Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-711/2011 ~ М-557/2011 от 18.07.2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Братск 22 августа 2011 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Паршиной Т.А.

при секретаре Бурда Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-711/2011 по иску Михайловой Светланы Михайловны к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско – Юношеская Спортивная школа», Администрации муниципального образования «Братский район» взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.

УСТАНОВИЛ:

Михайлова С.М.обратилась в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско – Юношеская Спортивная школа» (далее МОУ ДОД «ДЮСШ»), Администрации муниципального образования «Братский район» (далее Администрация МО «Братский район») о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме 11 078 руб. 90 коп.

В обоснование иска указала, что она работает в МОУ ДОД «ДЮСШ» <данные изъяты>. За выполнение трудовых функций ей выплачивается заработная плата в размере, установленном Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» № 82-ФЗ от **.**.**** Тарифная система включает в себя тарифные ставки (оклады), 18 разрядную тарифную сетку и межразрядные коэффициенты. Согласно единой тарифной сетке, установленной для работников бюджетных учреждений, ей за выполнение трудовых обязанностей <данные изъяты> установлена ставка, соответствующая четвертому разряду тарифной сетки в размере 1827 руб. Кроме ставки ей выплачивается районный коэффициент в размере 1,4 и процентная надбавка в размере 50%. Считает, что начисление заработной платы до величины минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки нарушает её трудовые права и не соответствует трудовому законодательству. Просила взыскать с МОУ ДОД «ДЮСШ» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с **.**.**** по **.**.**** в размере 11078 руб. 90 коп.

В судебном заседании истец Михайлова С.М. поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика МОУ ДОД «ДЮСШ» в судебное заседание не явился, будучи извещен о месте и времени рассмотрения дела.

Представитель Администрации МО «Братский район» Седлецкий Д.П., действующий на основании доверенности исковые требования не признал и суду пояснил, что согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Кроме того, Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2011 год установлено, что в размер минимальной заработной платы в Иркутской области включаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором.

В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ, работодатели, являющиеся налоговыми агентами, обязаны удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику, либо по его поручению третьим лицам. При этом сумма удержаний согласно ч. 2 ст. 138 ТК РФ не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

Таким образом, налог на доходы физических лиц удерживается из начисленной заработной платы. Начисленная заработная плата в Иркутской области не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне при условии, что работником полностью отработана за конкретный период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.7, ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Судом установлено, что истец Михайлова С.М. в спорный период состояла в трудовых отношениях с МОУ ДОД «ДЮСШ» в должности <данные изъяты> с **.**.**** по настоящее время, данный факт подтверждается копией трудовой книжки, трудовым договором от **.**.****, приказом о приеме на работу от **.**.****

Из штатного расписания, справки – расчета заработной платы, расчетных листков Михайловой С.М. следует, что работнику установлен оклад (тарифная ставка) в размере 1827 руб., надбавка за вредные условия труда 12% - 219,24 руб., северная надбавка, районный коэффициент – 1841,4 руб.

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Заработная плата конкретного работника, согласно статьи 135, ч.1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

Из приведенных норм следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных).

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ N82-ФЗ от **.**.**** «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с **.**.**** установлен в сумме 4 330 рублей в месяц.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

В соответствии с Региональным соглашением от 08 июня 2011г. «О минимальной заработной плате в Иркутской области на 2011 год», заключенного между Правительством Иркутской области, Иркутским областным объединением организаций профессиональных союзов, Иркутским региональным объединением работодателей "Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей", на территории Иркутской области установлен размер минимальной заработной платы: для работников организаций, расположенных в муниципальном образовании города Братска и муниципальном образовании "Братский район", с 1 июня 2011 года - в сумме 5 476 рублей, с 1 сентября 2011 года - в сумме 6 081 рубль.

В размер минимальной заработной платы в Иркутской области включаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Месячная заработная плата работника, работающего на территории Иркутской области и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует настоящее Соглашение, не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного настоящим Соглашением, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Таким образом, размер заработной платы истца, если им отработана полностью месячная норма рабочего времени по полной ставке с **.**.**** не может быть менее 5476 руб.

