№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Подусовской В.В.,
при секретаре судебного заседания Козловой Д.А.,
с участием заместителя прокурора <адрес> г.о. Самара Немродова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ по исковому заявлению прокурора <адрес> к Зуйкову П. А. о возмещении вреда, причиненного почвам,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в Красноглинский районный суд <адрес> с вышеуказанным исковым заявлением по тем основаниям, что в ходе планового рейдового обследования территории Советского внутригородского района <адрес> городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара <дата> установлен факт транспортирования и размещения путем сброса с транспортного средства марки SHACMAN, государственный регистрационный знак №, принадлежащего ответчику Зуйкову П.А., отходов производства, подобных отходам грунта при проведении земельных работ (код по ФККО №), непосредственно на почву земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>Е. СДТ, в результате чего причинен вред почве как компоненты природной среды.
Объем сброшенного отхода составил объем кузова транспортного средства с основными бортами. Данное нарушение зафиксировано на фотокамеру.
Стоимостный размер вреда, причиненный почвам, как компоненту природной среды в результате несанкционированного размещения отходов, в соответствии с Методикой исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от <дата> №, составляет 120432 рубля.
Основываясь на вышеизложенном, прокурор просит суд взыскать с Зуйкова П.А. сумму вреда, причиненного почвам, как компоненту природной среды в результате несанкционированного размещения отхода «грунт, образовавшийся в результате землеройных работ» в размере 120432 рубля в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>.
В связи с получением судом сведений о том, что правообладателем земельного участка, на который ответчиком был осуществлен несанкционированный сброс отходов, является ООО «Промышленные Технологии», данная организация была привлечена судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> г.о. Самара Немродов А.А. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, просил взыскать с ответчика в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>сумму вреда, причиненного почвам.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, представители Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара и ООО «Промышленные Технологии»в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Ответчик Зуйков П.А., в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении разрешения спора не представил.
Исходя из отсутствия возражений со стороны истца, уведомления ответчика о месте и времени рассмотрения дела, а также положения ч.1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным дело рассмотреть в порядке заочного судопроизводства с вынесением по делу заочного решения.
Изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»(далее - Закон об охране окружающей среды) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
При этом в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Закона об охране окружающей среды).
Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды) (пункт 6).
Пунктом 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды установлено, что определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, статья 51 Закона Российской Федерации от <дата> №-I «О недрах»).
В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Равным образом указанные положения подлежат применению при расчете размера вреда, причиненного окружающей среде гражданами (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии с пунктом 1 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее - Методика), утвержденной приказом Минприроды России от <дата> №, данная методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненный почвам как компоненту природной среды, сформировавшемуся на поверхности земли, состоящему из минеральных веществ горной породы, подстилающей почвы, органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших остатков животных и растений, воды, воздуха, живых организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающему плодородием, в результате их загрязнения, порчи, уничтожения плодородного слоя почвы (пункт 2).
По смыслу приведенных выше норм материального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации сам факт нахождения на почвах отходов производства предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы.
На лице, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, лежит обязанность как привести земельный участок в первоначальное состояние, так и возместить вред, причиненный окружающей среде.
Именно невозможностью точного установления характера, степени и размера вреда, причиненного объекту окружающей среды, в том числе вреда, причиняемого почве отходами производства и потребления, обусловлено возложение законодателем на правонарушителя обязанности возместить вред на основании утвержденных в установленном порядке такс и методик определения размера вреда окружающей среде.
Установлено, что <дата> Департаментом городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара главному специалисту отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды Тлкушкиной Д.Н. поручено провести рейдовое обследование (осмотр) территории Советского внутригородского района городского округа Самара по маршруту: <адрес> – <адрес> – <адрес> – <адрес> – <адрес> – <адрес>.
По результатам проведения мероприятия по контролю <дата> Составлен акт №, из которого следует, что при осмотре территории Советского внутригородского района городского округа Самара по адресу: <адрес>Е, за заводом Родник на территории, не предназначенной для размещения отходов зафиксировано, в том числе, транспортное средство SHACMAN, государственный регистрационный знак №, осуществляющее сброс и размещение отходов производства и потребления в виде отходов подобных отходам грунта при проведении земляных работ (код по ФККО №) на почву земельного участка. Данные действия привели к образованию несанкционированной свалки на указанной территории. По информации, полученной с публичной кадастровой карты, указанный земельный находится в собственности ООО «Промышленные Технологии». Принято решение о возбуждении административного производства и проведении административного расследования в отношении собственника транспортного средства, осуществившего сброс отходов на почву по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В ходе проведения мероприятия по контролю проводилась фотосъемка, что отражено в акте, фотоматериалы приобщены к материалам дела.
Установлено, что транспортное средство – грузовой самосвал SHACMAN, государственный регистрационный знак №,VIN№, год выпуска <дата>, принадлежит на праве собственности Зуйкову П.А., <дата> года рождения (л.д. 80-81).
<дата> главным специалистом отдела экологического надзора Управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара составлен протокол об административном правонарушении № по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Зуйкова П.А., из которого следует, что Зуйковым П.А. совершено нарушение: части 1, части 2 статьи 51 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», совершенное и выявленное в 12 часов 39 минут <дата> по адресу: <адрес>, за заводом Родник по <адрес>Е, в ходе рейдового мероприятия по заданию от <дата>, выразившееся в несанкционированном сбросе и размещении отходов производства и потребления, подобных грунта, образовавшегося в ходе землеройных работ, с автотранспортного средства грузового самосвала SHACMAN, государственный регистрационный знак №,принадлежащего на праве собственности Зуйкову П.А., <дата> года рождения.
Таким образом, по вине физического лица –Зуйкова П.А. не соблюдены экологические требования при обращении с отходами производства и потребления.
По данному факту постановлением по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № Советского судебного района <адрес> от <дата> Зуйков П.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
В данном случае факт нарушения Зуйковым П.А. природоохранного законодательства путем сброса из кузова принадлежащего ему автомобиля отходов грунта на земельный участок по адресу: <адрес>Е, за заводом Родник, установлен протоколом об административном правонарушении № от <дата>, вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № Советского судебного района <адрес> от <дата>.
Методика расчета вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения природоохранного законодательства, утвержденная приказом Минприроды России от <дата> №, предусматривает процедуру расчета вреда.
Стоимость размера вреда, причиненного почвам как компоненту природной среды в результате несанкционированного размещения отходов в виде грунта, образовавшегося в результате землеройных работ, составляет 120 432 рубля (УЩотх = 1 х 23,16 х 4000 х1,3), что подтверждается представленным истцом расчетом, оснований не доверять которому у суда оснований не имеется. Ответчик относимых и допустимых доказательств отсутствия ущерба или иного его размера суду не представил.
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что с Зуйкова П.А. в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> подлежит взысканию возмещение вреда, причиненного окружающей среде, в размере 120 432 рубля, а также на основании статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 3608,64 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> - удовлетворить.
Взыскать с Зуйкова П. А., <дата> года рождения, паспорт гражданина РФ №, в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>сумму вреда, причиненного почвам, в размере 120 432 рубля.
Взыскать с Зуйкова П. А., <дата> года рождения, паспорт гражданина РФ №, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3608,64 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено <дата>.
Судья: В.В. Подусовская