Дело №2-1918/2014г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2014 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретере Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Францева Е.С. к администрации г.Минусинска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Францева Е.С. обратился в суд с иском к администрации г.Минусинска, просил обязать ответчика предоставить Францеву Е.С. по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет жилое помещение площадью 33 кв.м., с допусками установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края лот 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.). Свои требования в исковом заявлении и судебном заседании через своего представителя Гайфулину А.Е. прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Францев Е.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения остался без попечения родителей, поскольку его мать Францева Т.М. решением Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена в отношении истца родительских прав, а ДД.ММ.ГГГГ умерла, сведения об отце внесены в актовую запись о рождении на основании заявления матери. Жилого помещения за Францевым Е.С. не закреплялось. 18.10.2012г. Францев Е.С. обращался в отдел опеки и попечительства Управления образования г.Минусинска по поводу обеспечения жильем. Данным органом проведена с ним консультация, сделаны необходимые запросы, однако пакет документов в Министерство образования и науки Красноярского края для постановки истца на соответствующий учет до настоящего времени не направлен. Своего собственного жилья Францев Е.С. не имел и не имеет, проживает и желает в дальнейшем постоянно проживать в г.Минусинске, в связи с чем в соответствии с положениями Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Закона Красноярского края №12-961 от 02.11.2000г. «О защите прав ребенка» администрацией г.Минусинска истцу должно быть предоставлено жилое помещение.
В судебном заседании Францев Е.С. исковые требования полностью поддержал. Суду пояснил, что с раннего возраста остался без попечения родителей, поскольку его мать злоупотребляла спиртным, вследствие чего в 2002году была лишена родительских прав в отношении него, а в 2004году умерла. Отца своего он не знал, запись о нем была внесена в свидетельство о рождении со слов матери. В 2002году он был направлен в приют в <адрес>, в 2005году переведен в школу – интернат <адрес>, затем был отдан на воспитание в патронажную семью в <адрес>. В 2008году он окончил среднюю образовательную школу в <адрес>, поступил в ПУ-44 <адрес>, которое не окончил. После исключения из учебного заведения устроился на работу. Своего собственного жилья он никогда не имел и не имеет, проживает и работает в <адрес>, снимает жилье в аренду, на регистрационном учете не состоит, поскольку зарегистрироваться ему негде. Ранее он состоял на регистрационном учете по месту проживания в патронажной семье, однако был снят с регистрации по решению суда. В октябре 2012г. он обращался в органы опеки и попечительства администрации <адрес> по вопросу обеспечения жилым помещением, предоставил специалисту имеющиеся у него документы, написал заявление. Специалистами опеки ему было разъяснено, что после поступления в опеку ответов на запросы, его пакет документов будет направлен в Министерство образования и науки <адрес> для постановки на учет, о чем его известят. В период с 2012г. по 2014г. он работал вахтовым методом за пределами <адрес> и в органы опеки и попечительства дополнительно не обращался, поскольку считал, что уже поставлен на учет. В 2014г. он узнал, что на учет он не поставлен и в связи с чем он вынужден был обратится к Минусинскому межрайонному прокурору с просьбой об обращении в его интересах в суд.
Представитель ответчика администрации г.Минусинска Ольховская Г.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что оснований для возложения на администрацию г.Минусинска в судебном порядке обязанности по предоставлению Францеву Е.С. жилого помещения не имеется. В связи с изменениями в законе, с 01.01.2013г. предоставление жилых помещений детям-сиротам, включенным в указанный список, осуществляется в порядке очередности, формируемой в хронологическом порядке по мере подачи соответствующих заявлений. Министерство образования и науки Красноярского края ведет список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Поскольку от Францева Е.С. заявления о постановке его на учет не поступало, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки Красноярского края надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (л.д.25,27), в судебное заседание не явился, причины неявки в суд не сообщил.
