Мотивированное решение изготовлено 12.08.2013 г.
Дело №2-907/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Алапаевск 06 августа 2013 г.
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кокшарова Е.В.,
с участием:
представителя истца - помощника Алапаевского городского прокурора Кужелева Д.Г.,
представителя ответчика - Крушинской Ю.С., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица - Котельникова Д.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Коробейниковой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алапаевского городского прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Открытому акционерному обществу «Фанком», третьему лицу - Государственному казенному учреждению Свердловской области «Синячихинское лесничество» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Алапаевский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ОАО «Фанком», в котором просил:
- признать действия ОАО «Фанком», выразившиеся в нарушении Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз РФ) от ДД.ММ.ГГГГ № и условий договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно по оставлению недорубов в виде расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках на площади <данные изъяты> незаконными;
- обязать ОАО «Фанком» осуществить порубку оставленных недорубов в виде расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках на площади <данные изъяты>
- взыскать с ОАО «Фанком» в бюджет муниципального образования Алапаевское в счет возмещения ущерба <данные изъяты>.
В обоснование требований представитель истца - помощник Алапаевского городского прокурора Кужелев Д.Г. пояснил, что прокуратурой г. Алапаевска проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, направленного на соблюдение экологических и санитарных требований в сфере охраны и использования лесов, в ходе которой установлено, что в лесном массиве, расположенном в квартале № делянке № выделах № <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты>, используемом ОАО «Фанком», на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, по истечении периода заготовки древесины, ответчиком допущено указанное выше нарушение. В свою очередь, не соблюдение правил пользования лесами при ведении в них хозяйственной деятельности, негативно отражается на состоянии окружающей среды, лесов и их воспроизводства, приводит к возникновению отрицательных последствий, в частности, загрязнению атмосферного воздуха, разрушению почв, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. При этом, нарушение установленных правил ведения заготовки древесины ОАО «Фанком» привело к причинению ущерба законным интересам Российской Федерации, как собственнику лесного фонда. Поскольку суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, то причиненный ОАО «Фанком» ущерб в размере <данные изъяты>. подлежит взысканию в бюджет муниципального образования Алапаевское, на территории которого находится лесной массив, где ответчиком допущены нарушения.
Представитель ответчика - Крушинская Ю.С. иск не признала, пояснив, что ею не оспариваются обстоятельства использования ОАО «Фанком», на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, лесного участка, расположенного <данные изъяты>. При этом, в качестве возражений на иск представителем ответчика указывается, что Алапаевским городским прокурором не представлено допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих нарушение ОАО «Фанком» экологических и санитарных требований в сфере охраны и использования лесов, которые бы повлекли причинение ущерба лесному фонду.
Представитель третьего лица - Котельников Д.В. указал на обоснованность иска, поддержав позицию, изложенную Алапаевским городским прокурором.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В преамбуле Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» также закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в частности:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
К объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, относятся, в том числе, леса и иная растительность (ч.1 ст. 4 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с п. 2, 3 ст. 71 Лесного кодекса РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что между Министерством природных ресурсов Свердловской области и ответчиком заключен договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия <данные изъяты>, во исполнение которого ОАО «Фанком», проводились работы по вырубке древесины в квартале <данные изъяты>
Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами (п. 1, 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года № 414 при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, - а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Во исполнение названных положений Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.08.2011 № 337 утверждены Правила заготовки древесины, устанавливающие требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.
В соответствии с названными Правилами заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, категориям рубок.
Перечень лесонарушений, недопустимых при заготовке древесины, закреплен в п. 13 Правил заготовки древесины, в частности, не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеки (п.п. «з»), невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки (п.п. «к»).
Порядок осмотра мест рубок установлен Приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 № 130 "Указания по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов", который применяется в части, не противоречащей действующему лесному законодательству.
В соответствии с п. 9 договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель обладает правом беспрепятственного прохода на лесной участок с целью его осмотра на предмет соблюдения арендатором порядка и условий использования лесного участка.
Как следует из акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного лесничим <данные изъяты> в присутствии представителя ОАО «Фанком», произведен осмотр мест рубок в квартале <данные изъяты> осуществленных ответчиком по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого установлены факты нарушения лесопользователем договорных обязательств, а также требований в сфере охраны и использования лесов, а именно по оставлению недорубов в виде расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках на площади <данные изъяты>
Указанные обстоятельства нашли своё подтверждение ведомостью перечета деревьев, назначенных в рубку от ДД.ММ.ГГГГ, также подписанной участниками осмотра.
Документы, составленные при освидетельствовании мест рубок, содержащие сведения о выявленных нарушениях, размерах начисленной неустойки, представителем ОАО "Фанком" не оспаривались и подписаны установленными лицами, имеющими соответствующие полномочия.
При этом, сроком окончания работ по заготовке древесины являлось ДД.ММ.ГГГГ, что сторонами не оспаривается.
Иных доказательств, опровергающих выявленные нарушения лесопользователем договорных обязательств, а также требований в сфере охраны и использования лесов, ОАО «Фанком» не представлено.
Суд также признаёт правомерным проведение осмотра мест рубок ДД.ММ.ГГГГ., поскольку окончание лесозаготовительной деятельности ответчика пришлось на период наличия снежного покрова - ДД.ММ.ГГГГ при котором оценка состояния лесосеки в значительной степени не представляется возможной, освидетельствование мест рубок было проведено в бесснежный период в соответствии с п. 8 Указаний по освидетельствованию мест рубок.
Оценив, представленный сторонами доказательства, с учетом относимости, допустимости, достоверности, суд приходит к выводу о том, что не соблюдение ответчиком экологических и санитарных требований в сфере охраны и использования лесов, выразившееся в нарушении Правил заготовки древесины, Правил санитарной безопасности в части оставления недорубов в виде расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку негативно отражается на состоянии окружающей среды, лесов и их воспроизводства, приводит к возникновению отрицательных последствий, в частности, выпадению отдельных деревьев, захламлению лесосеки.
При этом, допущенные ответчиком нарушения по оставлению недорубов в виде расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ОАО «Фанком» договорных обязательств, что приводит к причинению ущерба законным интересам Российской Федерации, как собственнику лесного фонда.
Таким образом, действия ОАО «Фанком», выразившиеся в нарушении Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № и условий договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно по оставлению недорубов в виде расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках на площади 8,0 га, общим объемом <данные изъяты>, являются незаконными, вследствие чего, суд признаёт необходимым возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения.
Согласно п.1 ст.77 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
В силу ст. 330, 394 Гражданского кодекса РФ за ненадлежащее исполнение обязательств по договору должник обязан оплатить кредитору неустойку (определенную законом или договором денежную сумму).
Как следует из договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, а также приложения № к нему, в случае нарушения условий договора, стороны предусмотрели неустойку за различные виды нарушений, а именно за оставление недорубов в виде расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках в размере четырех кратной ставки платы за оставленную на корню древесину.
Расчет размера неустойки за оставление недорубов в виде расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках, суд производит на основании Постановления Правительства РФ № 273 от 08 мая 2007 г. "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» и Постановления Правительства РФ №310 от 22.05.2007 г. «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Согласно п.п. 5,6 Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам в том числе лесным насаждения, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, являющегося приложением №3 к Постановлению Правительства РФ N.273 от 08 мая 2007 г., в случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, применяются ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении вывозки древесины на расстояние до 10 км.
При исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности.
Согласно Постановления Правительства РФ №310 от 22.05.2007 г. размер ставок, установленный в отношении деловой древесины средней крупности по Центрально-Уральскому лесотаксовому району, с учетом коэффициента 1,3, в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 годов» N 216-ФЗ от 03.12.2012 г., составляет за 1 кубический метр:
по березе 53 руб.10 коп. Х 1,3 = 69 руб. 03 коп.;
по осине 10 руб.62 коп. Х 1,3 = 13 руб. 81 коп.
Как следует из ведомости перечета деревьев, назначенных в рубку от ДД.ММ.ГГГГ объем недорубов в виде расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках составляет:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии с ч. 6 ст. 46 Бюджетного Кодекса РФ суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
Таким образом, причиненный ОАО «Фанком» ущерб в размере <данные изъяты>. подлежит взысканию в бюджет муниципального образования Алапаевское, на территории которого находится лесной массив, где ответчиком допущены нарушения.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством Алапаевский городской прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, ее взыскание в доход государства, согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ следует отнести за счет ответчика.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Алапаевского городского прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Открытому акционерному обществу «Фанком», третьему лицу - Государственному казенному учреждению Свердловской области «Синячихинское лесничество» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Признать действия ОАО «Фанком», выразившиеся в нарушении Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 г. № 337 и условий договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно по оставлению недорубов в виде расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках <данные изъяты>, незаконными.
Обязать ОАО «Фанком» осуществить порубку оставленных недорубов в виде расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках на площади <данные изъяты> в квартале <данные изъяты>
Взыскать с ОАО «Фанком» в бюджет муниципального образования Алапаевское в счет возмещения ущерба <данные изъяты>
Взыскать с ОАО «Фанком» в доход государства государственную пошлину в размере 1 <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Алапаевский городской суд Свердловской области.
Судья Е.В. Кокшаров