Решение по делу № 2-4847/2014 ~ М-4609/2014 от 08.09.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 октября 2014 года город Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе судьи Куркутовой Э.А., при секретаре Габоян К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4847/2014 по иску Прокурора города Ангарска в защиту прав на образование несовершеннолетнего ФИО2 к Администрации Ангарского муниципального образования, Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности восстановить нарушенное право, предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Ангарска обратился в суд с иском в защиту права на образование несовершеннолетней ФИО2 к администрации Ангарского муниципального образования, Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту. В обоснование иска истец указал, что в прокуратуру города обратилась ФИО7 в защиту прав и интересов несовершеннолетнего ФИО2, ** г.р.

Установлено, что ФИО7 имеет на иждивении сына ФИО2, ** г.р., проживает с ребенком на территории города Ангарска.

28.05.2013г. ФИО2 зарегистрирован в автоматизированной информационной системе Управления образования администрации Ангарского муниципального образования для получения места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

В настоящее время место в дошкольном образовательном учреждении ребенку ФИО7 не предоставлено, в связи с отсутствием вакансий.

Установленные в ходе проверки обстоятельства свидетельствуют о том, что конституционное право несовершеннолетнего на общедоступное дошкольное образование администрацией Ангарского муниципального образования нарушено. Ребенку ФИО7, достигшему возраста двух лет трех месяцев, место в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено.

То обстоятельство, что ребенок ФИО7 не может быть обеспечен местом в муниципальном дошкольном учреждении по причине отсутствия мест (по состоянию на учете в Управлении образования является 93 в очереди по возрастной категории) свидетельствует о том, что администрация Ангарского муниципального образования не обеспечивает создание сети дошкольных учреждений с необходимым количеством мест, а, следовательно, не обеспечивает исполнение гарантированного каждому ребенку права на образование.

В связи с чем, истец просит возложить на Управление образования администрации Ангарского муниципального образования и администрацию Ангарского муниципального образования обязанность восстановить нарушенное право несовершеннолетнего на общедоступное дошкольное образование путем предоставления места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту.

В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора г.АнгарскаЗабабуринаВ.Д., действующая на основании прав по должности, исковые требования подержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании третье лицо ФИО7 пояснила, что исковые требования поддерживает, место ребенку в детском учреждении не предоставлено.

Представитель ответчика администрации Ангарского муниципального образования ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, а также представила письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.

Представитель ответчика -Управления образования Администрации Ангарского муниципального образования в лице начальника ФИО6 в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещены надлежаще, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также представил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.

Выслушав пояснения представителя истца, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд, с учетом всех обстоятельств дела находит исковые требования Прокурора города Ангарска в защиту права на образование несовершеннолетней ФИО2 подлежащими удовлетворению. Выводы суда основаны на следующем.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ, ст.5 Федерального закона от ** N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от ** №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» одной из целей государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Преамбула, ч. 1 статьи 3 Федерального закона от ** N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет образование, право на которое является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), при этом область образования провозглашается в Российской Федерации приоритетной, а государственная политика в области образования основывается, в частности, на принципах единства федерального культурного и образовательного пространства и общедоступности образования.

В соответствии со статьями 63 Федерального закона от ** N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Согласно статьи 64 Федерального закона от ** N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

В соответствии с п.6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от ** N 1014 образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО7 имеет на иждивении сына ФИО2, ** г.р., проживает с ребенком на территории города Ангарска.

28.05.2013г. ФИО2 зарегистрирован в автоматизированной информационной системе Управления образования администрации Ангарского муниципального образования для получения места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

В настоящее время место в дошкольном образовательном учреждении ребенку ФИО7 не предоставлено, в связи с отсутствием вакансий.

То обстоятельство, что ребенок ФИО2втечение года не обеспечен местом в муниципальном дошкольном учреждении по причине отсутствия мест, свидетельствует о том, что администрация АМО не обеспечивает создание сети дошкольных учреждений с необходимым количеством мест, а следовательно, не обеспечивает исполнение гарантированного каждому ребенку права на образование.

Доводы представителя администрации АМО, Управления образования администрации Ангарского муниципального образования, изложенные в письменных возражениях на иск о том, что администрация АМО является ненадлежащим ответчиком, поскольку органом администрации, осуществляющим управление в сфере образования является Управление образования, суд находит несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм права.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 и п.13 ч. 1 ст. 16 ФЗ от ** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района и городского округа, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения.

Администрация АМО является органом местного самоуправления, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, а значит, является надлежащим ответчиком по делу.

Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам, и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч.1 ст.28 «Конвенции о правах ребенка», одобренной Ассамблеей ООН ** и вступившей в силу для СССР ** государства - участники признают право ребенка на образование.

Согласно ч.1, ч.2 ст. 3 Конвенции во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

С учетом изложенного, не может быть отказано в праве малолетнегоФИО2 на образование.

Федеральным законодательством детально не регламентирован порядок приема и зачисления детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.

Согласно статьи 67 Федерального закона от ** N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Федеральным законом от ** N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ** N 2562 не предусмотрено формирование очередности несовершеннолетних граждан, нуждающихся в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

В связи с этим, фактическое ее наличие в Ангарском муниципальном образовании, свидетельствует о недостаточной сети муниципальных дошкольных образовательных учреждении. В этой связи, обращение ФИО7и прокурора в интересах её ребенка с требованием об обеспечение малолетнего местом в дошкольном учреждении, нельзя расценивать как нарушение прав других детей, чьи законные представители обратились в Управление образование администрации АМО ранее ФИО7

В соответствии с п.2, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ** «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

Поскольку право каждого ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование гарантировано Конституцией РФ, а детального регулирования порядка предоставления дошкольного образования в нормах Федерального законодательства не содержится, должны применяться нормы ст. 43 Конституции РФ, с учетом ч.1ст. 3 Конвенции о правах ребенка.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Прокурора города Ангарска в защиту прав на образование несовершеннолетнего ФИО2 к Администрации Ангарского муниципального образования, Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности восстановить нарушенное право, предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту, удовлетворить.

Обязать Управление образования администрации Ангарского муниципального образования и Администрацию Ангарского муниципального образования восстановить нарушенное право несовершеннолетнего ФИО2, ** года рождения на общедоступное дошкольное образование, предоставив ФИО2, ** года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение будет изготовлено ** года.

Судья

2-4847/2014 ~ М-4609/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Ангарска в интересах несовершеннолетнего Рыбакова Р.С.
Ответчики
Управление образования администрации АМО
Администрация АМО
Другие
Веселовская Наталья Валерьевна
Суд
Ангарский городской суд Иркутской области
Судья
Куркутова Э. А.
Дело на сайте суда
angarsky--irk.sudrf.ru
08.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2014Передача материалов судье
12.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2014Подготовка дела (собеседование)
22.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2014Судебное заседание
24.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2015Дело оформлено
06.02.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее