Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-9856/2014 ~ М-9593/2014 от 05.11.2014

Дело № 2-9856/22

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2014 года г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Чеглаковой И.В,

при секретаре Боюс М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,

У С Т А Н О В И Л :

Иск заявлен по следующим основаниям. Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании обращения жителей г. Петрозаводска, проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой было установлено, что на территории Петрозаводского городского округа РК находится несанкционированное место размещения отходов производства и потребления: свалка твердых бытовых отходов и мусора, расположенная по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, территория общего пользования пер. Западный в районе <данные изъяты>», географические координаты свалки: С<данные изъяты>. Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Земельный участок, на котором обнаружена свалка, находится в границах Петрозаводского городского округа, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам, в связи с чем обязанность по ее ликвидации должна быть возложена на Администрацию Петрозаводского городского округа. Указывая на то, что наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации, прокурор, реализуя предоставленные ст. 22, 45 Гражданского процессуального кодекса РФ полномочия, обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и просил обязать Администрацию Петрозаводского городского округа Республики Карелия исполнить полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов, а именно: ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора, расположенную по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, территория общего пользования <адрес>, в районе <данные изъяты> географические координаты свалки: С<данные изъяты>

Прокурор ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав пояснения стороны истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в границах земельного участка расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, пер. <адрес>, в районе <данные изъяты>», географические координаты: С<данные изъяты> расположена несанкционированная свалка.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В силу статьи 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений. Аналогичное положение содержится в ч.1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Часть вторая указанной статьи предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Согласно п.1 ст.4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных Решением Петросовета от 27.04.2010 № 26/41-813 (в редакции от 15.12.2011г. №27\07-114) (далее по тексту - Правила), организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов. В соответствии с ч.3 указанной статьи организации и физические лица, за которыми закреплены для содержания, в т.ч. уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами.

Статья 6.1 Правил устанавливает, что не допускается несанкционированный сброс и складирование бытового и строительного мусора, отходов производства, тары, спила деревьев, листвы, снега, изделий, устройств, конструкций, приборов, потерявших потребительские качества.

Пунктом 2 ст.5 Правил предусмотрено, что организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков и прилегающих к ним территорий с учетом требований о размере территорий, установленных пунктами 9, 10, 13, 15, 16, 17 статьи 5, пунктом 6 статьи 21 настоящих Правил.

В соответствии с п. 17 ст.5 Правил уборку принадлежащих на праве собственности или ином праве организациям и физическим лицам земельных участков и прилегающей к ним тридцатиметровой зоны (от границ участков, ограждений, зданий, строений, сооружений), если иное не предусмотрено настоящими Правилами, и подъездов к ним производят указанные организации и физические лица или уполномоченные ими лица.

Наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации.

Судом установлено, что земельный участок, на котором обнаружена свалка, находится в границах Петрозаводского городского округа, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам.

Анализ вышеприведенного законодательства, установленные по делу обстоятельства свидетельствует о том, что ответственность за ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки должна быть возложена на Администрацию Петрозаводского городского округа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора, расположенную по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, территория общего пользования <адрес>, в районе <данные изъяты>», географические координаты свалки: С.<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде через Петрозаводский городской суд.

Судья И.В. Чеглакова

Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ

Изготовлено 24 ноября 2014 года.

2-9856/2014 ~ М-9593/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Чеглакова И.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
05.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.11.2014Передача материалов судье
06.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2014Судебное заседание
24.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2014Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
27.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2014Регистрация заявления об отмене заочного решения
05.12.2014Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
12.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2015Дело оформлено
14.01.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее