РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01.12.2022 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи: Германовой С.В.,
при секретаре Поповой Е.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5146/2022 по иску Тумановой Ирины Николаевны к ГУ-ОПФ РФ по Самарской области о включении периодов работы в страховой стаж,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в Центральный районный суд <адрес> с иском к ГУ-ОПФ РФ по <адрес> и Отделу оценки пенсионных прав застрахованных лиц № Управления установления пенсий Отделения пенсионного фонда РВ по <адрес> с исковым заявлением о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании включить в трудовой стаж периоды работы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
Согласно уточненным исковым истец просит суд обязать ГУ-ОПФ РФ по <адрес> включить в страховой стаж по п. 1.2 ст. 8 400 ФЗ период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя ясли-сад № Фрунзенского производственного объединения кондитерской промышленности на территории Республики Кыргызстан, а также обязать ГУ-ОПФ РФ по <адрес> включить в страховой стаж непредусмотренный п. 1.2 ст. 8 400 ФЗ период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя ясли-сад № Фрунзенского производственного объединения кондитерской промышленности на территории Республики Кыргызстан.
Истец в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала в полном объеме. Просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражениях. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч. 2 ст.39 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РоссийскойФедерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В ст. 8 Закона № 400-ФЗ введена новая часть 1.2, согласно которой лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного ч. 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В силу ст. 14 Закона № 400-ФЗ ори подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина, в качестве застрахованного два в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственным и (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Закона № 400-ФЗ).
Согласно ст. 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (иди) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Между тем, на основании ч. 9 ст. 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности предусмотренные ч. 1 ст. 11 Закона, а также периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона № 400-ФЗ, При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ.
При этом периоды работы и иной деятельности, имевшие место в государствах бывших союзных республиках Союза ССР, могут быть учтены в страховой стаж для определения права на досрочную страховую пенсию по старости за длительный стаж, при применении норм международных договоров, основанных на территориальном принципе (например, Соглашение СНГ), но только за периоды до ДД.ММ.ГГГГ. Это обусловлено единым правовым, экономическим, социальным пространством, существовавшим в рамках Союза ССР, а также нормой пенсионного законодательства, согласно которой в целях установления пенсий уплата взносов на государственное социальное страхование до 0I.01.1991 приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил подсчета, и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» предусмотрено, что в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношение по обязательному пенсионному страхованию.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (<адрес>, ФИО1. <адрес>, Туркменистан, <адрес>, Украина) урегулированы Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской ФИО1, Республикой Кыргызстан.
Статьей 11 Соглашения предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств или государств, входивших в состав СССР до 01.12.1991г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Согласно п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в ФИО1 из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц. прибывших на место жительства в ФИО1 из государств-республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ч 9 ст. 21 Закона № 400-ФЗ и п. 120 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии», территориальные органы ПФР вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Кроме того, в соответствия со ст. 10 Соглашения компетентные учреждения (органы) государств-участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Из изложенного следует, что при установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской ФИО1 необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств - участников соглашения путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выноситься на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ГУ-ОПФР по <адрес> вынесло решение № об отказе в назначении страховой пенсии но старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого страхового стажа не менее 37 лет, так как по данному основанию документально подтвержденный страховой стаж составляет 33 года 04 месяца11 дней.
При этом ГУ-ОПФР по <адрес> в страховой стаж не был засчитан период работы на территории Киргизской ССР с ДД.ММ.ГГГГ по 1995 г.
Согласно данным внесенным в трудовую книжку ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в ясли-сад № Фрунзенского производственного объединения кондитерской промышленности на территории Республики Кыргызстан.
Период работы проходил на территории Киргизской ССР. Таким образом, после ДД.ММ.ГГГГ необходимо подтверждение компетентными органами Республики Кыргызстан спорного периода, а также уплаты страховых взносов.
Спорный период внесен в трудовую книжку истца с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от ДД.ММ.ГГГГ №.
Отделением направлен о подтверждении спорного периода работы на территории Республики Кыргызстан.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Государственным архивным агентством при Министерстве цифрового развития Кыргызской Республики, по документам архивного фонда в книгах приказов за 1990-1993 годы «Фрунзенское кондитерское производственное объединение Министерства пищевой промышленности Киргизской ССР» сведения о работе ФИО2 не обнаружены.
Следовательно, подтвердить период работы не удалось.
Суд не соглашается с доводами представителя ответчика о том, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен у ГУ-ОПФР по <адрес> в страховой стаж истца, поскольку в силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Порядок заполнения трудовых книжек, вкладышей в них и дубликатов трудовых книжек регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О трудовых книжках», Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей.
Пунктом 10 Правил установлено, что все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В спорный период работы истца порядок заполнения трудовых книжек регламентировался Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974г №, в которой содержался аналогичный пункт 2.3, согласно которому все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
Согласно п. 1 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ № «О трудовых книжках рабочих и служащих», действовавшему на момент заполнения трудовой книжки истца, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих.
Заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия, учреждения, организации в присутствии работника. Сведения о работнике заверяются подписью специально уполномоченного лица и печатью (п. 5 Постановления).
Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации (п. 18 Постановления).
В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии», документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Вопросы осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в ФИО1 из государств - республик бывшего СССР регулируются, в том числе, Соглашением от 13.03.1992г., согласно которому учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
В статье 1 Соглашения указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству, на территории которого они проживают.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с положениями "Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от ДД.ММ.ГГГГ период работы истца до ДД.ММ.ГГГГ, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденный данными трудовой книжки подлежит включению в страховой стаж истца без легализации на основании п. 1.2 ст.8 Закона 400-ФЗ.
Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в страховой стаж истца не предусмотренный п. 1.2 ст. 8 Закона №- ФЗ в виду отсутствия данных об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции «О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР» от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ФЗ РФ «О страховых пенсиях», ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Тумановой Ирины Николаевны (№) к ГУ-ОПФ РФ по Самарской области ИНН № о включении периодов работы в страховой стаж – удовлетворить частично.
Обязать ГУ-ОПФ РФ по Самарской области включить в страховой стаж Тумановой Ирины Николаевны период работы с 01.11.1990 года по 31.12.1990 года в должности воспитателя ясли-сад №56 Фрунзенского производственного объединения кондитерской промышленности на территории Республики Кыргызстан.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течении месяца в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> с момента его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено в течение пяти рабочих дней – ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья: С.В. Германова