Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-666/2016 ~ М-604/2016 от 16.08.2016

дело №2а-666/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Костомукша                      08 сентября 2016 года

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Сафаряна И.А.,

при секретаре Марцынюк Е.Н.,

с участием представителя административного истца Акционерного общества «Карельский окатыш» Грязиной Н.С.,

представителей административного ответчика ТО Управления Роспотребнадзора по РК в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах Зелинского П.А., Шуйской И.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Акционерного общества «Карельский окатыш» к Территориальному отделу в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия о признании предписания в части незаконным,

установил:

АО «Карельский окатыш» обратилось в суд с названным иском, указав, что 18.05.2016 АО «Карельский окатыш» были выданы предписание главного специалиста-эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по РК в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах Баскаковой С.А. №44 от 18.05.2016 и акт проверки №137 от 18.05.2016. Пункт 4 предписания обязывает общество в соответствии с требованиями СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки», ст.ст. 24, 25 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ на рабочих местах персонала АО «Карельский окатыш» (рабочие места дробильщика 6-разряда, машиниста конвейера (№1,2,11,12), машиниста конвейера питательного, машиниста мельниц, сепараторщика, машиниста насосных установок по перекачке шлаков, машиниста крана мостового электрического №12, машиниста окомкователей, фильтрофщика агломератчика, машиниста эксгаустера (УПКиО), рабочее место электрослесаря по ремонту и обслуживанию оборудования - Энергоуправление (участок электроснабжения карьера), привести параметры (уровни) шума в соответствии с требуемыми нормами. Уровни шума на рабочих местах не должны превышать предельно допустимых значений. Пункт 5 предписания обязывает общество в соответствии с требованиями СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий» Санитарными правилами по гигиене труда водителей автомобилей от 05.05.1988 №4616-88, ст.ст. 24, 25 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ на рабочих местах персонала АО «Карельский окатыш» (рабочие места: машиниста экскаватора ЭКГ-10, водителя погрузчика САТ 993К (гос. № Х), машиниста бульдозера САТ 844Н (гос.№ Х), машиниста бульдозера САТD10Т (гос.№ Х) привести параметры (уровни) общей вибрации в соответствии с требуемыми нормами. Уровни общей вибрации на рабочих местах не должны превышать предельно допустимых значений. С предписанием общество не согласно, поскольку обществом соблюдаются требования трудового законодательства в части предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Работники обеспечиваются необходимыми средствами индивидуальной защиты. Принимает меры для снижения воздействия шума и вибрации, в связи с чем регулярно проводит мониторинг новых технологий, осуществляет инвестирование в модернизацию производства. В настоящее время отсутствуют технологии, способные полностью исключить вредные факторы, в связи с чем общество не имеет возможности повлиять на уровень вибрации и шума. Указанным предписанием нарушаются права и законные интересы общества, поскольку предписание должно быть обоснованным, возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые обязанности. Просит признать предписание незаконным и отменить его.

В судебном заседании представитель административного истца АО «Карельский окатыш» Грязина Н.С., действующая на основании доверенности, изменила требования, просила признать незаконными п.п. 4 и 5 предписания главного специалиста-эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по РК в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах Баскаковой С.А. №44 от 18.05.2016 по доводам, изложенным в заявлении, и пояснила, что в п. 4 необоснованно указано рабочее место электрослесаря по ремонту и обслуживанию оборудования - Энергоуправление (участок электроснабжения карьера), поскольку не представлено доказательств превышения уровня шума на указанном рабочем месте. Обществом постоянно производится модернизация производства, приобретаются средства индивидуальной защиты для работников с целью уменьшения воздействия на них вредных факторов. Указанные в пунктах 4 и 5 Предписания указания в настоящее время не исполнимы. На используемые оборудование и технику выданы разрешения и сертификаты соответствия.

Представители административного ответчика ТО Управления Роспотребнадзора по РК в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах и.о. начальника Зелинский П.А. и Шуйская И.Л., действующая на основании доверенности, с иском не согласны.

Зелинский П.А. пояснил, что уровень профессиональных заболеваний в г. Костомукша самый высокий по Республике Карелия. В случае невозможности исполнения требований, указанных в предписании, Общество должно приостановить работу.

Шуйская И.Л. пояснила, что обществу по результатам проверки предложено привести уровни шума и вибрации на конкретных рабочих местах в соответствие с предельно допустимыми нормами. Доказательств неисполнимости предписания административным истцом не представлено. Средства индивидуальной защиты, - это мера ограждения работника от вредного воздействия и не влияет на устранение и приведение к предельно допустимым уровням шума и вибрации в самом источнике. ТО Управления Роспотребнадзора по РК в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность общества, в связи с чем Общество само должно определить какие меры необходимо принять для устранения выявленных нарушений.

Административный ответчик Баскакова С.А., извещённая о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 24Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Статьей 25 указанного закона предусмотрено, что условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

В силу пункта 70 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 N 764, в предписании об устранении выявленных нарушений должны быть указаны положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающие обязательные требования, нарушение которых было выявлено при проверке; требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований и срок их исполнения.

Содержащиеся в предписании административного органа формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, в адрес которого оно выдано.

Таким образом, предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, должно быть законным и обоснованным, понятным для исполнения.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности (статья 19.5 КоАП РФ).

Таким образом, предписание органа, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть, на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их устранения, данные меры должны быть реальными и исполнимыми.

По смыслу приведенных нормативных положений исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 15.03.2016 №137 о проведении плановой выездной проверки юридического лица в период с 14.04.2016 по 16.05.2016 ТО Управления Роспотребнадзора по РК в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах проведена проверка соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в сфере потребительского рынка, а также технических регламентов.

По результатам проведенной проверки главным специалистом - экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по РК в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах Баскаковой С.А. в адрес АО «Карельский окатыш» внесено предписание №44 от 18.05.2016.

В соответствии с п. 4 предписания АО «Карельский окатыш» предписано в соответствии с требованиями СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки», ст.ст. 24, 25 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ на рабочих местах персонала АО «Карельский окатыш» (рабочие места дробильщика 6-разряда, машиниста конвейера (№1,2,11,12), машиниста конвейера питательного, машиниста мельниц, сепараторщика, машиниста насосных установок по перекачке шлаков, машиниста крана мостового электрического №12, машиниста окомкователей, фильтрофщика агломератчика, машиниста эксгаустера (УПКиО), рабочее место электрослесаря по ремонту и обслуживанию оборудования - Энергоуправление (участок электроснабжения карьера) привести параметры (уровни) шума в соответствие с требуемыми нормами. Уровни шума на рабочих местах не должны превышать предельно допустимых значений. Срок исполнения 01 октября 2017 года.

Пунктом 5 предписания АО «Карельский окатыш» предписано в соответствии с требованиями СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий» Санитарными правилами по гигиене труда водителей автомобилей от 05.05.1988 №4616-88, ст.ст. 24, 25 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ на рабочих местах персонала АО «Карельский окатыш» (рабочие места: машиниста экскаватора ЭКГ-10, водителя погрузчика САТ 993К (гос. № Х), машиниста бульдозера САТ 844Н (гос.№ Х), машиниста бульдозера САТD10Т (гос.№ Х) привести параметры (уровни) общей вибрации в соответствие с требуемыми нормами. Уровни общей вибрации на рабочих местах не должны превышать предельно допустимых значений. Срок исполнения 01 октября 2017 года.

Как следует из представленных документов АО «Карельский окатыш» разработаны и введены в действие мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда по результатам специальной оценки условий труда, для добычи руды и производства окатыша используются оборудование и специальная техника в соответствии с сертификатами соответствия и разрешениями.

Кроме этого, суд считает необоснованным указание в п. 4 предписания рабочего места электрослесаря по ремонту и обслуживанию оборудования - Энергоуправление (участок электроснабжения карьера), поскольку административным ответчиком не представлено доказательств превышения предельно допустимых значений уровня шума.

Согласно ч. 1 ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с данным Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Кодексу.

В силу положений ст. ст. 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложена на работодателя. Именно работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

В соответствии с абз. 6 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации существенными условиями подлежащими включению в трудовой договор являются, в том числе компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Исходя из изложенного, формулировка пунктов 4 и 5 предписания Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РК в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах в адрес АО «Карельский окатыш» от 18.05.2016 №44 об устранении выявленных нарушений не соответствует принципам конкретности и исполнимости предписаний контролирующего органа, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца о признании незаконными п.п. 4 и 5 предписания Территориального отдела в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия №44 от 18 мая 2016 года.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Руководствуясь ст. ст. 174-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать пункты 4 и 5 предписания Территориального отдела в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия №44 от 18 мая 2016 года незаконными.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд.

Судья                         И.А. Сафарян

Мотивированное решение составлено 13 сентября 2016 года.

2а-666/2016 ~ М-604/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АО "Карельский окатыш"
Ответчики
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Карелия Территориальный отдел в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвских районах
Баскакова Светлана Александровна
Суд
Костомукшский городской суд Республики Карелия
Судья
Сафарян Ишхан Артавазович
Дело на странице суда
kostomukshsky--kar.sudrf.ru
16.08.2016Регистрация административного искового заявления
16.08.2016Передача материалов судье
18.08.2016Решение вопроса о принятии к производству
18.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2016Судебное заседание
07.09.2016Судебное заседание
08.09.2016Судебное заседание
13.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2016Дело оформлено
25.11.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее