Дело № 33 -1029/2018 Судья Шуклина Н.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 апреля 2018 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе
председательствующего судьи Склярука С.А.,
судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.,
при секретаре Нешитой О.Н.
в открытом судебном заседании в помещении областного суда рассматривала гражданское дело по иску Савина Вячеслава Владимировича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) на решение Мценского районного суда Орловской области от 13 февраля 2018 года, которым удовлетворены исковые требования.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сафроновой Л.И., объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) Фоминой Е.В., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения истца Савина В.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Савин В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ-УПФ РФ в Мценском районе) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с фактическим проживанием и работой на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование заявленных требований указывал, что согласно записям в трудовой книжке он с 22.12.1980 по 15.10.1990 работал в Мценском филиале Орловского автообъединения, который находился в г. Мценске Орловской области, отнесенном законодателем к зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Кроме того, с конца 1985 года по 22.12.1986 он проживал в общежитии со своей супругойФИО8и двумя дочерьми по адресу:г. Мценск, <адрес>. С 23.12.1986 по настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: г. Мценск, <адрес>.
Полагая, что проживание и работа в этом населенном пункте дают ему право на уменьшение возраста выхода на пенсию на три года, истец в декабре 2017 года обратился в ГУ - УПФ РФ в Мценском районе за назначением досрочной пенсии по старости.
Однако в назначении пенсии ему было отказано на том основании, что факт его проживания (работы) на загрязненной территории в период с 26.04.1986 по 22.12.1986 не подтвержден документально. По подсчетам ответчика период его проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 11 лет 1 месяц 9 дней, что дает право на снижение пенсионного возраста на 2 года.
Считая отказ пенсионного органа незаконным, уточнив исковые требования, просил суд признать за ним право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со ст.34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года и возложить на ГУ-УПФ РФ Мценском районе обязанность назначить и производить выплату пенсии с момента возникновения права на нее, то есть с 04.01.2018.
В судебном заседании представитель ответчика Фомина Е.В. исковые требования не признала.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Мценском районе просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований истца отказать.
Приводит доводы о том, что постоянное проживание (работа) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом должно подтверждаться отметкой о регистрации в паспорте, а также записями в трудовой книжке и справкой работодателя, содержащей сведения о месте работы.
Указывает, что документально не подтвержден тот факт, что организация, в которой работал истец, располагалась в зоне радиоактивного загрязнения, а именно в г. Мценске.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 5 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к ст. 35 указанного Закона РФ первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст.10 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-Р, в котором поименован населенный пункт – г. Мценск Орловской области.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.07.2006 № 403-О назначение досрочных трудовых пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
По части 1 статьи 20 Гражданского Кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 4 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Савин В.В., <дата> рождения, 08.12.2017 обратился в ГУ - УПФР в Мценском районе с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно.
Письмом ГУ-УПФ РФ в Мценском районе ему было отказано в назначении пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по тем основаниям, что у него отсутствует факт проживания и работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 по 22.12.1986. При этом период его постоянного проживания (работы) на загрязненной территории, подтвержденный документально, составил 11 лет 1 месяц 9 дней, что дает истцу право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 2 года.
Несогласие с решением пенсионного органа послужило основанием для обращения Савина В.В. за судебной защитой своих прав.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец Савин В.В. ссылался на то, что летом 1984 года ему как работнику СМУ – 4 г. Мценска выдали комнату в общежитии по адресу: Орловская область, г. Мценск,<адрес>. В этом общежитии они вместе с супругой и двумя дочерьми проживали до декабря 1986 года, когда по месту работы ему была предоставлена отдельная квартира по адресу: Орловская область, г.Мценск, <адрес>.
Суд, исследовав представленные истцом письменные доказательства, допросив свидетелей, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку факт проживания и работы истца в спорный период времени на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Как установил суд, согласно паспорту гражданина РФ Савин В.В. с 23.12.1986 по настоящее время зарегистрирован по адресу: Орловская область, г. Мценск,<адрес>
Записями в трудовой книжке истца подтверждается, что Савин В.В. в период времени с 22.12.1980 по 09.09.1987 работал <...> в Мценском филиале Орловского автообъединения.
Из справки архивного отдела администрации г. Мценска Орловской области от 19.01.2018 следует, что в архивном фонде Мценского филиала Орловского автотранспортного объединения управления строительства «Орелстрой» г. Мценска Орловской области в ведомостях по начислению заработной платы водителям за 1986 год значится Савин В.В., которому за период с января 1986 года по декабрь 1986 года начислялась заработная плата.
Как следует из исторической справки, представленной архивным отделом администрации г. Мценска Орловской области, Орловское автотранспортное объединение образовалось в 1969 году. На основании приказа Орелстроя№от 29.06.1994 произошло присоединение Мценского филиала Орловского автообъединения к СМУ - 4, которое располагалось по адресу: Орловская область, г. Мценск, <адрес>.
Также судом установлено, что 17.12.1983 Савин В.В. заключил брак сФИО8 От брака супруги имеют двух дочерей ФИО6, <дата> рождения, иФИО7, <дата> рождения, местом рождения детей в свидетельствах о рождении указан г. Мценск Орловской области.
Из медицинской карты ребенкаФИО7видно, что с 19.05.1986 по 12.03.2001 она наблюдалась врачами БУЗ ОО «Мценская центральная районная больница» по адресу проживания: Орловская область, г. Мценск,<адрес>, а также по адресу: Орловская область, г. Мценск,<адрес>.
Кроме того, супруга истцаФИО8в период времени с 1985 по 1987 годы являлась работником Мценского филиала парикмахерских услуг, который находился по адресу: Орловская область, г. Мценск, <адрес>.
Наряду с письменными доказательствами, факт проживания и работы истца в спорный период в зоне радиоактивного загрязнения подтвержден показаниями допрошенных в суде первой инстанции свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО8, оснований не доверять которым у суда первой инстанции не имелось.
Установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 проживал и работал на территории с льготным социально-экономическим статусом, и, принимая во внимание, что пенсионный орган самостоятельно признал за Савиным В.В. право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 2 года, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о признании за ним права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в общей сложности на три года.
По изложенным основаниям довод апелляционной жалобы о том, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения требований Савина В.В., так как проживание (работа) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом должно подтверждаться исключительно отметкой о регистрации в паспорте и справкой работодателя, содержащей сведения о месте работы, не влечет отмену решения суда.
Как верно указал суд, пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства дела и верно применил нормы материального и гражданского процессуального права, оснований для отмены или изменения состоявшегося решения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от 13 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Дело № 33 -1029/2018 Судья Шуклина Н.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 апреля 2018 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе
председательствующего судьи Склярука С.А.,
судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.,
при секретаре Нешитой О.Н.
в открытом судебном заседании в помещении областного суда рассматривала гражданское дело по иску Савина Вячеслава Владимировича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) на решение Мценского районного суда Орловской области от 13 февраля 2018 года, которым удовлетворены исковые требования.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сафроновой Л.И., объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) Фоминой Е.В., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения истца Савина В.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Савин В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ-УПФ РФ в Мценском районе) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с фактическим проживанием и работой на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование заявленных требований указывал, что согласно записям в трудовой книжке он с 22.12.1980 по 15.10.1990 работал в Мценском филиале Орловского автообъединения, который находился в г. Мценске Орловской области, отнесенном законодателем к зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Кроме того, с конца 1985 года по 22.12.1986 он проживал в общежитии со своей супругойФИО8и двумя дочерьми по адресу:г. Мценск, <адрес>. С 23.12.1986 по настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: г. Мценск, <адрес>.
Полагая, что проживание и работа в этом населенном пункте дают ему право на уменьшение возраста выхода на пенсию на три года, истец в декабре 2017 года обратился в ГУ - УПФ РФ в Мценском районе за назначением досрочной пенсии по старости.
Однако в назначении пенсии ему было отказано на том основании, что факт его проживания (работы) на загрязненной территории в период с 26.04.1986 по 22.12.1986 не подтвержден документально. По подсчетам ответчика период его проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 11 лет 1 месяц 9 дней, что дает право на снижение пенсионного возраста на 2 года.
Считая отказ пенсионного органа незаконным, уточнив исковые требования, просил суд признать за ним право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со ст.34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года и возложить на ГУ-УПФ РФ Мценском районе обязанность назначить и производить выплату пенсии с момента возникновения права на нее, то есть с 04.01.2018.
В судебном заседании представитель ответчика Фомина Е.В. исковые требования не признала.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Мценском районе просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований истца отказать.
Приводит доводы о том, что постоянное проживание (работа) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом должно подтверждаться отметкой о регистрации в паспорте, а также записями в трудовой книжке и справкой работодателя, содержащей сведения о месте работы.
