Дело № 2- 2833/29-2012
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2012г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.
при секретаре Овчарук Н.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондратенко Е.В. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия об отмене решения о ликвидации ААА
У С Т А Н О В И Л :
Кондратенко Е.В. обратился с иском к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия (далее - ИФНС) и Рипенко И.М. по тем основаниям, что он является членом ААА (далее – ААА, юридическое лицо) и его председателем. В сентябре 2011 года ему и иным членам ААА стало известно, что бывший председатель ААА Рипенко И.М. незаконно ликвидировал ААА. В нарушение требований п/п 9 п.1 ст.21 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» общие собрания по поводу ликвидации юридического лица не проводились, ликвидационная комиссия, промежуточный и окончательный баланс на общем собрании не утверждался. При процедуре ликвидации Рипенко И.М. предоставил в ИФНС поддельные документы. Действия Рипенко И.М. и ИФНС, которая приняла документы и ликвидировала юридическое лицо – ААА без проверки их на подлинность, повлекли нарушение прав истца, закрепленных в ст.36 Конституции РФ, ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан». С учетом изложенного, истец просит обязать ИФНС отменить решение о ликвидации ААА.
В соответствии с определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований к Рипенко И.М. прекращено в связи с отказом истца от иска.
Определением суда от той же даты Рипенко И.М. и Администрация Прионежского муниципального района привлечены для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
В ходе рассмотрения дела истец Кондратенко Е.В. и его представитель ВВВ, действующий по доверенности, исковые требования поддержали, указав, что при принятии документов о ликвидации ААА со стороны ИФНС последней представленные документы не были надлежащим образом оценены на предмет законности, кроме того, из представленных документов не усматривается того, что членами ААА проводилось общее собрание и что было принято в действительности решение о ликвидации юридического лица. Ввиду незаконной ликвидации юридического лица нарушены права истца, который лишился возможности пользоваться отведенным ранее ему земельным участком, на котором имеются насаждения, строения. Полагают об отсутствии оснований обжаловать решение о ликвидации ААА, так как действия именно ИФНС не соответствовали закону. Также просят учесть, что Рипенко И.М. документы о ликвидации ААА представил в ИФНС с нарушением установленных законом сроков, при этом не был по данному факту привлечен к административной ответственности.
Представитель ИФНС Кочетыгова О.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что при предъявлении документов о ликвидации юридического лица в полномочия ИФНС не входит оценка на предмет законности и правомерности представленных документов. Документы, предусмотренные законом, в полном объеме Рипенко И.М. были предоставлены.
3-е лицо Рипенко И.М. исковые требования считает необоснованными, указывая, что не оспаривает факт нарушения процедуры созыва общего собрания ААА, со своей стороны обзвонил по возможности большинство членов ААА, при этом все указали об отсутствии нуждаемости в земельных участках в ААА, однако данное обстоятельство надлежащим образом не зафиксировал. Просит учесть, что земельные участки почти всеми членами ААА длительное время не обрабатывались, желания платить взносы и налоги у членов ААА не было, в связи с чем и осуществил процедуру ликвидации ААА. После завершения процедуры ликвидации все документы о деятельности ААА уничтожил путем сожжения.
Представитель Администрации Прионежского муниципального района Курлаева К.В., действующая по доверенности, решение вопроса о возможности удовлетворения иска оставила на усмотрение суда.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Юридическое лицо может быть ликвидировано, в том числе, по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В силу п/п 9 п.1 ст.21 Федерального закона от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся, в том числе, вопросы принятия решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов.
Установлено, что истец являлся членом ААА. Данное обстоятельство подтверждается членской книжкой садовода, не оспаривается 3-м лицом Рипенко И.М., в связи с чем не нуждается в дальнейшем доказывании.
Согласно п.1 ст.20 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Согласно п.3 ст.20 Федерального закона № 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
При этом в ст.22 указанного ФЗ указано, что государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Рипенко И.М., который по сведениям из ЕГРЮЛ являлся председателем ААА, представил в ИФНС уведомление (форма <данные изъяты>) о принятии решения о ликвидации ААА с приложением соответствующего решения № от ДД.ММ.ГГГГ.
В тот же день им представлено уведомление (форма <данные изъяты>) о формировании ликвидационной комиссии и о назначении ликвидатора ААА.
ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС Рипенко И.М. представлены уведомление (форма <данные изъяты>) о составлении промежуточного ликвидационного баланса, промежуточный баланс и заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
При этом ранее, ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с ходатайством председателя ААА Рипенко И.М. от ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией Прионежского муниципального района издано постановление № о прекращении права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, предоставленным постановлением Прионежского районного Совета народных депутатов Республики Карелия от 20 апреля 1993 года № 321 «О передаче земель Карельскому республиканскому отделению Российского союза офицеров запаса», указанное постановление № 321 от 20 апреля 1993 года, а также постановление Администрации местного самоуправления Прионежского района Республики Карелия от 01 марта 2004 года № 156 «Об изменении площади земельного участка садоводческого товарищества ААА признаны утратившими силу.
Из представленного в материалы дела, а также в ИФНС протокола общего собрания членов ААА № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что членами ААА приняты решения: 1) о ликвидации ААА, ввиду не освоения выделенных земельных участков, нежелания и отказа осваивать их далее, невозможности оплаты налога за землю; 2) о создании ликвидационной комиссии и о назначении Рипенко И.М. ликвидатором.
Доводы стороны истца о том, что порядок созыва, проведения общего собрания, порядок принятия решения о ликвидации юридического лица ААА нарушены и не соответствуют Уставу ААА, действующему законодательству обоснованны, нашли свое подтверждение. Данное обстоятельство не оспаривается и самим Рипенко И.М.
Между тем, суд принимает решение исключительно по заявленным требованиям с учетом положений ч.3 ст.196 ГПК РФ, учитывая то, что истцом оспаривается правомерность действий именно ИФНС.
В соответствии с п.1 ст.21 Федерального закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п.4.1 ст.9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, действующим законодательством на регистрирующий орган в лице ИФНС не возложена обязанность оценивать на предмет законности форму и правомерность представленных для регистрационных действий документов.
Из буквального прочтения резолютивной части представленного протокола от ДД.ММ.ГГГГ следует, что членами ААА на общем собрании принято решение о ликвидации ААА.
Доводы стороны истца о нарушении сроков представления в ИФНС документов о ликвидации ААА с момента принятия соответствующего решения, по мнению суда, правового значения не имеют, так как такое основание для отказа в совершении регистрационных действий законом не предусмотрено.
Также не имеет значение факт не привлечения Рипенко И.С. к административной ответственности за нарушение сроков предоставления документов о ликвидации юридического лица в налоговый орган.
Доказательств, опровергающих установленные по делу обстоятельства, сторонами суду не представлено в нарушение ст.56 ГПК РФ, в том числе, такие обстоятельства не опровергаются свидетельскими показаниями ССС, ККК, ООО, так как свидетели по существу дали показания о нарушении процедуры проведения общего собрания.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание то, что действия ИФНС соответствовали закону, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
С учетом положений ст.98 ГПК РФ судебные расходы истца возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Кондратенко Е.В. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия об отмене решения о ликвидации ААА отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Т.Н.Тимошкина
Решение принято в окончательной форме 17.05.2012г.,
срок обжалования до 18.06.2012г.