Дело №2-1199/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Киселёвский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего – судьи Улитиной Е.Ю.,
при секретаре – Степановой О.И.,
с участием истца – Кошкиной С.В.,
её представителя – Петрик С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселёвске Кемеровской области
«14» августа 2018 года
гражданское дело по иску:
Кошкиной Светланы Владимировны
к Администрации Киселёвского городского округа
о сохранении жилого помещения в перепланированном виде,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Кошкина С.В. обратилась в Киселёвский городской суд с иском к ответчику Администрации Киселёвского городского округа о сохранении жилого помещения в перепланированном виде, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В соответствии с договором о передаче квартир в собственность граждан от 05 апреля 1993 года истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 29,4 кв.м., жилой площадью 18,4 кв.м. Истец, не получив соответствующее разрешение, осуществила самовольно перепланировку жилого помещения. В результате перепланировки указанный объект недвижимости претерпел архитектурно-строительные изменения. Согласно техническому паспорту домовладения, составленному 05 сентября 2016 года, в результате перепланировки общая площадь жилого помещения составляет 61,1 кв.м., в том числе жилая площадь составляет 39,1 кв.м. Поскольку перепланировка жилого помещения была выполнена без разрешения, истец не имеет возможности оформить свои права на переустроенное жилое помещение. Перепланировка дома не повлияла на несущую способность и устойчивость основных строительных конструкций здания, его безопасную эксплуатацию и соответствует нормативным требованиям, не привела к ухудшению совместного проживания граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью. Перепланировка выполнена в соответствии с проектным заключением, выполненным 14 июня 2018 года ООО «Ампир».
На основании изложенного, истец просит сохранить за ней право собственности на перепланированное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и признать за ней право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 61,1кв.м., в том числе жилой площадью 39,1 кв.м.
Истец Кошкина С.В. и её представитель Петрик С.Н., допущенная к участию в деле по устному ходатайству истца, в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объёме по изложенным в иске доводам. Истец пояснила, что дом по <адрес>, это шестиквартирный жилой барак. Ей принадлежит однокомнатная угловая квартира. Ранее на месте пристроенной части квартиры был хозяйственный блок. Этот блок был переустроен истцом в жилую часть квартиры. Разрешение на переустройство своего жилого помещения истец не получила в силу своей юридической безграмотности. У всех жильцов этого дома есть пристройки к своим квартирам. Никто из соседей не возражал против того, что истец пристроила помещения хозяйственного блока к своей квартире. При переустройстве она устно получала согласие от соседей, а теперь оформила согласие соседей на переустройство своего жилого помещения актом. У некоторых жильцов дома принадлежащие им квартиры по документам до сих пор числятся как части жилого дома. За каждой квартирой закреплен свой земельный участок. Общая площадь земельного участка по <адрес>, составляет 2000 кв.м. Истцу принадлежит 256 кв.м. Право собственности на землю у истца не оформлено, однако, фактически она является владельцем своего земельного участка, ежегодно оплачивает налог на землю.
Представитель ответчика Администрации Киселёвского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, причины неявки не известны.
Согласно ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Таким образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Администрации Киселёвского городского округа, надлежащим образом извещённого о времени, дате и месте судебного заседания и не представившего сведений о причинах своей неявки.
Суд, выслушав истца и её представителя, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии с ч.1 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ч.1 ст.288 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок (п. 1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170).
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно ст.25 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройствоереустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения; перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Таким образом, перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч.2 ст.25 Жилищного кодекса Российской Федерации). Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абз. 3 п. 1.7.1абз. 3 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170).
Переоборудование жилых помещений может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения (абз. 2 п. 1.7.1абз. 2 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Понятие реконструкции дано в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, тогда как возможность перепланировки и переустройства жилого помещения предусмотрена Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 и ч.4 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, выданного органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Судом установлено, что на основании договора о передаче квартир в собственность граждан от 05 апреля 1993 года Кошкиной Светлане Владимировне принадлежит квартира, состоящая из одной комнаты, общей площадью 29,4 кв.м., в том числе жилой – 18,4 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, на земельном участке площадью 256,8 кв.м. Данный договор был зарегистрирован в БТИ г.Киселёвска 28 июня 1993 года за № (л.д. 7).
По сведениям филиала №25 БТИ г.Киселёвска, в инвентарном деле на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, имеется запись: 28 июня 1993 года – Кошкина С.В. – договор о передаче квартир в собственность граждан от 05 апреля 1993 года (л.д. 43).
Согласно выписок из ЕГРН (л.д. 44 - 56) объект недвижимости – здание, по назначению являющееся многоквартирным домом, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, имеет площадь 221,8 кв.м. Данный многоквартирный дом по данным ЕГРН состоит из отдельных помещений с кадастровыми номерами - № (помещение №, площадь 39,8 кв.м.), № (помещение №, площадь 53,1 кв.м.), № (помещение №, площадь 43,5 кв.м.), № (данные отсутствуют, площадь 29,4 кв.м.), № (помещение №, площадь 43,0 кв.м.). Принадлежащее истцу жилое помещение с кадастровым номером №, имеет адрес – <адрес>, назначение – жилое помещение, по виду жилых помещений является квартирой. Право собственности истца на данную квартиру в ЕГРН не зарегистрировано.