Так как Региональное соглашение действует с **.**.****, то размер минимальной заработной платы до этого периода времени в соответствии с ч. 3 ст. 133; 129; 132; 146; 315 ТК РФ; Законом РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от **.**.****, при условии, что истцом отработана полностью месячная норма рабочего времени по полной ставке, с применением северного и районного коэффициентов должна составлять не менее 8227 рублей (4330 х 1.9).

Вместе с тем, институт минимального размера оплаты труда предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 129 ТК РФ оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствие со 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Также в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Из системного толкования вышеуказанных норм ТК РФ следует, что действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федераций независимо от места их проживания.

Суд считает, что включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и районной северной надбавки, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и районная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 г. также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Братский район Иркутской области является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которое распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Следовательно, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Таким образом, суд приходит к выводу, что законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории РФ.

С учетом изложенного, тарифная ставка (оклад) истца Михайловой С.М. при условии, что ей отработана полностью месячная норма рабочего времени по полной ставке, с применением северного и районного коэффициентов должна составлять не менее 8227 рублей (4330 х 1.9).

Судом установлено, что в период времени с **.**.**** по **.**.**** истцу была начислена заработная плата ниже минимального размера оплаты труда. В связи с чем, исковые требования истца о взыскании заработной платы за период с **.**.**** по **.**.****, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Согласно представленных, расчетных листков, справке – расчету Михайловой С.М. за **.**.****. истцом была отработана полная норма рабочего времени, соответственно начислено – 4330 руб., 4330 руб.

Судом произведен следующий расчет задолженности по заработной плате Михайловой С.М. за период с **.**.**** по **.**.**** Должностной оклад, исходя из минимального размера оплаты труда, в размере 4330 руб. х 50% надбавка за работу в районах Крайнего Севера 40% районный коэффициент = 8277 руб.

Таким образом, недоначисленная заработная плата за **.**.****. составит: 8227-4330=3897 руб.

**.**.****.- 8227 – 4330 = 3897 руб.

В связи с тем, что Региональным соглашением от 08.06.2011 г. «О минимальной заработной плате в Иркутской области на 2011 год», заключенного между Правительством Иркутской области, Иркутским областным объединением организаций профессиональных союзов, Иркутским региональным объединением работодателей "Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей", на территории Иркутской области установлен размер минимальной заработной платы для работников организаций, расположенных в муниципальном образовании города Братска и муниципальном образовании "Братский район", с 1 июня 2011 года - в сумме 5 476 рублей. Из представленных истцом расчетных листов следует, что в **.**.****. истцу начислена и выплачена заработная плата в размере 5476 рублей, следовательно исковые требования о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за **.**.****. удовлетворению не подлежат.

Всего задолженность ответчика перед истцом Михайловой С.М. по заработной плате составит: 3 897 + 3 897 = 7 794 руб.

Указанную сумму суд считает необходимым взыскать с МОУ ДОД «ДЮСШ» в пользу Михайловой С.М., в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по заработной плате в сумме 3 296 руб. 90 коп. следует отказать.

В силу статьи 393 Трудового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем с ответчика с МОУ ДОД «ДЮСШ» пропорционально удовлетворенной части исковых требований подлежит взысканию в федеральный бюджет госпошлина, исчисленная в соответствии с требованиями пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░»░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ **.**.**** ░░ **.**.**** ░ ░░░░░ 7794 ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░»░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ **.**.**** ░░ **.**.**** ░ ░░░░░ 3 293 ░░░. 90 ░░░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ **.**.**** ░░ **.**.**** ░ ░░░░░ 11078 ░░░. 90 ░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░»░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░

2-711/2011 ~ М-557/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Михайлова Светлана Михайловна
Ответчики
МОУ ДОД "ДЮСШ"
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Паршина Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
bratski--irk.sudrf.ru
18.07.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2011Передача материалов судье
25.07.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2011Судебное заседание
22.08.2011Судебное заседание
30.08.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2011Дело оформлено
16.01.2012Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее