Дело № 2а-156/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Борисоглебск 19 февраля 2019 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе
председательствующего - судьи Гуглевой Н.Б.,
при секретаре Тороповой Е.Ю.,
с участием:
административного истца Сухинина А.А.,
представителя административных ответчиков
Борисоглебской межрайонной прокуратуры и Воронежской областной прокуратуры - Гринцевич В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административный иск Сухинина Александра Анатольевича к Борисоглебской межрайонной прокуратуре Воронежской области, Воронежской областной прокуратуре, Борисоглебскому межрайпрокурору о признании незаконными и необоснованными действия исполняющего обязанности Борисоглебского межрайпрокурора Е.М. Харитоновой в части принятия решения о перенаправлении жалобы, возложении обязанности провести проверку,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Борисоглебский городской суд Воронежской области с административным иском, в котором указывает, что 12.12.2018 он обратился в Борисоглебскую межрайонную прокуратуру с жалобой на отказ в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При обращении им были предоставлены копия решения №1216 от 29.09.2018 и копия ответа от 28.09.2018 № 82/304-06-31/1387 КУВО Управления соцзащиты населения Борисоглебского городского округа, а также копия свидетельства о расторжении брака от 15.01.2015.
Из административного иска следует, что при ознакомлении с материалами дела по заявлению истца в КУВО УСЗН БГО он не увидел расчета размера субсидии.
Борисоглебская межрайонная прокуратура не стала рассматривать жалобу на отказ в предоставлении субсидии КУВО УСЗН БГО ВО, перенаправив жалобу в Департамент социальной защиты Воронежской области.
По мнению административного истца, Департамент социальной защиты не рассмотрел его жалобу, дав формальный ответ.
В административном иске указано, что 25.01.2019 административный истец вновь обратился в Борисоглебскую межрайонную прокуратуру с жалобой на формальную отписку Департамента социальной защиты Воронежской области, поскольку, по его мнению, жалоба не была рассмотрена, не была проведена проверка законности и обоснованности действий КУВО УСЗН БГО в части отказа предоставить ему субсидию.
Решением от 28.01.2019 №142ж-2006 Борисоглебская межрайонная прокуратура повторно направила его жалобу в Департамент социальной защиты, т.е. в орган, на который он жаловался, что не соответствует Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45, и нарушает его права.
Административный истец просит признать незаконными и необоснованными действия исполняющего обязанности Борисоглебского межрайпрокурора Е.М. Харитоновой в части принятия решения о перенаправлении его жалобы от 25.01.2019 в Департамент социальной защиты Воронежской области; обязать Борисоглебскую межрайонную прокуратуру провести проверку его жалобы от 25.01.2019 в соответствии с действующим законодательством.
Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель административных ответчиков - Борисоглебской межрайонной прокуратуры, Воронежской областной прокуратуры – заместитель Борисоглебского межрайпрокурора Гринцевич В.В., против удовлетворения иска возражал.
Привлеченный к участию в деле в качестве административного ответчика Борисоглебский межрайпрокурор в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В судебном заседании установлено, что 25.01.2019 административный истец обратился к И.О. Борисоглебского межрайпрокурора Е.М. Харитоновой с жалобой, в которой указывал, что 12.12.2018 он обратился в Борисоглебскую межрайонную прокуратуру в связи с отказом предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг КУВО УСЗН БГО директором ФИО1. Из жалобы следует, что Борисоглебская межрайпрокуратура не стала рассматривать обращение, направив его в Департамент социальной защиты Воронежской области. При ознакомлении с материалами дела в КУВО УСЗН БГО им была произведена фотосъемка всех документов, находящихся в деле по вопросу получения субсидии, при этом отсутствовал расчет размера субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При получении ответа из Департамента социальной защиты населения Воронежской области Сухининым был обнаружен расчет размера субсидий за подписью директора ФИО1, который отсустствовал при ознакомлении с материалами дела в КУВО УСЗН БГО. В жалобе Сухинин также указывал, что он в настоящее время нигде не работает, в связи с претензиями бывшей супруги вынужден платить алименты на содержание дочери ФИО2, его доход почти в два раза ниже прожиточного минимума. Сухинин в жалобе просил И.О. Борисоглебского межрайпрокурора истребовать из КУВО УСЗН Борисоглебского городского округа Воронежской области материалы дела по отказу ему в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, провести проверку.
Из содержания жалобы также следует, что, по мнению заявителя, Департамент социальной защиты населения Воронежской области за подписью заместителя руководителя Департамента ФИО3 от 21.01.2019 № 82-15/112 направил в его адрес формальную отписку с незаконным и необоснованным отказом предоставить субсидию, а требования УСЗН БГО ВО являются безграмотными и незаконными.
28.01.2019 И.О. Борисоглебского межрайпрокурора Е.М. Харитоновой в соответствии с ч.3 ст.8 ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» обращение Сухинина А.А. о несогласии с решением заместителя руководителя Департамента было направлено в Департамент социальной защиты Воронежской области.
Приказом прокурора Воронежской области от 25.01.2019 № Харитонова Е.М. 04.02.2019 освобождена от занимаемой должности заместителя Борисоглебкого межрайпрокурора Воронежской области и уволена из органов внутренних дел по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Частью 3 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию названных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Органами прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством (пункты 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации").
Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакция печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (статья 11 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1).
В соответствии с поименованными выше Законами Приказом Генерального Прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция).
По результатам предварительного рассмотрения обращения гражданина принимается одно из решений, перечисленных в пункте 3.1 Инструкции (о принятии к разрешению или направлении в другие органы).
Обращение, разрешение которого не входит (входит частично) в компетенцию данной прокуратуры или подлежит разрешению другими органами и организациями в семидневный срок с момента регистрации, направляется по принадлежности одновременно с уведомлением об этом заявителя (пункты 3.3, 3.4, 3.5 Инструкции).
Таким образом, решение о направлении обращения в другие органы является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению. Прямого запрета, ограничивающего направление обращений для их рассмотрения по принадлежности (за исключением прямо предусмотренных случаев) не установлено.
Пунктом 3.7 Инструкции запрещается направление обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Аналогичное положение содержится и в части 6 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Как усматривается из материалов дела, Сухинин А.А. в своей жалобе, направленной в адрес И.О. Борисоглебского межрайпрокурора Харитоновой Е.М., просил истребовать из КУВО УСЗН Борисоглебского городского округа Воронежской области материалы дела по отказу ему в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, провести проверку, а также ссылается на то, что Департамент социальной защиты Воронежской области за подписью заместителя руководителя Департамента ФИО3 от 21.01.2019 № 82-15/112 направил в его адрес формальную отписку с незаконным и необоснованным отказом предоставить субсидию, а требования КУВО «УСЗН Борисоглебского городского округа» являются безграмотными и незаконными.
По результатам рассмотрения обращения Сухинина А.А. И.О. Борисоглебского межрайпрокурора Е.М. Харитоновой принято решение от 28.01.2019 о направлении обращения в другой орган - Департамент социальной защиты Воронежской области, о чем заявитель был уведомлен.
При этом в уведомлении указано - "о принятом решении прошу сообщить заявителю за подписью должностного лица и информировать межрайпрокуратуру".(л.д.11)
В соответствии с Законами Воронежской области от 17.10.2012 № «О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области», от 30.09.2008 № 77-03 «О правительстве Воронежской области», указом губернатора Воронежской области от 06.11.2013 № 414-у «Об оптимизации деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области», постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013 № 1132 утверждено Положение о департаменте социальной защиты Воронежской области.
Как предусмотрено п. 1.1 данного положения, Департамент социальной защиты Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах социальной поддержки, оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, социального обслуживания и социальной защиты населения на территории Воронежской области, а также осуществляющим управление в указанных сферах.
В соответствии с п. 1.4 Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные (казенные, бюджетные и автономные) учреждения, в отношении которых им исполняются функции и полномочия учредителя.
Как указано в п. 3.2 Положения, Департамент предоставляет государственные услуги, в том числе прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», указом губернатора Воронежской области от 27.05.2011 № 214-у «Об утверждении Перечня государственных услуг исполнительных органов государственной власти Воронежской области», постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013 № 1132 «Об утверждении Положения о департаменте социальной защиты Воронежской области», постановлением правительства Воронежской области от 29.10.2010 № 916 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов по предоставлению государственных услуг исполнительными органами государственной власти Воронежской области» приказом ДТиСР Воронежской обл. от 08.02.2012 № 454/ОД (в редакции приказа ДСЗ Воронежской области от 07.07.2014 N 1939/0Д) утвержден Административный регламент департамента социальной защиты Воронежской области по предоставлению государственной услуги «Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг».
Предметом регулирования Административного регламента департамента социальной защиты Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг" являются правоотношения, связанные с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
П. 5.6. Административного регламента предусмотрено, что в досудебном порядке заявители могут обжаловать решение, действие (бездействие) департамента, его должностных лиц у руководителя департамента.
В жалобе, направленной И.О. Борисоглебского межрайпрокурора Е.М. Харитоновой, Сухинин А.А. ссылался, в том числе на несогласие с ответом заместителя Департамента социальной защиты ФИО3 от 21.01.2019 №82-15/112.
Таким образом, И.О. Борисоглебского межрайпрокурора Е.М. Харитонова правомерно направила жалобу Сухинина А.А. от 25.01.2019 в Департамент социальной защиты Воронежской области.
Довод административного истца о том, что им И.О. Борисоглебского межрайпрокурора обжаловался ответ заместителя Департамента социальной защиты ФИО3 от 21.01.2019 №82-15/112, следовательно, направление его жалобы в Департамент социальной защиты противоречит требованиям Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, а также Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которым запрещается направление обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, суд находит необоснованным, поскольку из смысла данных норм следует, что обращение не может быть направлено для рассмотрения по существу только должностному лицу, действие (бездействия) которого обжалуются.
С учетом изложенного требования административного истца о признани незаконными и необоснованными действия исполняющего обязанности Борисоглебского межрайпрокурора Е.М. Харитоновой в части принятия решения о перенаправлении его жалобы от 25.01.2019 в Департамент социальной защиты Воронежской области удовлетворению не подлежат.
При разрешении требования административного истца обязать Борисоглебскую межрайонную прокуратуру провести проверку его жалобы от 25.01.2019 в соответствии с действующим законодательством, суд приходит к следующему.
Предметом надзора органов прокуратуры являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации").
Согласно статье 27 вышеуказанного закона при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
Какая-либо форма вмешательства в деятельность прокурора по осуществлению прокурорского надзора, в том числе понуждение прокурора к принятию мер прокурорского реагирования, установленных положениями ч. 2 и 3 ст. 22 Закона "О прокуратуре Российской Федерации", действующим законодательство не предусмотрена и в силу положений ст. 5 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" запрещена.
При осуществлении надзора за исполнением законов согласно части 2 статьи 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным.
Само по себе несогласие административного истца с перенаправлением его обращения не свидетельствует о незаконности действий либо о бездействии Борисоглебской межрайонной прокуратуры.
Руководствуясь ст.ст. 175-181,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Сухинина Александра Анатольевича к Борисоглебской межрайонной прокуратуре Воронежской области, Воронежской областной прокуратуре, Борисоглебскому межрайпрокурору о признании незаконными и необоснованными действия исполняющего обязанности Борисоглебского межрайпрокурора Е.М. Харитоновой в части принятия решения о перенаправлении жалобы, возложении обязанности провести проверку - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Дело № 2а-156/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Борисоглебск 19 февраля 2019 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе
председательствующего - судьи Гуглевой Н.Б.,
при секретаре Тороповой Е.Ю.,
с участием:
административного истца Сухинина А.А.,
представителя административных ответчиков
Борисоглебской межрайонной прокуратуры и Воронежской областной прокуратуры - Гринцевич В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административный иск Сухинина Александра Анатольевича к Борисоглебской межрайонной прокуратуре Воронежской области, Воронежской областной прокуратуре, Борисоглебскому межрайпрокурору о признании незаконными и необоснованными действия исполняющего обязанности Борисоглебского межрайпрокурора Е.М. Харитоновой в части принятия решения о перенаправлении жалобы, возложении обязанности провести проверку,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Борисоглебский городской суд Воронежской области с административным иском, в котором указывает, что 12.12.2018 он обратился в Борисоглебскую межрайонную прокуратуру с жалобой на отказ в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При обращении им были предоставлены копия решения №1216 от 29.09.2018 и копия ответа от 28.09.2018 № 82/304-06-31/1387 КУВО Управления соцзащиты населения Борисоглебского городского округа, а также копия свидетельства о расторжении брака от 15.01.2015.
Из административного иска следует, что при ознакомлении с материалами дела по заявлению истца в КУВО УСЗН БГО он не увидел расчета размера субсидии.
Борисоглебская межрайонная прокуратура не стала рассматривать жалобу на отказ в предоставлении субсидии КУВО УСЗН БГО ВО, перенаправив жалобу в Департамент социальной защиты Воронежской области.
По мнению административного истца, Департамент социальной защиты не рассмотрел его жалобу, дав формальный ответ.
В административном иске указано, что 25.01.2019 административный истец вновь обратился в Борисоглебскую межрайонную прокуратуру с жалобой на формальную отписку Департамента социальной защиты Воронежской области, поскольку, по его мнению, жалоба не была рассмотрена, не была проведена проверка законности и обоснованности действий КУВО УСЗН БГО в части отказа предоставить ему субсидию.
Решением от 28.01.2019 №142ж-2006 Борисоглебская межрайонная прокуратура повторно направила его жалобу в Департамент социальной защиты, т.е. в орган, на который он жаловался, что не соответствует Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45, и нарушает его права.
Административный истец просит признать незаконными и необоснованными действия исполняющего обязанности Борисоглебского межрайпрокурора Е.М. Харитоновой в части принятия решения о перенаправлении его жалобы от 25.01.2019 в Департамент социальной защиты Воронежской области; обязать Борисоглебскую межрайонную прокуратуру провести проверку его жалобы от 25.01.2019 в соответствии с действующим законодательством.
Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель административных ответчиков - Борисоглебской межрайонной прокуратуры, Воронежской областной прокуратуры – заместитель Борисоглебского межрайпрокурора Гринцевич В.В., против удовлетворения иска возражал.
Привлеченный к участию в деле в качестве административного ответчика Борисоглебский межрайпрокурор в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В судебном заседании установлено, что 25.01.2019 административный истец обратился к И.О. Борисоглебского межрайпрокурора Е.М. Харитоновой с жалобой, в которой указывал, что 12.12.2018 он обратился в Борисоглебскую межрайонную прокуратуру в связи с отказом предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг КУВО УСЗН БГО директором ФИО1. Из жалобы следует, что Борисоглебская межрайпрокуратура не стала рассматривать обращение, направив его в Департамент социальной защиты Воронежской области. При ознакомлении с материалами дела в КУВО УСЗН БГО им была произведена фотосъемка всех документов, находящихся в деле по вопросу получения субсидии, при этом отсутствовал расчет размера субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При получении ответа из Департамента социальной защиты населения Воронежской области Сухининым был обнаружен расчет размера субсидий за подписью директора ФИО1, который отсустствовал при ознакомлении с материалами дела в КУВО УСЗН БГО. В жалобе Сухинин также указывал, что он в настоящее время нигде не работает, в связи с претензиями бывшей супруги вынужден платить алименты на содержание дочери ФИО2, его доход почти в два раза ниже прожиточного минимума. Сухинин в жалобе просил И.О. Борисоглебского межрайпрокурора истребовать из КУВО УСЗН Борисоглебского городского округа Воронежской области материалы дела по отказу ему в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, провести проверку.