Указанный многоквартирный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, категория земельного участка – земли населённых пунктов, разрешенное использование – под жилую застройку многоэтажную, площадь участка – 2000 кв.м. Права собственности на указанный участок, а также на его часть - земельный участок, на котором расположена квартира истца, ни за кем не зарегистрировано (л.д. 78).
Однако, истец с момента приобретения квартиры считает себя владельцем земельного участка, на котором расположена её квартира, поскольку оплачивает земельный налог, в подтверждение чего представила квитанции об оплате данного налога, самая ранняя из которых датирована 2001 годом (л.д. 80 - 87).
Таким образом, истец на праве собственности, на основании договора о передаче квартир в собственность граждан от 05 апреля 1993 года, владеет квартирой в многоквартирном одноэтажном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Как поясняет истец и её представитель, к принадлежащей истцу части дома – квартире, истцом самовольно, без получения на это соответствующего разрешения, была произведена реконструкция объекта в виде присоединения к квартире нежилого помещения, принадлежащего истцу хозяйственного блока, что в свою очередь повлекло изменение первоначального объекта недвижимости.
Из технического паспорта на жилое помещение – квартиру, расположенное по адресу: <адрес>, составленного по состоянию на 05 сентября 2016 года (л.д. 4 – 6), следует, что квартира истца состоит из трех жилых комнат, кухни, двух коридоров, кладовой, при этом общая площадь квартиры составляет 61,1 кв.м., в том числе жилая – 39,1 кв.м.
Из чего следует, что истцом произведена реконструкция жилого помещения, в ходе которой за счет присоединения помещения хозяйственного блока увеличилась общая площадь всей квартиры, принадлежащей истцу.
Заключением технического обследования №, выполненным ООО «Ампир», установлено, что строительные конструкции квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, после проведенной перепланировки находятся в работоспособном состоянии. Инженерные системы данной квартиры являются индивидуальными и соответствуют требованиям государственных норм. Квартира пригодна к использованию по целевому назначению, не создает угрозу жизни и здоровью людей, не ущемляет права третьих лиц. Санитарные, противопожарные и гигиенические требования соблюдены (л.д.8 – 24).
В соответствии с актом обследования МУП ГГКБ от 08 августа 2018 года, размещение на обследуемом земельном участке квартиры, расположенной по адресу: <адрес> после перепланировки выполнено без нарушения градостроительных норм (л.д. 79).
Как пояснила истец, перед проведением реконструкции своей квартиры она выясняла у своих соседей по дому, не возражают ли они против того, что она произведет присоединение хозяйственного блока к своей квартире. В подтверждение согласия жильцов дома № по <адрес>, истец представила протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному адресу (л.д. 64), решение собственников помещений данного многоквартирного дома (л.д. 65), а также документы, подтверждающие право собственности других жильцов на квартиры в данном многоквартирном доме (л.д. 66 – 76). Из данных документов следует, что собственники помещений в указанном многоквартирном доме разрешают перепланировку и реконструкцию жилого помещения № с изменением его конфигурации, требующую внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Таким образом, истцом с целью улучшения жилищных условий, без получения соответствующих разрешений, была произведена реконструкция квартиры путём переоборудования хозяйственного блока в жилое помещение.
При этом, пристройка к квартире не является самостоятельным объектом недвижимого имущества. В случае возведения пристройки к уже существующему жилому помещению, зарегистрированному на праве собственности за гражданином, следует учитывать, что первоначальный объект права собственности при этом изменяется, а самовольная пристройка не является самостоятельным объектом права собственности.
При возведении жилой пристройки увеличивается общая площадь всего жилого помещения, следовательно, изменяется объект права собственности, который отличается от первоначального размерами, планировкой и площадью. Новым объектом собственности является жилой дом либо квартира, включающие самовольно возведенные части.
Таким образом, при изменении первоначального объекта в связи с самовольной пристройкой к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде с указанием изменившейся площади, а не на пристройку к квартире.
При таких обстоятельствах, учитывая, что реконструкция квартиры выполнена истцом в соответствии с требованиями экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм и правил, действующих на территории Российской Федерации, обеспечивает безопасную для здоровья и жизни людей эксплуатацию квартиры, на перепланировку получено согласие всех жильцов многоквартирного дома, суд считает возможным удовлетворить исковые требования Кошкиной С.В. о сохранении жилого помещения в реконструированном виде.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Сохранить жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 61,1 кв.м., в том числе жилой площадью 39,1 кв.м. в реконструированном виде.
Признать за Кошкиной Светланой Владимировной право собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 61,1 кв.м., в том числе жилой площадью 39,1 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 14 августа 2018 года.
Председательствующий - Е.Ю.Улитина
Решение в законную силу не вступило.
В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.