
Ответчик имеет лицензию № 143 от 13.05.2015, видом лицензируемой деятельности значится: осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, с учетом особенностей лицензирования, установленных ЖК РФ.
ООО «УК «ПРОдвижение» (ранее ООО «Райкомхоз-НТ») является управляющей организаций в отношении многоквартирного дома по <Адрес> в г.Н.Тагиле; дом включен в реестр лицензий указанной компании на основании протокола внеочередного общего собрания собствеников № 2 от 26.07.2015. Данные сведения подтверждаются представленными суду документами, не оспорены ответчиком, учитывая и наличие данных сведений в общем доступе в сети Интернет.
Суду представлен договор управления многоквартирным домом по <Адрес> в г.Н.Тагиле № 14 от 01.12.2015, в соответствии с которым предметом договора является: возмездное оказание (выполнение) Управляющей организацией – ответчиком, в течение согласованного срока и в соответствии с заданием собственников комплекса услуг и (или) работ по управлению многоквартирным домом, по надлежащему содержанию помещений в таком доме, осуществление иной направленной на достижение целей управления домом деятельности. Перечень и периодичность выполнение работ и оказания услуг указаны в Приложение №1, изменение также производятся в случаях, предусмотренных законодательством (раздел 2 Договора).
Согласно п.3.1.1. Договора управления, Управляющая компания взяла на себя обязательство за счет средств собственников обеспечивать содержание Общего имущества в соответствии с требованиями закона.
В соответствии с разделом 1 Договора № 14 установлено, что Общим имуществом в многоквартирном доме признаются, в том числе подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в доме.
При этом также установлено, что поскольку договор ресурсоснабжения по приобретению коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах между НТ МУП «Горэнерго-НТ» и ответчиком не заключен, то в порядке, предусмотренном п.п. «б» п.17 Правил № 354 от 06.05.2011, учитывая положения ч.2.1, 2.2, 2.3 ст. 161, ч. 2 и 3 ст. 162, ст. 164 ЖК РФ, а также ч. 8 ст. 5 и ст. 8 ЖК РФ, устанавливающие безусловный приоритет специальных норм ЖК РФ над нормами гражданского законодательства, у НТ МУП «Горэнерго-НТ» с июня 2019 года возникли обязательства перед потребителями, как у исполнителя коммунальных услуг по факту их потребления, в частности: право начисления и взимания платы за предоставленные коммунальные услуги до заключения, с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом, в установленном порядке договора о приобретении такого ресурса. От способа управления многоквартирным домом зависит и порядок оплаты за коммунальные ресурсы по ГВС и отоплению в отношении мест общего пользования, общедомового имущества.
Вместе с тем, указанное не подтверждает доводы стороны ответчика о том, что у Управляющей компании каким-то образом прекратились обязательства перед собственниками за обеспечение надлежащего содержания общедомового имущества.
Так, согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ и пункту 16 Правил N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией).
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Пунктом 6 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В пункте 2 указанных Правил раскрывается содержание понятий, используемых в Правилах, согласно которым коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (п. 5, 6, 7).
Пунктами 16 и 17 Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил №491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
На основании ч. 4 ст. 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Согласно ч. 11 ст. 2 Закона N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и ФЗ N 261-ФЗ мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, в частности используемых на общие домовые нужды, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса и подпункта "к" пункта 11 Правил.
Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса, пунктов 28 и 31 Правил, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Статьей 155 Жилищного кодекса РФ определено, что собственники обязаны вносить, а управляющая организация - взыскивать плату за предоставленные работы и оказанные услуги.
В связи с этим организация, обслуживающая жилой дом и получающая от жителей плату за содержание дома, обязана соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок содержания и обслуживания жилищного фонда.
Учитывая вышеприведённое, суд соглашается с доводами прокурора о том, что лицом, обязанным в настоящее время принять исчерпывающие меры к оснащению - установке в многоквартирном <Адрес> в г.Н.Тагиле общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов по теплоснабжению, является ООО «УК «ПРОдвижение» - ответчик, как управляющая этим домом организация.
Так, заключив договор управления, Общество приняло на себя обязательства по управлению, содержанию и ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома и, как управляющая организация, должно надлежащим образом исполнять возложенные обязанности по управлению многоквартирным жилым домом. В данном случае ответчик должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг граждан, проживающих в многоквартирном доме.
При этом как указано выше, действия ответчика по оснащению дома прибором учета и обеспечение условий ввода его в эксплуатацию, в настоящее время от наличия либо отсутствия соответствующего решения собственников не зависят.
С учетом изложенного, доводы стороны ответчика об отсутствии обязанности по принятию мер для установки прибора чета являются неверными.
Также суд полагает не обоснованными доводы сторон ответчика со ссылкой на положения ст. 13 Закона № 261-ФЗ о том, что обязанность по установке приборов учета возлагается только на ресурсоснабжающие организации, поскольку данная норма не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В частности вышеуказанное положение учитываются в совокупности и положения части 9 статьи 13 Закона №261-ФЗ, в соответствии с которыми с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией или их передачу обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Так, из буквального толкования приведенных норм материального права следует, что непосредственная установка коллективных (общедомовых) приборов учета после 1 июля 2013 г. осуществляется силами ресурсоснабжающей организации. В свою очередь, управляющие компании обязаны обеспечить установку соответствующих приборов учета путем обеспечения доступа ресурсоснабжающей организации к месту их установки, заключения договора и возмещения расходов, понесенных на установку коллективных (общедомовых) приборов учета, принятия мер по вводу в эксплуатацию установленных приборов учета.
Данный вывод суда подтвержден и представленным в материалы дела договором на установку приборов учета энергоресурсов от 30.12.2019, заключенным между НТ МУП «Горэнерго-НТ» и УК «Продвижение»; вместе с тем, данных мер явно не достаточно, так как договор подписан с протоколом разногласий, при этом таковой не представлен для оценки со стороны суда. Кроме того, работы не производятся, поскольку ответчик также оспаривает наличие у себя обязанности по осуществлению мер для установки приборов учета, что подтверждается фактом обращения стороны ответчика в Арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Отсутствие общедомового (коллективного) прибора учета теплоснабжения нарушает вышеприведенные положения закона, и соответственно права лиц, проживающих в доме.
Принимая во внимание приведенные нормы закона и установленные обстоятельства дела, а также учитывая, что в многоквартирном доме имеется техническая возможность по установке приборов учета теплоснабжения, суд полагает требования прокурора законными и обоснованными, в связи с чем, они подлежат удовлетворению в данной части.
Данная правовая позиция содержится в многочисленных судебных актах Верховного Суда Российской Федерации, в частности, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2016 N АПЛ16-403, от 05.02.2019 N 302-ЭС19-777, от 16.01.2019 N 306-КГ18-23777.
Вместе с тем, суд, учитывая вышеприведенные положения закона, а также учитывая положения ст. 249, ГК РФ, 155 и 158 ЖК РФ, приходит к выводу, что при рассмотрении дела решение вопроса и указание в резолютивной части решения на осуществление действий за счет средств собственников, собираемых именно по строке «содержание и ремонт» по единой счет квитанции на оплату ЖКУ и аккумулируемых на счете управляющей компании, - преждевременно, не будет соответствовать установленному и указанному выше в таком случае порядку удержания (уплаты) затраченных на проведение таких работ денежных средств; может повлечь нарушение прав и интересов ответчика либо ресурсоснабжающей организации, так как самостоятельно в добровольном порядке собственниками дома данный вопрос на общем собрании не разрешен, порядок и размер оплаты не установлен. В данном случае, не исключена и возможность обращения любого из собственников либо управляющей компании с претензий относительно суммы, затраченной на установку прибора учета (в случае наличия для этого оснований и несогласия с размером, понесённых расходов). Иное повлечет преждевременное решение вопроса о порядке оплаты, что явно не допустимо.
Руководствуясь ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах Бугун Т.А. и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ПРОдвижение» о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ПРОдвижение» (ИНН 6623090814) в срок до 01.10.2020 за счет собранных в установленном порядке средств собственников помещений многоквартирного дома, совершить действия по оснащению многоквартирного <Адрес> в г.Н.Тагиле коллективным (общедомовым) прибором учета теплоснабжения (тепловой энергии) и ввести данный прибор учета в эксплуатацию.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: С.А. Охотина
Текст решения в окончательной форме изготовлен 04.06.2020.
Судья: С.А. Охотина