Из содержания жалобы также следует, что, по мнению заявителя, Департамент социальной защиты населения Воронежской области за подписью заместителя руководителя Департамента ФИО3 от 21.01.2019 № 82-15/112 направил в его адрес формальную отписку с незаконным и необоснованным отказом предоставить субсидию, а требования УСЗН БГО ВО являются безграмотными и незаконными.
28.01.2019 И.О. Борисоглебского межрайпрокурора Е.М. Харитоновой в соответствии с ч.3 ст.8 ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» обращение Сухинина А.А. о несогласии с решением заместителя руководителя Департамента было направлено в Департамент социальной защиты Воронежской области.
Приказом прокурора Воронежской области от 25.01.2019 № Харитонова Е.М. 04.02.2019 освобождена от занимаемой должности заместителя Борисоглебкого межрайпрокурора Воронежской области и уволена из органов внутренних дел по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Частью 3 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию названных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Органами прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством (пункты 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации").
Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакция печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (статья 11 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1).
В соответствии с поименованными выше Законами Приказом Генерального Прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция).
По результатам предварительного рассмотрения обращения гражданина принимается одно из решений, перечисленных в пункте 3.1 Инструкции (о принятии к разрешению или направлении в другие органы).
Обращение, разрешение которого не входит (входит частично) в компетенцию данной прокуратуры или подлежит разрешению другими органами и организациями в семидневный срок с момента регистрации, направляется по принадлежности одновременно с уведомлением об этом заявителя (пункты 3.3, 3.4, 3.5 Инструкции).
Таким образом, решение о направлении обращения в другие органы является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению. Прямого запрета, ограничивающего направление обращений для их рассмотрения по принадлежности (за исключением прямо предусмотренных случаев) не установлено.
Пунктом 3.7 Инструкции запрещается направление обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Аналогичное положение содержится и в части 6 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Как усматривается из материалов дела, Сухинин А.А. в своей жалобе, направленной в адрес И.О. Борисоглебского межрайпрокурора Харитоновой Е.М., просил истребовать из КУВО УСЗН Борисоглебского городского округа Воронежской области материалы дела по отказу ему в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, провести проверку, а также ссылается на то, что Департамент социальной защиты Воронежской области за подписью заместителя руководителя Департамента ФИО3 от 21.01.2019 № 82-15/112 направил в его адрес формальную отписку с незаконным и необоснованным отказом предоставить субсидию, а требования КУВО «УСЗН Борисоглебского городского округа» являются безграмотными и незаконными.
По результатам рассмотрения обращения Сухинина А.А. И.О. Борисоглебского межрайпрокурора Е.М. Харитоновой принято решение от 28.01.2019 о направлении обращения в другой орган - Департамент социальной защиты Воронежской области, о чем заявитель был уведомлен.
При этом в уведомлении указано - "о принятом решении прошу сообщить заявителю за подписью должностного лица и информировать межрайпрокуратуру".(л.д.11)
В соответствии с Законами Воронежской области от 17.10.2012 № «О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области», от 30.09.2008 № 77-03 «О правительстве Воронежской области», указом губернатора Воронежской области от 06.11.2013 № 414-у «Об оптимизации деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области», постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013 № 1132 утверждено Положение о департаменте социальной защиты Воронежской области.
Как предусмотрено п. 1.1 данного положения, Департамент социальной защиты Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах социальной поддержки, оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, социального обслуживания и социальной защиты населения на территории Воронежской области, а также осуществляющим управление в указанных сферах.
В соответствии с п. 1.4 Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные (казенные, бюджетные и автономные) учреждения, в отношении которых им исполняются функции и полномочия учредителя.
Как указано в п. 3.2 Положения, Департамент предоставляет государственные услуги, в том числе прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», указом губернатора Воронежской области от 27.05.2011 № 214-у «Об утверждении Перечня государственных услуг исполнительных органов государственной власти Воронежской области», постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013 № 1132 «Об утверждении Положения о департаменте социальной защиты Воронежской области», постановлением правительства Воронежской области от 29.10.2010 № 916 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов по предоставлению государственных услуг исполнительными органами государственной власти Воронежской области» приказом ДТиСР Воронежской обл. от 08.02.2012 № 454/ОД (в редакции приказа ДСЗ Воронежской области от 07.07.2014 N 1939/0Д) утвержден Административный регламент департамента социальной защиты Воронежской области по предоставлению государственной услуги «Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг».
Предметом регулирования Административного регламента департамента социальной защиты Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг" являются правоотношения, связанные с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
П. 5.6. Административного регламента предусмотрено, что в досудебном порядке заявители могут обжаловать решение, действие (бездействие) департамента, его должностных лиц у руководителя департамента.
В жалобе, направленной И.О. Борисоглебского межрайпрокурора Е.М. Харитоновой, Сухинин А.А. ссылался, в том числе на несогласие с ответом заместителя Департамента социальной защиты ФИО3 от 21.01.2019 №82-15/112.
Таким образом, И.О. Борисоглебского межрайпрокурора Е.М. Харитонова правомерно направила жалобу Сухинина А.А. от 25.01.2019 в Департамент социальной защиты Воронежской области.
Довод административного истца о том, что им И.О. Борисоглебского межрайпрокурора обжаловался ответ заместителя Департамента социальной защиты ФИО3 от 21.01.2019 №82-15/112, следовательно, направление его жалобы в Департамент социальной защиты противоречит требованиям Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, а также Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которым запрещается направление обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, суд находит необоснованным, поскольку из смысла данных норм следует, что обращение не может быть направлено для рассмотрения по существу только должностному лицу, действие (бездействия) которого обжалуются.
С учетом изложенного требования административного истца о признани незаконными и необоснованными действия исполняющего обязанности Борисоглебского межрайпрокурора Е.М. Харитоновой в части принятия решения о перенаправлении его жалобы от 25.01.2019 в Департамент социальной защиты Воронежской области удовлетворению не подлежат.
При разрешении требования административного истца обязать Борисоглебскую межрайонную прокуратуру провести проверку его жалобы от 25.01.2019 в соответствии с действующим законодательством, суд приходит к следующему.
Предметом надзора органов прокуратуры являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации").
Согласно статье 27 вышеуказанного закона при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
Какая-либо форма вмешательства в деятельность прокурора по осуществлению прокурорского надзора, в том числе понуждение прокурора к принятию мер прокурорского реагирования, установленных положениями ч. 2 и 3 ст. 22 Закона "О прокуратуре Российской Федерации", действующим законодательство не предусмотрена и в силу положений ст. 5 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" запрещена.
При осуществлении надзора за исполнением законов согласно части 2 статьи 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным.
Само по себе несогласие административного истца с перенаправлением его обращения не свидетельствует о незаконности действий либо о бездействии Борисоглебской межрайонной прокуратуры.
Руководствуясь ст.ст. 175-181,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Сухинина Александра Анатольевича к Борисоглебской межрайонной прокуратуре Воронежской области, Воронежской областной прокуратуре, Борисоглебскому межрайпрокурору о признании незаконными и необоснованными действия исполняющего обязанности Борисоглебского межрайпрокурора Е.М. Харитоновой в части принятия решения о перенаправлении жалобы, возложении обязанности провести проверку - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: