Дело № 2-3539/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2017 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Франгуловой О.В. при секретаре Ветрогон Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатенко Л.Ю. к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г. Петрозаводска» о понуждении к совершению определенных действий, взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
Игнатенко Л.Ю. обратилась с иском к ответчику о понуждении к совершению определенных действий, взыскании денежных средств. Исковые требования мотивированы тем, что письмом ответчика от 30.04.2014 истцу отказано в назначении социального пособия многодетной семье на третьего ребенка в соответствии ведомственной целевой программой оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь». При этом при рассмотрении вопроса о назначении пособия в доход семьи истца были включены средства регионального материнского капитала и отказано по причине среднедушевого дохода над величиной прожиточного минимума. В решением ответчика истец не согласна, поскольку средства материнского капитала не поименованы в перечне видов доходов, установленном при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания государственной помощи постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512. На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований истец просит признать за ней право на получение государственной социальной помощи в виде социального пособия на несовершеннолетнего сына Игнатенко М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период с 01.01.2014 по 28.02.2014; взыскать с Государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г. Петрозаводска» в свою пользу социальное пособие на несовершеннолетнего сына Игнатенко М.В. за период с января 2014 года по февраль 2014 года в размере <данные изъяты> руб.
Определением суда от 18.05.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия.
В судебное заседание истец не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Ее представитель Союнен Н.П., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и уточнениях к иску.
В судебное заседание представитель ответчика, третьего лица не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Разрешение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки граждан, имеющих детей и проживающих на территории Республики Карелия, предусмотрены Законом Республики Карелия от 16.12.2005 № 927-ЗРК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей» (далее Закон № 927-ЗРК).
Данный Закон регулирует правоотношения по предоставлению указанным гражданам мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на ребенка и ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей.
Для целей указанного Закона под многодетной семьей понимается семья со среднедушевым совокупным доходом ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Карелия на душу населения по соответствующей территории, имеющая в своем составе родителей (родителя), трех и более несовершеннолетних детей, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательной организации по очной форме обучения.
В силу ст. 3 того же Закона в семьях со среднедушевым совокупным доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума, установленного в Республике Карелия на душу населения по соответствующей территории, один из родителей имеет право на ежемесячное пособие на каждого рожденного и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося в образовательной организации - до окончания обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) (далее - ежемесячное пособие). Ежемесячное пособие назначается, начиная с месяца рождения ребенка, если обращение в орган социальной защиты населения по месту жительства родителя (усыновителя, попечителя, опекуна), с которым проживает ребенок, последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка. Ежемесячное пособие назначается на год. В случае представления в течение трех месяцев по истечении года получателями пособия в орган социальной защиты населения по месту жительства родителя, с которым проживает ребенок, документов, подтверждающих право гражданина на дальнейшее получение ежемесячного пособия, выплата ежемесячного пособия продолжается. При неподтверждении права на получение ежемесячного пособия выплата прекращается.
Согласно положениям ст. 3.1 Закона № 927-ЗРК право на ежемесячную денежную выплату семьям при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей имеет один из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок. Ежемесячная денежная выплата семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей выплачивается до достижения ребенком трехлетнего возраста в размере, установленном в соответствии с законодательством Республики Карелия о прожиточном минимуме для детей. Ежемесячная денежная выплата семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей предоставляется на условиях и в порядке, определяемых ведомственной целевой программой оказания гражданам государственной социальной помощи.
Порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Законом № 927-ЗРК, устанавливается Правительством Республики Карелия, если иное не установлено законом Республики Карелия. Органы социальной защиты населения, осуществляющие предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, имеют право на проверку правильности сообщенных заявителем сведений, в том числе сведений о доходах семьи (ст. 6 Закона № 927-ЗРК).
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» устанавливается Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ).
Согласно ст.ст. 1, 2, 4 и 5 Федерального закона № 44-ФЗ расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи. Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период). При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Законом Республики Карелия от 09.03.1998 № 270-ЗРК «О государственной социальной помощи» в целях оказания социальной помощи отдельным категориям граждан приказом Министерства здравоохранения и социального развития РК от 18.12.2015 № 2447 утверждена ведомственная целевая программа оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2016 год. Пунктом 1 Перечня мероприятий Программы предусмотрена выплата малоимущим семьям социального пособия в размере прожиточного минимума по социально-демографической группе населения «дети» на третьего и последующих детей, рожденных начиная с 1 января 2013 года, до достижения ими возраста трех лет.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РК от 31.12.2015 № 2582 утвержден Порядок исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2016 год», согласно которому государственная социальная помощь, предусмотренная пунктом 1 Перечня мероприятий Программы - в части социального пособия на третьего и (или) последующих детей, рожденных (усыновленных), начиная с 1 января 2013 года, до достижения детьми возраста трех лет, оказывается малоимущим семьям со среднедушевым совокупным доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума, установленного в Республике Карелия на душу населения по соответствующей территории.
Государственная социальная помощь не предоставляется в случаях, когда трудоспособный малоимущий одиноко проживающий гражданин либо один из трудоспособных членов малоимущей семьи не воспользовался возможностью по увеличению своих доходов путем реализации прав на получение выплат, предусмотренных законодательством (заработной платы, пенсии, алиментов, различных пособий, компенсационных выплат, субсидий).
Перечень доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», за исключением помощи, предусмотренной пунктом 1 Перечня мероприятий Программы в отношении граждан, претендующих на получение социального пособия на третьего и (или) последующих детей, рожденных (усыновленных) начиная с 1 января 2013 года, до достижения детьми возраста трех лет.
В случае невозможности документального подтверждения доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, граждане самостоятельно их декларируют в заявлении.
В случае отказа в предоставлении государственной социальной помощи гражданину направляется письмо об отказе в оказании государственной социальной помощи с указанием причины отказа. Основаниями для отказа являются: несоответствие обратившегося гражданина категории граждан, для которой предусмотрено оказание государственной социальной помощи; непредставление либо представление не в полном объеме документов, являющихся основанием для оказания государственной социальной помощи; предоставление гражданами недостоверных сведений, необходимых для принятия решения об оказании государственной социальной помощи.
В судебном заседании установлено, что Игнатенко Л.Ю. является многодетной матерью, имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей: Игнатенко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Игнатенко П.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Игнатенко М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Письмом № 2607 от 30.04.2014 ГКУ социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г. Петрозаводска» отказало истцу в назначении социального пособия многодетным семьям на третьего ребенка в соответствии ведомственной целевой программой оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2014 г. в связи с тем, что совокупный среднедушевой доход семьи истца составил сумму, превышающую величину прожиточного минимума.
В доход семьи за три месяца, предшествующие обращению, ответчиком учтен региональный материнский (семейный) капитал, предоставленный истцу в феврале 2014 года на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займа на приобретение (строительство) жилого помещения на основании Закона Республики Карелия от 16.12.2005 № 927-ЗРК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей».
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Игнатенко Л.Ю. в суд с настоящим иском.
Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (пункты 1 и 2 статьи 2) установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, реализуемые за счёт средств материнского (семейного) капитала и обеспечивающие указанным семьям возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, повышения уровня пенсионного обеспечения.
Определение используемых в вышеуказанном Федеральном законе основных понятий имеет важное значение для понимания его смысла, в том числе при разрешении данного спора.
Следует отметить, что в рамках анализируемой нормы права законодатель целенаправленно отходит от использования традиционной терминологии права социального обеспечения и не называет финансовую поддержку со стороны государства пособием, дотацией и иными обычно употребляемыми терминами. Если обратиться к определению понятия «капитал», то, как экономическая категория, он представляет собой средства и (или) имущество, предназначенное для обеспечения благосостояния его владельца и направленное, в том числе на получение дохода (прибыли) его собственником. Таким образом, использование данного термина в рамках указанного Федерального закона свидетельствует об особом отношении законодателя именно к дополнительной поддержке семей, имеющих детей, подчеркивая, что такие семьи получают не социальное пособие, свидетельствующее в первую очередь о слабой защищённости субъекта, получающего данные средства, а капитал, который такая семья сможет использовать для дальнейшего улучшения уровня своего жизнеобеспечения. Средства материнского (семейного) капитала являются средствами федерального бюджета. Данные средства не становятся собственностью лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, ни до распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, ни после такого распоряжения, в отличие от пособия наличными на руки не будут выдаваться ни после рождения ребёнка, ни по истечении трёх лет со дня его рождения, ни в дальнейшем. Расходовать капитал предполагается в безналичном порядке исключительно по направлениям, установленным Федеральным законом.
Таким образом, средства материнского (семейного) капитала по своей правовой природе не являются пособием или иным видом социального обеспечения и не могут учитываться в совокупном доходе семьи в целях назначения и выплаты ежемесячного и социального пособия.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 6 Закон Республики Карелия от 16.12.2005 № 927-ЗРК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей» (в ред. от 26.12.2016) при исчислении величины среднедушевого совокупного дохода семьи в целях предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, средства (часть средств) регионального материнского (семейного) капитала, направленные в соответствии с частью 9 статьи 4.1 настоящего Закона, не учитываются.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что за период январь – март 2014 года Игнатенко Л.Ю., осуществляющая трудовую деятельность в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске в должности ведущего специалиста-эксперта, имела доход в размере 63913 руб. 22 коп., среднемесячный доход составил 21304 руб. 41 коп., что подтверждается справкой ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия от 19.04.2014 №.
Согласно сведениям, представленным в материалы дела, супруг истца Игнатенко В.Н. в спорный период официально не трудоустроен, доход за период январь – март 2014 года составил 27000 руб.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. Взыскиваемые истцом суммы пособия подтверждаются представленными ответчиком сведениями о размере выплат за спорный период.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12,55,56, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление удовлетворить.
Признать за Игнатенко Л.Ю. право на получение государственной социальной помощи в виде социального пособия на несовершеннолетнего сына Игнатенко М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период с 01.01.2014 по 28.02.2014.
Взыскать с Государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г. Петрозаводска» в пользу Игнатенко Л.Ю. социальное пособие на несовершеннолетнего сына Игнатенко М.В. за период с января 2014 года по февраль 2014 года в размере 21996 руб.
Взыскать с Государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г. Петрозаводска» в пользу Игнатенко Л.Ю. расходы по уплате госпошлины 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.В. Франгулова
Мотивированное решение составлено 02.06.2017 г.