Указывает, что документально не подтвержден тот факт, что организация, в которой работал истец, располагалась в зоне радиоактивного загрязнения, а именно в г. Мценске.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 5 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к ст. 35 указанного Закона РФ первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст.10 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-Р, в котором поименован населенный пункт – г. Мценск Орловской области.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.07.2006 № 403-О назначение досрочных трудовых пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
По части 1 статьи 20 Гражданского Кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 4 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Савин В.В., <дата> рождения, 08.12.2017 обратился в ГУ - УПФР в Мценском районе с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно.
Письмом ГУ-УПФ РФ в Мценском районе ему было отказано в назначении пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по тем основаниям, что у него отсутствует факт проживания и работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 по 22.12.1986. При этом период его постоянного проживания (работы) на загрязненной территории, подтвержденный документально, составил 11 лет 1 месяц 9 дней, что дает истцу право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 2 года.
Несогласие с решением пенсионного органа послужило основанием для обращения Савина В.В. за судебной защитой своих прав.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец Савин В.В. ссылался на то, что летом 1984 года ему как работнику СМУ – 4 г. Мценска выдали комнату в общежитии по адресу: Орловская область, г. Мценск,<адрес>. В этом общежитии они вместе с супругой и двумя дочерьми проживали до декабря 1986 года, когда по месту работы ему была предоставлена отдельная квартира по адресу: Орловская область, г.Мценск, <адрес>.
Суд, исследовав представленные истцом письменные доказательства, допросив свидетелей, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку факт проживания и работы истца в спорный период времени на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Как установил суд, согласно паспорту гражданина РФ Савин В.В. с 23.12.1986 по настоящее время зарегистрирован по адресу: Орловская область, г. Мценск,<адрес>
Записями в трудовой книжке истца подтверждается, что Савин В.В. в период времени с 22.12.1980 по 09.09.1987 работал <...> в Мценском филиале Орловского автообъединения.
Из справки архивного отдела администрации г. Мценска Орловской области от 19.01.2018 следует, что в архивном фонде Мценского филиала Орловского автотранспортного объединения управления строительства «Орелстрой» г. Мценска Орловской области в ведомостях по начислению заработной платы водителям за 1986 год значится Савин В.В., которому за период с января 1986 года по декабрь 1986 года начислялась заработная плата.
Как следует из исторической справки, представленной архивным отделом администрации г. Мценска Орловской области, Орловское автотранспортное объединение образовалось в 1969 году. На основании приказа Орелстроя№от 29.06.1994 произошло присоединение Мценского филиала Орловского автообъединения к СМУ - 4, которое располагалось по адресу: Орловская область, г. Мценск, <адрес>.
Также судом установлено, что 17.12.1983 Савин В.В. заключил брак сФИО8 От брака супруги имеют двух дочерей ФИО6, <дата> рождения, иФИО7, <дата> рождения, местом рождения детей в свидетельствах о рождении указан г. Мценск Орловской области.
Из медицинской карты ребенкаФИО7видно, что с 19.05.1986 по 12.03.2001 она наблюдалась врачами БУЗ ОО «Мценская центральная районная больница» по адресу проживания: Орловская область, г. Мценск,<адрес>, а также по адресу: Орловская область, г. Мценск,<адрес>.
Кроме того, супруга истцаФИО8в период времени с 1985 по 1987 годы являлась работником Мценского филиала парикмахерских услуг, который находился по адресу: Орловская область, г. Мценск, <адрес>.
Наряду с письменными доказательствами, факт проживания и работы истца в спорный период в зоне радиоактивного загрязнения подтвержден показаниями допрошенных в суде первой инстанции свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО8, оснований не доверять которым у суда первой инстанции не имелось.
Установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 проживал и работал на территории с льготным социально-экономическим статусом, и, принимая во внимание, что пенсионный орган самостоятельно признал за Савиным В.В. право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 2 года, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о признании за ним права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в общей сложности на три года.
По изложенным основаниям довод апелляционной жалобы о том, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения требований Савина В.В., так как проживание (работа) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом должно подтверждаться исключительно отметкой о регистрации в паспорте и справкой работодателя, содержащей сведения о месте работы, не влечет отмену решения суда.
Как верно указал суд, пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства дела и верно применил нормы материального и гражданского процессуального права, оснований для отмены или изменения состоявшегося решения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от 13 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи