Дело № 2-2816/2014 г.
Поступило в суд 21.07.2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 октября 2014 г. г. Новосибирск
Кировский районный суд города Новосибирск
в с о с т а в е :
Судьи Тепляковой И.М.
при секретаре Коваленко А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галикеевой Дины Кабасовны, Галикеевой Анастасии Александровны, Полозова Артема Сергеевича к администрации Кировского района г.Новосибирска, Мэрии г. Новосибирска о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Галикеева Д.К., Галикеева А.А., Полозов А.С. обратились в суд с вышеуказанным иском к администрации <адрес>, Мэрии <адрес>. В обоснование указали, что Галикеева Д.К., Галикеева А.А. были вселены в <данные изъяты> <адрес> в <адрес> на основании ордера <данные изъяты> у Галикеевой А.А. родился сын Полозов А.С., проживающий в указанном жилом помещении с рождения и по настоящее время. Занимаемое жилое помещение на момент вселения состояло из двух смежных комнат, каждая жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Истцы владеют и пользуются данным жилым помещением с <данные изъяты> по настоящее время, оплачивают коммунальные услуги, задолженности нет. На протяжении всего периода пользования истцами регулярно производился текущий ремонт, восстановление обрушившегося потолка, замена батарей отопления, обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния жилого помещения своими силами и за счет собственных средств. В настоящее время дом по <адрес> признан аварийным. При расселении выяснилось, что за истцами по ордеру числится одна комната жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Истцы ордер никогда не видели, он с момента вселения и по настоящее время находится в администрации <адрес>. Копия ордера была предоставлена им в сентябре 2013г. В данном случае нарушаются права Галикеевой Д.К., Галикеевой А.С., Полозова А.С., так как согласно ордеру при переселении администрацией <адрес> будет предоставлено жилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м., как указано в ордере, а не по фактически занимаемой площади, равной <данные изъяты> кв.м. Истцы не использовали свое право приватизации жилья, данное жилое помещение является единственным местом проживания, в собственности других жилых помещений не имеется. Следовательно, истцы имеют право пользования указанным жилым помещением площадью <данные изъяты>.м. на условиях социального найма.
Истцы просили признать за ними право пользования жилым помещением по <адрес> жилой площадью <данные изъяты> кв.м. на условиях социального найма.
В судебном заседании истцы Галикеева Д.К., Галикеева А.С. заявленные требования поддержали, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердили. Просили суд удовлетворить заявленные требования. Галикеева Д.К. дополнительно пояснила, что на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит. Проживает в данном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ., до этого проживала в комнате <данные изъяты>. родила дочь Галикееву А.С. Получила освободившуюся комнату <адрес> на основании заявления, без документов и ордера. Не согласна с указанной в ордере площадью комнаты <данные изъяты> кв.м. В администрации <адрес> ей пояснили, что она получит ордер, когда рассчитается с долгом, а после того как она произвела расчет около <данные изъяты> рублей, ордер потеряли. В комнате № жил отец истца Галикеевой Д.К. до момента смерти в ДД.ММ.ГГГГ., в настоящее время этой третьей комнатой Галикеева Д.К. тоже пользуется, ночует там, оплачивает за содержание жилья и коммунальные услуги. Не просит суд признать право пользования на условиях социального найма на одну комнату <адрес> в <адрес> дома по <адрес>.
Представитель ответчика администрации Кировского района г.Новосибирска Палкина А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, поддержала отзыв на исковое заявление, в котором указано, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ истцам предоставлялась комната <данные изъяты> кв.м в <адрес> для проживания. Какие либо другие комнаты данным гражданам не предоставлялись. Вторая комната жилой площадью 15,3 кв.м., в <адрес> была предоставлена Немцову В. В.чу в <данные изъяты> для проживания его семьи. В 2004 году семья Немцовых снялась с регистрационного учета, переехала для постоянного проживания в <адрес>, жилое помещение не распределялось. Законных оснований для занятия комнаты <данные изъяты>.м. у истцов не имеется, администрацией района им не предоставлялось жилое помещение. Комната истцами занимается без законных оснований, самовольно. Таким образом, проживание истцов в жилой комнате <данные изъяты>.м. в <адрес> нарушает принцип неприкосновенности жилища, закреплённый ч. 1 ст. 3 ЖК РФ. Самовольное вселение в жилое помещение, занятие жилого помещения при отсутствии законных оснований для осуществления права пользования, недопустимо. (л.д.19) Дополнительно пояснила, что на учете граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, истцы не состоят. Право собственности на одну комнату ответчик не оспаривает.
Представитель ответчика – Мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела представитель извещен надлежащим образом, просил дело рассматривать в свое отсутствие. Возражал против удовлетворения исковых требований. В обоснование своих доводов указывал на то, что Галикеевой Д.К. предоставлен ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на комнату № по <адрес>. По выписке из домовой книги также следует, что у истцов в пользовании находится одна комната, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., все платежи производятся за пользование только одной этой комнатой. По представленной выписке из домовой книги по <адрес>, что в комнате жилой площадью ДД.ММ.ГГГГ. проживала семья Немцевых, которая выехала на другое место жительства. После чего истцы самовольно вселились в спорную комнату. Однако в установленном законом порядке собственники данного жилого помещения не принимали решения о предоставления истцам дополнительной комнаты. На учете граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, истцы не состоят. Законных оснований для признания за истцами права пользования жилым помещением по <адрес>. <данные изъяты> площадью <данные изъяты>.м. не имеется. По заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за № жилые помещения в многоквартирном доме по <адрес> признаны непригодными для проживания. Дом признан аварийным и подлежит сносу. В связи с этим, спорное жилое помещение не может быть объектом жилищных прав. (л.д.17-18)
Суд, заслушав истцов, свидетелей, исследовав материалы дела, считает, что заявленный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, освобождающееся изолированное помещение в квартире, где проживают несколько нанимателей, должно предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека.
В соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В силу ст. 50 Жилищного кодекса РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Договор социального найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между заимодателем - жилищно-эксплуатационной организацией и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
Статьей 31 Жилищного кодекса РСФСР было установлено, что принятие на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
В силу ч. 1-2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного имущества либо уполномоченное им лицо обязуется передать другой стороне – гражданину жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
В силу ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; 2) обеспечивать сохранность жилого помещения; 3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; 4) проводить текущий ремонт жилого помещения; 5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; 6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью и составляет муниципальную казну с ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления мэрии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О развитии застроенной территории в границах улиц <адрес> в <адрес>», заключения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу № от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. (л.д. 21-23)
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что сведения о зарегистрированных правах на комнату <адрес> по <адрес> отсутствуют. (л.д.38)
Галикеевой Д.К. ДД.ММ.ГГГГ выдан ордер № на занятие одной комнаты площадью <данные изъяты>.м. в <адрес> с составом семьи два человека: дочь Галикеева А.А. (л.д.5-6)
Выписка из домовой книги, копии паспортов подтверждают, что в <адрес> в <адрес> проживают и состоят на регистрационном учете по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ Галикеева Д. К. - квартиросъемщик, Галикеева А. А. - дочь, с ДД.ММ.ГГГГ Полозов Артём С. – внук. (л.д.7, 11-13)
Из экспликации, поэтажных планов, выкопировок из поэтажного плана здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес>, состоит из двух комнат - № площадью <данные изъяты> кв.м., № – <данные изъяты> кв.м. (<адрес>, 39-40, 34, 45)
Выписка о начислении из лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что квартиросъемщиком жилого помещения № по <адрес> является Галикеева Д. К., оплата начисляется на трех человек за жилое помещение площадью 15,3 кв.м. Форма собственности - муниципальная. (л.д. 43)
Платежными документами подтверждается, что обязанности нанимателя жилого помещения по оплате за содержание жилого помещения – по <адрес> <данные изъяты> площадью <данные изъяты>.м. исполнялись истцами ненадлежащим образом: оплата производилась только с ДД.ММ.ГГГГ, задолженность при этом составляла за содержание жилого помещения – <данные изъяты> руб. (л.д.43, 48-87)
Из объяснений истца Галикеевой Д.К. установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ оплата за жилое помещение истцом не производилась, платежные документы отсутствуют.
Справки МКУ <адрес> «Городское жилищное агентство» от ДД.ММ.ГГГГ №, № подтверждают, что Полозов А.С., Галикеева Д.К., Галикеева А.А. не использовали право приватизации жилья на территории <адрес>. (л.д.14-16).
На учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, улучшении жилищных условий истцы в администрации <адрес> не состоят, что не оспаривалось ими в судебном заседании.
По представленному контрольному талону к ордеру от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. выдан ордер № на занятие одной комнаты в <адрес> в составе трех человек. (л.д.24), по выписке из домовой книги по <адрес>11 следует, что в комнате жилой площадью ДД.ММ.ГГГГ. были зарегистрированы Немцев А.В., Немцев В.В., Немцев И.В., Немцев С.В., Немцева Ю.И. (л.д.41)
Актом обследования помещения <данные изъяты> в <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Немцева Ю. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Немцев А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Немцев В. В.ич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Немцев И. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Немцев С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированные по месту жительства в указанном помещении, по данному адресу не проживают. На момент обследования помещения граждан в данном помещении не было. ДД.ММ.ГГГГ в отдел по жилищным вопросам администрации <адрес> на приём к специалисту отдела Токмаковой М. В. обратились Немцев С., Немцев И. по вопросу расселения их семьи. В результате беседы с гражданами (они сами заявили это на приеме) было установлено, что вся семья Немцевых - А., В., И., С., Ю. давно уехали в <адрес>, снялись с регистрационного учёта по месту жительства по <адрес> - <адрес> и зарегистрировались по месту жительства в ДД.ММ.ГГГГ году по адресу: <адрес>, ст. Панкрушиха, <адрес>2. Данные граждане так же сообщили, что Немцева Ю.И. умерла в <адрес>. Кроме того фактически в данном помещении самовольно проживает семья Галикеевой Д. К. без документов, подтверждающих её право на занятие, пользование данным помещением. В доме по <адрес> нарушена нумерация жилых помещений, фактическая не совпадает с технической документацией на дом. (л.д.20)
Свидетель <данные изъяты>
Свидетель <данные изъяты>
Свидетель <данные изъяты>
В соответствии со ст. 12, 56 ГПК РФ, п. 3 ст. 123 Конституции РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст.10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности могут возникать только на законных основаниях, из случаев, предусмотренных или допускаемых действующим законодательством и не противоречащих ему.
Оценивая доводы истцов о заселении в спорное жилое помещение площадью <данные изъяты>.м. на законных основаниях, суд исходит из того, что в силу ч.1 ст. 51 ЖК РСФСР (действовавшего на тот момент), договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда подлежал заключению в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией и нанимателем, гражданином, на имя которого выдан ордер.
По смыслу указанной нормы жилищного законодательства, заключение между наймодателем и нанимателем договора найма жилого помещения подтверждалось предоставлением жилого помещения в постоянное пользование с открытием лицевого счета.
Истцы не оспаривали, что какого-либо решения наймодателя о предоставлении им жилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес> либо второй комнаты в указанной квартире не принималось, договор найма не заключался, ордер выдан лишь на право занятия комнаты площадью <данные изъяты> кв.м., каких-либо правоустанавливающих документов на право пользования жилым помещением площадью <данные изъяты> кв.м. у истцов не имеется. Лицевой счет на имя кого-либо из истцов на помещение площадью <данные изъяты> кв.м. не открывался, и, фактически проживая в спорном жилом помещении, они не исполняли обязанности нанимателей в отношении второй комнаты, поскольку оплату жилищно-коммунальных услуг за занимаемое ими жилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м. не производили.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что спорную комнату Галикеева Д.Б., Галикеева А.С., Полозов А.С. площадью <данные изъяты>.м. заняли самовольно, так как вселились без получения соответствующего разрешения, предусмотренного как Жилищным кодексом РСФСР, ранее действующим, так и действующим Жилищным кодексом РФ.
Доказательств, подтверждающих, что истцы вселились в спорное жилое помещение не самовольно, а с разрешения и ведома собственника жилого дома или прежнего балансодержателя, не представлено. В силу того, что истцы не состояли на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, у них отсутствовало и право на заселение комнаты площадью <данные изъяты> кв.м., освободившейся после выезда прежних нанимателей Немцевых.
Установленные судом обстоятельства не опровергаются показаниями свидетелей Овсянниковой Н.М., Мандыбур Е.В., Глазуновой Л.Е., которые подтвердили факт проживания Немцевых в жилом доме по <адрес>. При этом факт проживания Немцевых при наличии ордера на комнату № в иной комнате не порождает права пользования истцов на указанное жилое помещение.
Исходя из совокупности исследованных судом доказательств, изложенных норм законодательства, подлежащих применению, суд приходит к выводу о том, что Галикеева Д.Б., Галикеева А.С., Полозов А.С. право пользования комнатой площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м. в <адрес> в <адрес> на условиях социального найма не приобрели.
На основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах заявленных исковых требований. Право истцов на пользование комнатой <данные изъяты> кв.м. по <адрес> ответчиками не оспаривалось, истцами о признании данного права не заявлялось.
Не имеют правового значения ссылки истцов на длительность проживания в спорном жилом помещении, несвоевременное получение ордера в администрации района, фактическое пользование второй комнатой, намерение получить при расселении помещение площадью не менее 30,6 кв.м., поскольку данные обстоятельства являются недостаточными для признания законным права пользования истцами указанным жилым помещением, а фактическое проживание в нем не порождает права пользования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08.10.2014.░░░░░ ░░░░░:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-118
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-2816/14 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░
░░ ░░░░░░░░░ ░░ 08.10.2014 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░