Дело № 2-4475/24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2013 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Франгуловой О.В. при секретаре Колосковой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Филатова К.С. об оспаривании решения Администрации <адрес> муниципального района,
у с т а н о в и л:
Филатов К.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации <адрес> муниципального района (далее также - Администрация), изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, и обязании Администрации принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка площадью 1200 кв.м. для ведения дачного хозяйства из земель населенных пунктов в кадастровом квартале № д. <адрес> ФИО2 района Республики Карелия, мотивируя требования тем, что Администрация незаконно прекратила процедуру выбора земельного участка, тем самым отказав в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее Акт о выборе земельного участка.
В судебном заседании Филатов К.С. заявление поддержал по основаниям в нем изложенным. Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию с заявлением об обеспечении выбора земельного участка для ведения дачного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ Администрация, рассмотрев поданное заявление, опубликовала и обнародовала информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка. В последующем Администрация приступила к процедуре выбора земельного участка. Пройдя процедуру согласования, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию с заявлением, в котором просил принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, ориентировочной площадью 1200 кв.м. для ведения дачного хозяйства. Акт о выборе был передан в Администрацию. Считает, что указания Администрации о том, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ по своему содержанию не соответствует требованиям закона, являются несостоятельными. Также не согласен с доводами Администрации Нововилговского сельского поселения о том, что на спорном земельном участке запланирован пожарный водоем, поскольку земельный участок под пожарный водоем не сформирован и не формировался, а также не зарезервирован для муниципальных нужд.
Представитель Администрации <адрес> муниципального района ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями не согласилась, указала, что поскольку заявитель фактически ввел в заблуждение Администрацию, подав заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ, а из текста заявления следует, что участок испрашивается для ведения дачного хозяйства, информационное сообщение было отозвано. Также указала, что со слов представителя Администрации <адрес> сельского поселения, расположенный в д. <адрес>, пожарный подъезд является единственным оборудованным подъездом для пожарных машин и расположен именно на том месте, который испрашивает заявитель. Просила в удовлетворении заявления отказать.
В судебном заседании представитель Администрации <адрес> сельского поселения ФИО5, действующий на основании доверенности, с заявлением не согласился, поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление. При этом указал, что Администрацией <адрес> муниципального района спланировано строительство пожарного водоема. Притязаний на спорный участок иных лиц не имеется.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Филатов К.С. обратился в Администрацию <адрес> муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также кадастровая выписка, на которой заявителем было указано место расположения испрашиваемого земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация в адресованном Филатову К.С. письме сообщила ему о том, что в связи с тем, что АУ РК «Информационное Агентство «<адрес>» приостановило выпуск газеты «<данные изъяты>», информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду обозначенного земельного участка будет опубликовано ДД.ММ.ГГГГ на сайте ФИО2 муниципального района. При этом указали, что в районе испрашиваемого Филатовым К.С. земельного участка запроектирован пожарный водоем, наличие которого необходимо учесть при формировании земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте ФИО2 муниципального района Республики Карелия было опубликовано сообщение о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв.м., расположенного в д. <адрес> <адрес> района (кадастровый квартал №), для ведения дачного хозяйства без права размещения объекта капитального строительства (в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ).
ДД.ММ.ГГГГ Филатов К.С. обратился к Администрации с заявлением о подготовке заявления о согласовании решения о предоставлении земель в адрес Министерства культуры Республики Карелия от имени Администрации <адрес> муниципального района с приложением Акта о выборе земельного участка и схемы расположения испрашиваемого земельного участка, с целью предоставления в аренду для ведения дачного хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация проинформировала Филатова К.С. о том, что акт о выборе земельного участка для ведения дачного хозяйства, расположенного в д. Вилга, направлен для согласования в Министерство культуры Республики Карелия.
Министерство культуры Республики Карелия письмом от ДД.ММ.ГГГГ № направило в Администрацию <адрес> муниципального района Согласование решения по акту выбора земельного участка для ведения дачного хозяйства в д. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Филатов К.С. обратился к Администрации с заявлением о принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, ориентировочной площадью 1200 кв.м, для ведения дачного хозяйства из земель населенных пунктов в кадастровом квартале № д. <адрес> ФИО2 района Республики Карелия.
Администрация письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказала Филатову К.С. в принятии решения о предварительном согласовании размещения объекта, мотивировав тем, что невозможно определить предполагаемую цель использования испрашиваемого земельного участка либо для целей, не связанных со строительством (статья 34 Земельного кодекса РФ) либо для строительства (статьи 30-32 Земельного кодекса РФ).
ДД.ММ.ГГГГ года в газете «Прионежье» было опубликовано сообщение о недействительности указанного выше объявления о предстоящем предоставлении земельного участка в д. <адрес> ФИО2 района для ведения дачного хозяйства в кадастровом квартале №.
В судебном заседании установлено, что заявителем испрашивался земельный участок для ведения дачного строительства. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами статей 30, 31 и 32 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Таким образом, исходя из системного анализа положений статьи 1 и статьи 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», учитывая, что использование дачного участка не исключает осуществление на нем строительства, суд полагает, что земельные участки для ведения дачного хозяйства должны испрашиваться в порядке предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством,
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ в целях соблюдения указанного порядка органом местного самоуправления (в данном случае - Администрацией <адрес> муниципального района Республики Карелия) обеспечивается выбор земельного участка. Так, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Заявление Филатова К.С. от ДД.ММ.ГГГГ соответствовало указанным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Закон не содержит запрета на отзыв информационного сообщения лицом, поместившим такое сообщение.
Вместе с тем, после признания недействительным информационного сообщения, опубликованного в газете «<данные изъяты>» от <данные изъяты> г., дальнейших действий по рассмотрению заявления Филатова К.С. от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией в нарушение положений статьи 31 Земельного кодекса РФ не осуществлялось, выбор участка не произведен, иных информационных сообщений не публиковалось. При этом информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства является одним из этапов выбора земельного участка для указанных целей. Ввиду того, что поданное сообщение в порядке рассмотрения заявления Филатова К.С. от ДД.ММ.ГГГГ в газете «<данные изъяты>» аннулировано, Администрацией не выполнено требование пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Таким образом, анализ указанных норм Земельного кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ. Решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления. Выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка.
С учетом изложенного Администрацией, отозвавшей свое информационное сообщение и не предпринимавшей иных действий по рассмотрению заявления Филатова К.С. от ДД.ММ.ГГГГ, не был соблюден порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка для строительства, предусмотренный указанными выше нормами права.
Наличие таковых оснований может быть выявлено и оформлено надлежащим образом в результате проведения процедуры выбора земельного участка, в том числе должно быть установлено, имеется ли на испрашиваемом заявителем земельном участке организованный в установленном порядке пожарный подъезд к водоему.
Администрацией не проведено процедуры рассмотрения его заявления о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса РФ. Тогда как такое заявление подавалось Филатовым К.С. лишь однажды, а именно ДД.ММ.ГГГГ, в котором указана цель испрашиваемого участка «аренда земельного участка для ведения дачного хозяйства».
Поскольку в рассматриваемом случае Администрацией не был осуществлен выбор земельного участка по вышеуказанному заявлению Филатова К.С., суд находит обоснованным требование заявителя о признании незаконным решения Администрации <адрес> муниципального района, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка. При этом суд считает необходимым возложить на Администрацию <адрес> муниципального района обязанность осуществить выбор земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Вместе с тем суд не находит оснований для удовлетворения требований Филатова К.С. об обязании Администрации принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка площадью 1200 кв.м. для ведения дачного хозяйства из земель населенных пунктов в кадастровом квартале № д. <адрес> <адрес> района Республики Карелия, поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ принимается по результатам выбора земельного участка, а так как выбор испрашиваемого Филатовым К.С. земельного участка не произведен надлежащим образом, обязание Администрации принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта является преждевременным.
Довод представителя Администрации <адрес> сельского поселения о том, что на спорном земельном участке планируется размещение пожарного водоема, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований Филатова К.С., поскольку данные обстоятельства могут быть выявлены в результате процедуры выбора земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление удовлетворить частично.
Признать решение Администрации <адрес> муниципального района, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка незаконным.
Обязать Администрацию <адрес> муниципального района осуществить выбор земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: О.В. Франгулова
Копия верна:
Судья О.В. Франгулова
Мотивированное решение составлено 23.07.2013 г.