Свидетель Д. суду показала, что с 2010года работает ведущим специалистом отдела по правам детей и дошкольного образования Управления образования администрации <адрес>. С истцом она знакома, поскольку в октябре 2012года он обращался в их отдел для постановки его на учет для обеспечения жильем. Она разъяснила Францеву Е.С. условия постановки на соответствующий учет и ознакомила с перечнем необходимых для предоставления документов, в свою очередь сделала необходимые запросы и получила ответы на них, но Францев Е.С. требуемых от него документов так не представил, поэтому имеющийся на него пакет документов в Министерство образования и науки Красноярского края ею направлен не был.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец Францев Е.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в раннем возрасте остался без попечения родителей, поскольку его мать Х. на основании решения Минусинского городского суда от 03.09.2002г. была лишена в отношении него родительских прав, ДД.ММ.ГГГГ умерла, сведения об отце внесены в актовую запись о рождении со слов матери. Жилого помещения за Францевым Е.С. не закреплялось, с 2002 года он находился в приюте в <адрес> на полном государственном обеспечении, в 2005году переведен в школу – интернат <адрес>, в 2006году отдан под опеку в приемную семью. В 2008году истец окончил среднюю общеобразовательную школу в <адрес>, продолжил обучение в ПУ-44 <адрес>, из которого был отчислен за неуспеваемость. С 2008года он проживает и работает в <адрес>, снимает жилье в аренду, своего собственного жилого помещения не имел и не имеет. В октябре 2012 года истец обращался в Управление образования администрации <адрес> с целью постановки его на учет для предоставления жилья, предоставил имеющиеся у него документы, однако документы для постановки его на соответствующий учёт в Министерство образования и науки <адрес> направлены не были, в соответствующий список истец не включен и жилым помещением не обеспечен.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон и показаниями свидетеля, паспортом и свидетельством о рождении истца, справкой о рождении № 151, решением Минусинского городского суда от 03.09.2002г., свидетельством о смерти Х., справкой о нахождении в приюте, путевкой о помещении школу-интернат от 22.09.2005г., справкой администрации <адрес> об отсутствии права пользования каким либо жилым помещением и справкой об имуществе истца, постановлением об установлении опеки над истцом № от ДД.ММ.ГГГГ и о назначении выплат, справкой об обучении в ПУ_44 <адрес>, договором аренды квартиры, ответом УФМС России по <адрес> в <адрес> и <адрес>, справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация», Минусинского отделения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Францевым Е.С., перечнем документов от 18.10.2012г.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст.8 этого же закона (в ред.Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
На основании ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-977) «О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления). С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. Также с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров. Уполномоченный орган местного самоуправления заключает с лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, договор найма специализированного жилого помещения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" (в ред. Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-981) администрация г.Минусинска наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем размещения муниципального заказа на приобретение жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, предъявленные к ответчику являются обоснованными и правомерными.
Как установлено судом, истец Францев Е.С. в несовершеннолетнем остался без попечения родителей. В октябре 2012году обращался в Управление образования администрации г.Минусинска по вопросу обеспечения его, как оставшегося без попечения родителей жильем, представил имеющееся у него документы, однако заявление в письменной форме у него отобрано не было и документы в Министерство образования и науки Красноярского края направлены не были, в соответствующий список истец не включен и жильем не обеспечен, чем было нарушено предусмотренное законодательством, действующим до 31.12.2012г., его право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Каких-либо доказательств наличия оснований для отказа в предоставлении истцу жилого помещения ответчик суду не представил.
Поскольку постоянным местом жительства истца является г.Минусинск, жилое помещение должно быть предоставлено ему на территории г.Минусинска администрацией этого муниципального образования.
С учетом перечисленного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований и возложения на администрацию г.Минусинска обязанности по предоставлению истцу жилья по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию г.Минусинска предоставить Францеву Е.С. на территории г.Минусинска по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение площадью 33 кв.м., с допусками установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края лот 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (но не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.).
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 21.07.2014г.