Дело № 2-3310/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09.07.2014 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова
в составе председательствующего судьи Череваткина Е.Н.,
при секретаре Ионкиной В.В.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Саратова Корноваровой Т.А.,
представителя ответчика министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области – Мазуровой Г.И., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Комитету дорожного хозяйства <адрес> (Министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес>), третьи лица: ООО «Регион», Казенное предприятие <адрес> «Дирекция автомобильных дорог», Министерство финансов <адрес>, об обязании Комитета дорожного хозяйства <адрес> организовать работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог,
установил:
прокурор <адрес> обратился с иском к Комитету дорожного хозяйства <адрес>, третьи лица: ООО «Регион», Казенное предприятие <адрес> «Дирекция автомобильных дорог», Министерство финансов <адрес>, об обязании Комитета дорожного хозяйства <адрес> организовать работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог, указав, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ совместно с инспектором группы ДПС ОГИБДД МО МВД России «Калининский» ФИО3„ инженером ООО «Регион» ФИО4 проведены проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и соответствия требованиям государственных стандартов дорожного покрытия на территории Калининского муниципального района <адрес>. Непосредственным объектом проверок являлась автодорога регионального значения <адрес> - автоподъезд к <адрес>. По результатам проверки выявлены многочисленные нарушения п. 3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 221), согласно которому покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств. Так, нарушения указанного ГОСТ установлены на следующих участках автомобильной дороги: с 09,1 км. - по 09,3 км. периодическая ямочность; на 09,4 км. выбоина размером 75/65/7 см.; на 10,2 км. выбоина размером 110/45/5 см.; на 10,8 км. выбоина размером 145/50/8 см.; на 10,9 км. выбоина размером 180/120/8 см.; на 11,1 км. выбоина размером 210/100/7 см.; на 11,2 км. выбоина размером 110/55/9 см.; на 11,3 км. выбоина размером 70/70/10 см.; на 11,3 км. выбоина размером 120/140/9 см.; с 09, 4 км. — по 11,9 км. периодическая ямочность; на 13,1 км. выбоина размером 210/50/12 см.; на 13,8 км. выбоина размером 75/90/5 см.; с 15,3 км. по 15,5 км. ямочность; с 15,8 км. по 15,9 км. ямочность; с 16,1 км. по 16,3 км. ямочность; с 20,8 км. по 20,9 км. колеи высотой 3 см.; на 20,9 км. разрушено дорожное покрытие в месте расположения водопроводной трубы. ДД.ММ.ГГГГ Комитет дорожного хозяйства <адрес> - государственный заказчик, в лице председателя комитета ФИО5 и ООО «Регион» - подрядчик заключили государственный Контракт 0160200006213000042-0447367-02, согласно которому подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности области в 2014 - 2016 г.г., в том числе в <адрес> в соответствии с условиями Контракта и по единичным расценкам, утвержденным заказчиком, а заказчик обязуется принять работы и оплатить их в соответствии с условиями Контракта. Комитет дорожного хозяйства <адрес> не решает вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, а именно не осуществляет содержание и ремонт указанных выше участков автодорог <адрес>, не создает благоприятные условия для быта населения. Необходимо учитывать, что автомобильная дорога является объектом социальной инфраструктуры. Определить количество граждан, пользующихся вышеуказанным отрезком дороги невозможно. Вместе с тем, неудовлетворительное состояние автомобильной дороги <адрес> - автоподъезд к <адрес> нарушает права не только жителей Калининского MP, но и других граждан Российской Федерации. Истец просит суд обязать Комитет дорожного хозяйства <адрес> устранить повреждения покрытия и привести в соответствие с ГОСТ 50597-93 участок автодороги <адрес>.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> ФИО6 поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> – ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признала, представила суду свои возражения.
Представители 3-х лиц: ООО «Регион», Казенное предприятие <адрес> «Дирекция автомобильных дорог», Министерство финансов <адрес>, в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомили.
В связи с чем, с учетом мнения сторон, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей 3-х лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Вопросы содержания, ремонта, реконструкции и строительства объектов дорожного комплекса» казенное предприятие <адрес> «Дирекция автомобильных дорог» является единым заказчиком-застройщиком по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории <адрес>, государственным заказчиком по которым является министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес>.
Услуги по предпроектной подготовке, осуществлению контроля и надзора за ходом выполнения дорожных и мостовых работ в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории <адрес>, государственным заказчиком по которым является министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, осуществляются исключительно казенным предприятием <адрес> «Дирекция автомобильных дорог».
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Вопросы <адрес>» министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес> реорганизовано путем его разделения на комитет транспорта <адрес> и комитет дорожного хозяйства <адрес>.
В соответствии с Положением о комитете дорожного хозяйства <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Вопросы комитета дорожного хозяйства <адрес>» комитет дорожного хозяйства <адрес> (далее - Комитет) является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляет функции в сфере управления и развития дорожного комплекса области.
Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами области, правовыми актами <адрес>, органов государственной власти области, а также настоящим Положением.
Комитет осуществляет финансирование расходов по производству работ в дорожном комплексе в соответствии с законом <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год.
Комитет является правопреемником министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> по вопросам осуществления функций в сфере управления и развития дорожного комплекса области.
В силу п. 9 данного Положения основными задачами Комитета являются организация устойчивого функционирования дорожного комплекса области, эксплуатация (содержание, ремонт) и развитие (строительство, реконструкция) автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (далее - автомобильные дороги) на территории области, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы, в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения и потребностями в автомобильных перевозках; разработка и реализация планов и мероприятий, направленных на реализацию законодательства Российской Федерации и области по вопросам дорожного комплекса области; обеспечение в пределах своей компетенции интересов области при заключении соглашений с федеральными органами исполнительной власти в области дорожного хозяйства; оказание методической, консультационной и организационной помощи органам местного самоуправления и организациям по вопросам, относящимся к компетенции Комитета; обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на финансирование расходов в сфере дорожного хозяйства; организация осуществления мониторинга состояния автомобильных дорог и сооружений на них; обеспечение размещения заказов на выполнение работ по эксплуатации и развитию автомобильных дорог для государственных нужд области, финансирование этих работ, контроль за их выполнением и приемка.
Основными функциями Комитета, необходимыми для реализации Комитетом возложенных задач, являются:
осуществление функции государственного заказчика дорожных и мостовых работ по эксплуатации (содержанию и ремонту) и развитию (реконструкции и строительству) дорожного комплекса области;
осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;
осуществление в соответствии с законодательством строительного контроля по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог;
обеспечение размещения заказов на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд области;
выдача специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах <адрес> и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог;
разработка долгосрочных областных целевых программ, перспективных и годовых прогнозов технического состояния, планов мероприятий по эксплуатации и развитию автомобильных дорог;
осуществление мониторинга соблюдения правил по охране автомобильных дорог и сооружений на них и порядка их использования;
рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам состояния автомобильных дорог;
осуществление в пределах своей компетенции учета имущества (зданий, сооружений, оборудования, техники, транспорта и т.п.), используемого для эксплуатации и развития автомобильных дорог;
проведение комплексного анализа и определение тенденций развития дорожного комплекса области, подготовка обоснований и осуществление расчетов по объемам финансирования;
утверждение в установленном порядке проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и мостов;
организация и проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также соблюдение требований законодательства по обеспечению сохранности этих сведений;
организация и проведение в пределах своей компетенции работ, связанных с мобилизационной подготовкой и мобилизацией, воинским учетом и бронированием граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время;
координация работы подведомственных организаций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
подготовка, организация и проведение коллегий Комитета, межведомственных совещаний, заседаний рабочих групп и комиссий по вопросам ведения Комитета;
осуществление подготовки и обоснование бюджетной заявки по дорожному комплексу области при разработке проекта областного бюджета на очередной финансовый год;
разработка в пределах своей компетенции и внесение в установленном порядке проектов правовых актов по направлениям деятельности Комитета (п. 10 Положения).
В силу п. 11 Положения, Комитет имеет право осуществлять мониторинг состояния автомобильных дорог и сооружений на них и контролировать выполнение заключенных им контрактов (договоров); запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти, организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач; созывать и проводить совещания по вопросам, относящимся к компетенции Комитета; привлекать в установленном порядке для решения отдельных вопросов научно-исследовательские, технологические, проектно-конструкторские и учебные институты, организации на контрактной (договорной) основе; создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности; вносить предложения по вопросам своей компетенции на рассмотрение <адрес>.
Из указанных выше норм права следует, что ответчик является государственным заказчиком в области обеспечения содержания и ремонта дорог регионального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляя при этом функции контроля и надзора за качеством выполнения данных работ, утверждает разработанные проектную и сметную документацию по ремонту, содержанию и реконструкции дорог регионального значения, утверждает объем необходимого финансирования в целях осуществления данной деятельности.
Судом установлено и никем не оспаривалось, что участок автомобильной дороги <адрес> - автоподъезд к <адрес> является автодорогой регионального значения.
По результатам проверки выявлены многочисленные нарушения п. 3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 221), согласно которому покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств.
Так, нарушения указанного ГОСТ установлены на следующих участках автомобильной дороги: с 09,1 км. - по 09,3 км. периодическая ямочность; на 09,4 км. выбоина размером 75/65/7 см.; на 10,2 км. выбоина размером 110/45/5 см.; на 10,8 км. выбоина размером 145/50/8 см.; на 10,9 км. выбоина размером 180/120/8 см.; на 11,1 км. выбоина размером 210/100/7 см.; на 11,2 км. выбоина размером 110/55/9 см.; на 11,3 км. выбоина размером 70/70/10 см.; на 11,3 км. выбоина размером 120/140/9 см.; с 09, 4 км. — по 11,9 км. периодическая ямочность; на 13,1 км. выбоина размером 210/50/12 см.; на 13,8 км. выбоина размером 75/90/5 см.; с 15,3 км. по 15,5 км. ямочность; с 15,8 км. по 15,9 км. ямочность; с 16,1 км. по 16,3 км. ямочность; с 20,8 км. по 20,9 км. колеи высотой 3 см.; на 20,9 км. разрушено дорожное покрытие в месте расположения водопроводной трубы. (л.д.13-15, 17-34)
ДД.ММ.ГГГГ Комитет дорожного хозяйства <адрес> - государственный заказчик, в лице председателя комитета ФИО5 и ООО «Регион» - подрядчик заключили государственный Контракт 0160200006213000042-0447367-02, согласно которому подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности области в 2014 - 2016 г.г., в том числе в <адрес> в соответствии с условиями Контракта и по единичным расценкам, утвержденным заказчиком, а заказчик обязуется принять работы и оплатить их в соответствии с условиями Контракта. Комитет дорожного хозяйства <адрес> не решает вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, а именно не осуществляет содержание и ремонт указанных выше участков автодорог <адрес>, не создает благоприятные условия для быта населения. Необходимо учитывать, что автомобильная дорога является объектом социальной инфраструктуры. Определить количество граждан, пользующихся вышеуказанным отрезком дороги невозможно. Вместе с тем, неудовлетворительное состояние автомобильной дороги <адрес> - автоподъезд к <адрес> нарушает права не только жителей Калининского MP, но и других граждан Российской Федерации.
Также в судебном заседании установлено, что в настоящее время Комитет дорожного хозяйства реорганизован путем слияния с комитетом транспорта <адрес> в министерство транспорта и дорожного хозяйства области, согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о создании министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> (л.д.48, 49), таким образом правопреемником Комитета дорожного хозяйства <адрес> является Министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес>.
В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств, с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельно допустимые повреждения покрытия в группе «А» дорог и улиц по их транспортно - эксплуатационным характеристикам на 1000 кв.м покрытия составляют 0,3 (1,5) кв.м, со сроком ликвидации повреждений не более 5 суток; в группе «Б» дорог и улиц по их транспортно - эксплуатационным характеристикам на 1000 кв.м покрытия составляют 1,5 (3,5) кв.м, со сроком ликвидации повреждений не более 7 суток; в группе «В» дорог и улиц по их транспортно - эксплуатационным характеристикам на 1000 кв.м покрытия составляют 2,5 (7,0) кв.м, со сроком ликвидации повреждений не более 10 суток. Указанные в скобках значения повреждений приведены для весеннего периода.
В соответствии с п. 3.1.2 данного ГОСТа предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В соответствии с п. 3.1.3 данного ГОСТа ровность покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям: в группе «А» дорог и улиц по их транспортно - эксплуатационным характеристикам – показатель ровности по прибору ПКРС-2 см/км, не более 660, число просветов по<адрес>-метровой рейкой не более 7%; в группе «Б» дорог и улиц по их транспортно - эксплуатационным характеристикам – показатель ровности по прибору ПКРС-2 см/км, не более 860, число просветов по<адрес>-метровой рейкой не более 9%; в группе «В» дорог и улиц по их транспортно - эксплуатационным характеристикам – показатель ровности по прибору ПКРС-2 см/км, не более 1200, число просветов по<адрес> - метровой рейкой не более 14%.
Доказательств подтверждающих, что указанный участок автодороги не нуждается в ремонте как соответствующий вышеуказанным требованиям ГОСТа, ответчиком суду не представлено.
Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 160 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» определены составы работ, входящие в капитальный ремонт автодорог (п. 9-10), ремонт автодорог (п. 11), содержание автомобильных дорог (п. 12-13).
При капитальном ремонте проводятся следующие работы:
- по земляному полотну и системе водоотвода: устранение деформаций и повреждений элементов земляного полотна (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках транспортных средств, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным объектам, паромным переправам и другим объектам); замена изношенных звеньев прикромочных и телескопических лотков, дренажей, водоотводных канав, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, элементов подводящих и отводящих русел у водопропускных труб, элементов ливневой канализации и других изношенных элементов системы водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках транспортных средств, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным местам, паромным переправам и другим объектам);
- по дорожным одеждам: ликвидация колей глубиной более 45 мм с заменой верхних слоев дорожной одежды методами фрезерования или регенерации на ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких слоев асфальтобетона; восстановление дорожных одежд в местах исправления земляного полотна и водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным объектам, паромным переправам); перемощение отдельных участков мостовых с полной заменой песчаного основания.
Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (п.1). Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи (п.2).
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Комитету дорожного хозяйства <адрес>, нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства, соответствуют вышеперечисленным положениям закона, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме с учетом того, что правопреемником Комитета дорожного хозяйства <адрес> является Министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес> устранить повреждения покрытия и привести в соответствие с ГОСТ 50597-93 участок автодороги <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца через Кировский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Е.Н. Череваткина