Дело №2-2848/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Маркиной Г.В.
при секретаре Протасовой И.А.,
с участием представителя истца адвоката Макаряна А.С., действующего на основании ордера, представителя ответчика Павловой Н.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрел в открытом предварительном судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Сергиенко Вячеслава Владимировича к Главному Управлению МЧС России по Воронежской области о взыскании невыплаченных денежных сумм, компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л:
Сергиенко В.В. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Воронежской области и с учетом уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ заявил о взыскании денежных сумм за сверхурочные работы 337575 рублей за период с 01.01.2011г. по 10.02.2017г., ссылаясь на работу по графику сутки через трое с продолжительностью 48 часов в неделю, при нормальной продолжительности 40 часов, и неоплату этой сверхурочной работы, то есть 24 часов в месяц. Истец просит взыскать также 309582 рубля за время дежурства на дому в режиме ожидания в размере ? часа за каждый час дежурств на основании п.3 ст.28 ФЗ от 22.08.1995г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и компенсацию морального вреда 50000 рублей (л.д.244-246).
В судебном заседании представитель истца адвокат Макарян А.С., действующий на основании ордера (л.д.34), исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Воронежской области Павлова Н.Н., действующая на основании доверенности (л.д.33), против удовлетворения иска возражала, просила применить последствия пропуска срока исковой давности в предварительном судебном заседании, ходатайство о чем в письменном виде предоставлено суду (л.д.93-99)..
Истец в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав представителей, изучив письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Исходя из части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Отношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника противопожарной службы, урегулированы Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 23 мая 2016 г., за исключением части 1 статьи 90 этого Закона, которая вступает в силу с 1 января 2022 г.
Согласно положениям ФЗ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ:
- Служба в федеральной противопожарной службе - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области пожарной безопасности, территориальных органах федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности - региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, подразделениях, организациях и учреждениях федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности (далее - подразделение), а также на должностях, не являющихся должностями в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделениях, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (ст.3);
- Должности в федеральной противопожарной службе учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (ст.6);
- Оплата труда сотрудника федеральной противопожарной службы производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. Обеспечение сотрудника федеральной противопожарной службы денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации (ст.67).
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).Этому праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Частью 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей сроки расчета с работником при увольнении, предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Из приведенных норм трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что работодатель несет обязанность по выплате работнику заработной платы в установленные законом или трудовым договором сроки. Обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, имея ввиду начисленные и задержанные выплатой суммы, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора, то есть нарушение работодателем трудовых прав работника задержкой выплаты ему начисленной заработной платы имеет длящийся характер.
Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Установлено, что Сергиенко В.В., <данные изъяты> внутренней службы, занимающий на основании контракта от 26.08.2013г. и Приказа ГУ МЧС по Воронежской области о перемещении от 24.04.2014г. должность <данные изъяты> приказом ГУ МЧС России по Воронежской области от 22.04.2019г. №33-Н уволен со службы в федеральной противопожарной службе по п.1 ч.3 ст.83 <данные изъяты> с 23.04.2019г. с выплатой единовременного пособия при увольнении в размере 07 окладов денежного содержания, премии за добросовестное исполнение служебных обязанностей за апрель 2019г., денежной компенсации за неиспользованный отпуск ( л.д.13-18, 36-73).
ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» ликвидировано согласно приказу МЧС России от 26.09.2019г. с установлением правопреемником ГУ МЧС России по Воронежской области (л.д.74-92).
Обращаясь с настоящим иском истец ссылается на то, что денежное довольствие ему выплачивалось не в полном объеме, а именно не была оплачена сверхурочная работа и период дежурств на дому в режиме ожидания с 01.01.2011г. по 10.02.2017г.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника до 23.05.2016 регулировались Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текстом Присяги сотрудника внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1 (далее- Положение) согласно статье 40 Федерального закона от 25.07.2002 № 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые цельные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности». Абзацем четвертым статьи 44 Положения предусматривалось, что в необходимых случаях сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни. В этих случаях им предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде. Согласно пункту 7 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденному приказом МВД России от 14.12.2009 № 960, выплата денежного довольствия производилась за текущий месяц один раз в период с 20 по 25 число.
Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников противопожарной службы в дальнейшем регулировался Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
В силу положений ст. 2 вышеуказанного закона денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат. Кроме того, сотрудникам устанавливаются дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Денежное довольствие истца состояло из должностного оклада по должности, по званию, надбавки за выслугу лет, ежемесячной надбавки за участие в тушении пожаров, надбавки за тренировку в аппарате защиты органов дыхания, ежемесячной премии за добросовестное исполнение должностных обязанностей, надбавки за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни, доплаты за работу в ночные часы, что не оспаривается, следует из расчетных листков (л.д.202-208).
Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (пункт 18 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 № 283-Ф3).
В соответствии с частью 18 статьи 2 Федерального закона от 30.12. 2012 № 283-ФЗ приказом МЧС России от 21.03.2013 № 195 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - Порядок). Согласно пункту 2 приказа МЧС России от 21.03.2013 № 195 выплаты, предусмотренные настоящим приказом, производятся с 01 января 2013 года. Пунктом 5 Порядка определено, что «денежное довольствие сотрудникам выплачивается за весь период службы, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Выплата денежного довольствия сотрудникам за текущий месяц производится в период с 20 по 25 число каждого месяца, а за декабрь календарного года - не позднее последнего рабочего дня декабря. В этот же период производятся перерасчеты денежного довольствия, связанные с присвоением очередного специального звания, изменением должности, и в других случаях, при которых изменяется размер денежного довольствия сотрудника». Согласно пункту 10 Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержденного Приказом МЧС России от 24.09.2018 г. N 410, продолжительность выполнения сотрудником федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период. В силу п.94 -100 Порядка за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (далее - сверхурочная работа) по рапорту сотрудника, выплачиваются денежные компенсации: сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки <1>, исчисленной в соответствии с пунктом 95 настоящего Порядка; сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени (год, полугодие, квартал). Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. При суммированном учете рабочего времени денежная компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов за учетный период выплачивается в следующем порядке: в полуторном размере оплачиваются сверхурочные часы, не превышающие в среднем двух часов за каждый рабочий день в учетном периоде по календарю рабочей недели, установленному в подразделении, а остальные часы оплачиваются в двойном размере часовой ставки. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 95 настоящего Порядка. Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности. Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха: сотруднику, привлеченному к сверхурочной работе, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения сверхурочной работы, включая ночное время.
Статья 54 ФЗ РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации:
- Служебное время - период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени;
-Сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация;
Согласно части 4 статьи 73 О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации сотрудник федеральной противопожарной службы или гражданин, поступающий на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Анализируя вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что для реализации сотрудником федеральной противопожарной службы права на использование дополнительных дней отдыха или же денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие сверхурочной работы; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю.
Денежное довольствие Сергиенко В.В. в заявленный им период времени с 01.01.2011г. по 10.02.2017г. получал ежемесячно, то есть ежемесячно в день выплаты денежного довольствия Сергиенко В.В. было или могло быть известно о предполагаемом нарушении его прав, вызванных невыплатой сверхурочной работы, если таковая имела место быть. С рапортами о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени либо о предоставлении в связи с этим дополнительных дней отпуска Сергиенко В.В. не обращался и доказательств обратного не имеется. В это же время Сергиенко В.В. должно было стать известно о том, что ему не начисляется оплата за время дежурств на дому в период ожидания на основании п.3 ст.28 ФЗ от 22.08.1995г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда РФ в пункте 5 постановления от (ДД.ММ.ГГГГ) N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" - при подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ, возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ). В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Таким образом, пропуск установленного законом срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора является самостоятельным основанием для отказа в иске о восстановлении нарушенного трудового права при условии отсутствия уважительных причин, послуживших основанием для пропуска этого срока.
По всем требованиям ответчиком заявлено о применении последствий пропуска срока обращения в суд. Поскольку о нарушении своих прав истец должен был узнать, соответственно, в период с января 2011г. по февраль 2017г., то есть в день выплаты денежного довольствия, а с иском в суд он обратился лишь в апреле 2020г., трехмесячный срок, установленный специальной нормой – ст.73 ФЗ РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ, пропущен, как пропущен и годичный срок, предусмотренный ст.392 ТК РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в иске в этой части (ст.ст.195-199 ГК РФ). Оснований для исчисления срока с момента увольнения в данном случае нет, поскольку плата за сверхурочную работу, как и работу во время дежурств на дому в режиме ожидания, не была начислена истцу, а по смыслу разъяснений, содержащихся в п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", для признания длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.
Ходатайств о восстановлении срока от истца не поступило, Сергиенко В.В. настаивал при рассмотрении дела на исчислении срока с момента увольнения, что является неверной трактовкой действующего законодательства.
Поскольку в удовлетворении основных исковых требований суд отказывает, то отсутствуют и основания для удовлетворения производных требований о взыскании компенсации морального вреда на основании ст.237 ТК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 56, 152, 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Сергиенко Вячеслава Владимировича к Главному Управлению МЧС России по Воронежской области о взыскании невыплаченных денежных сумм за сверхурочные работы и за время дежурства на дому в режиме ожидания за период с января 2011г. по 10.02.2017г. и компенсации морального вреда отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Г.В.Маркина
Дело №2-2848/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Маркиной Г.В.
при секретаре Протасовой И.А.,
с участием представителя истца адвоката Макаряна А.С., действующего на основании ордера, представителя ответчика Павловой Н.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрел в открытом предварительном судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Сергиенко Вячеслава Владимировича к Главному Управлению МЧС России по Воронежской области о взыскании невыплаченных денежных сумм, компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л:
Сергиенко В.В. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Воронежской области и с учетом уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ заявил о взыскании денежных сумм за сверхурочные работы 337575 рублей за период с 01.01.2011г. по 10.02.2017г., ссылаясь на работу по графику сутки через трое с продолжительностью 48 часов в неделю, при нормальной продолжительности 40 часов, и неоплату этой сверхурочной работы, то есть 24 часов в месяц. Истец просит взыскать также 309582 рубля за время дежурства на дому в режиме ожидания в размере ? часа за каждый час дежурств на основании п.3 ст.28 ФЗ от 22.08.1995г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и компенсацию морального вреда 50000 рублей (л.д.244-246).
В судебном заседании представитель истца адвокат Макарян А.С., действующий на основании ордера (л.д.34), исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Воронежской области Павлова Н.Н., действующая на основании доверенности (л.д.33), против удовлетворения иска возражала, просила применить последствия пропуска срока исковой давности в предварительном судебном заседании, ходатайство о чем в письменном виде предоставлено суду (л.д.93-99)..
Истец в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав представителей, изучив письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Исходя из части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Отношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника противопожарной службы, урегулированы Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 23 мая 2016 г., за исключением части 1 статьи 90 этого Закона, которая вступает в силу с 1 января 2022 г.
Согласно положениям ФЗ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ:
- Служба в федеральной противопожарной службе - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области пожарной безопасности, территориальных органах федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности - региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, подразделениях, организациях и учреждениях федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности (далее - подразделение), а также на должностях, не являющихся должностями в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделениях, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (ст.3);
- Должности в федеральной противопожарной службе учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (ст.6);
- Оплата труда сотрудника федеральной противопожарной службы производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. Обеспечение сотрудника федеральной противопожарной службы денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации (ст.67).
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).Этому праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Частью 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей сроки расчета с работником при увольнении, предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Из приведенных норм трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что работодатель несет обязанность по выплате работнику заработной платы в установленные законом или трудовым договором сроки. Обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, имея ввиду начисленные и задержанные выплатой суммы, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора, то есть нарушение работодателем трудовых прав работника задержкой выплаты ему начисленной заработной платы имеет длящийся характер.
Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Установлено, что Сергиенко В.В., <данные изъяты> внутренней службы, занимающий на основании контракта от 26.08.2013г. и Приказа ГУ МЧС по Воронежской области о перемещении от 24.04.2014г. должность <данные изъяты> приказом ГУ МЧС России по Воронежской области от 22.04.2019г. №33-Н уволен со службы в федеральной противопожарной службе по п.1 ч.3 ст.83 <данные изъяты> с 23.04.2019г. с выплатой единовременного пособия при увольнении в размере 07 окладов денежного содержания, премии за добросовестное исполнение служебных обязанностей за апрель 2019г., денежной компенсации за неиспользованный отпуск ( л.д.13-18, 36-73).
ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» ликвидировано согласно приказу МЧС России от 26.09.2019г. с установлением правопреемником ГУ МЧС России по Воронежской области (л.д.74-92).
Обращаясь с настоящим иском истец ссылается на то, что денежное довольствие ему выплачивалось не в полном объеме, а именно не была оплачена сверхурочная работа и период дежурств на дому в режиме ожидания с 01.01.2011г. по 10.02.2017г.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника до 23.05.2016 регулировались Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текстом Присяги сотрудника внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1 (далее- Положение) согласно статье 40 Федерального закона от 25.07.2002 № 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые цельные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности». Абзацем четвертым статьи 44 Положения предусматривалось, что в необходимых случаях сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни. В этих случаях им предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде. Согласно пункту 7 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденному приказом МВД России от 14.12.2009 № 960, выплата денежного довольствия производилась за текущий месяц один раз в период с 20 по 25 число.
Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников противопожарной службы в дальнейшем регулировался Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
В силу положений ст. 2 вышеуказанного закона денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат. Кроме того, сотрудникам устанавливаются дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Денежное довольствие истца состояло из должностного оклада по должности, по званию, надбавки за выслугу лет, ежемесячной надбавки за участие в тушении пожаров, надбавки за тренировку в аппарате защиты органов дыхания, ежемесячной премии за добросовестное исполнение должностных обязанностей, надбавки за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни, доплаты за работу в ночные часы, что не оспаривается, следует из расчетных листков (л.д.202-208).
Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (пункт 18 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 № 283-Ф3).
В соответствии с частью 18 статьи 2 Федерального закона от 30.12. 2012 № 283-ФЗ приказом МЧС России от 21.03.2013 № 195 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - Порядок). Согласно пункту 2 приказа МЧС России от 21.03.2013 № 195 выплаты, предусмотренные настоящим приказом, производятся с 01 января 2013 года. Пунктом 5 Порядка определено, что «денежное довольствие сотрудникам выплачивается за весь период службы, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Выплата денежного довольствия сотрудникам за текущий месяц производится в период с 20 по 25 число каждого месяца, а за декабрь календарного года - не позднее последнего рабочего дня декабря. В этот же период производятся перерасчеты денежного довольствия, связанные с присвоением очередного специального звания, изменением должности, и в других случаях, при которых изменяется размер денежного довольствия сотрудника». Согласно пункту 10 Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержденного Приказом МЧС России от 24.09.2018 г. N 410, продолжительность выполнения сотрудником федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период. В силу п.94 -100 Порядка за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (далее - сверхурочная работа) по рапорту сотрудника, выплачиваются денежные компенсации: сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки <1>, исчисленной в соответствии с пунктом 95 настоящего Порядка; сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени (год, полугодие, квартал). Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. При суммированном учете рабочего времени денежная компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов за учетный период выплачивается в следующем порядке: в полуторном размере оплачиваются сверхурочные часы, не превышающие в среднем двух часов за каждый рабочий день в учетном периоде по календарю рабочей недели, установленному в подразделении, а остальные часы оплачиваются в двойном размере часовой ставки. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 95 настоящего Порядка. Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности. Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха: сотруднику, привлеченному к сверхурочной работе, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения сверхурочной работы, включая ночное время.
Статья 54 ФЗ РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации:
- Служебное время - период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени;
-Сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация;
Согласно части 4 статьи 73 О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации сотрудник федеральной противопожарной службы или гражданин, поступающий на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Анализируя вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что для реализации сотрудником федеральной противопожарной службы права на использование дополнительных дней отдыха или же денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие сверхурочной работы; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю.
Денежное довольствие Сергиенко В.В. в заявленный им период времени с 01.01.2011г. по 10.02.2017г. получал ежемесячно, то есть ежемесячно в день выплаты денежного довольствия Сергиенко В.В. было или могло быть известно о предполагаемом нарушении его прав, вызванных невыплатой сверхурочной работы, если таковая имела место быть. С рапортами о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени либо о предоставлении в связи с этим дополнительных дней отпуска Сергиенко В.В. не обращался и доказательств обратного не имеется. В это же время Сергиенко В.В. должно было стать известно о том, что ему не начисляется оплата за время дежурств на дому в период ожидания на основании п.3 ст.28 ФЗ от 22.08.1995г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда РФ в пункте 5 постановления от (ДД.ММ.ГГГГ) N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" - при подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ, возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ). В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Таким образом, пропуск установленного законом срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора является самостоятельным основанием для отказа в иске о восстановлении нарушенного трудового права при условии отсутствия уважительных причин, послуживших основанием для пропуска этого срока.
По всем требованиям ответчиком заявлено о применении последствий пропуска срока обращения в суд. Поскольку о нарушении своих прав истец должен был узнать, соответственно, в период с января 2011г. по февраль 2017г., то есть в день выплаты денежного довольствия, а с иском в суд он обратился лишь в апреле 2020г., трехмесячный срок, установленный специальной нормой – ст.73 ФЗ РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ, пропущен, как пропущен и годичный срок, предусмотренный ст.392 ТК РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в иске в этой части (ст.ст.195-199 ГК РФ). Оснований для исчисления срока с момента увольнения в данном случае нет, поскольку плата за сверхурочную работу, как и работу во время дежурств на дому в режиме ожидания, не была начислена истцу, а по смыслу разъяснений, содержащихся в п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", для признания длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.
Ходатайств о восстановлении срока от истца не поступило, Сергиенко В.В. настаивал при рассмотрении дела на исчислении срока с момента увольнения, что является неверной трактовкой действующего законодательства.
Поскольку в удовлетворении основных исковых требований суд отказывает, то отсутствуют и основания для удовлетворения производных требований о взыскании компенсации морального вреда на основании ст.237 ТК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 56, 152, 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Сергиенко Вячеслава Владимировича к Главному Управлению МЧС России по Воронежской области о взыскании невыплаченных денежных сумм за сверхурочные работы и за время дежурства на дому в режиме ожидания за период с января 2011г. по 10.02.2017г. и компенсации морального вреда отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Г.В.Маркина