Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Поповой Е.В.
при секретаре Ширяевой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Малаховой С.В. к мэрии г.о. Тольятти о в предоставлении жилого помещения вне очереди,
у с т а н о в и л:
Истец обратилась в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения вне очереди, просив обязать мэрию г.о. Тольятти выделить ее семье на состав семьи два человека жилое помещение по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
В судебном заседании представитель истца Л., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, пояснив суду, что истец с ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи три человека, т.к. ее сын М., ДД.ММ.ГГГГг.р. является инвалидом детства, страдает хроническим психическим заболеванием, входящим в п.3 перечня заболеваний, дающих право инвалидам на дополнительную площадь, что является основанием для получения жилья вне очереди. Однако, жилье им до сих пор не предоставлено. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением мэра г.о. Тольятти изменен состав семьи истца с трех человек на состав семьи из двух человек в связи с расторжением брака с М.С. Просит обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить семье Малаховой С.В. на состав семьи два человека вне очереди жилое помещение по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Представитель мэрии городского округа Тольятти Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что Малахова С.В. с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи три человека принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением мэра г.о. Тольятти изменен состав семьи истца с трех человек на состав семьи из двух человек в связи с расторжением брака с М.С. Истец относится к категории граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии со ст.17 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», так как имеет ребенка - инвалида. Однако при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, истец не предоставила документы, подтверждающие право на внеочередное получение жилого помещения. Согласно п.3 ч.1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Семьям, имеющим детей-инвалидов, по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ (п.3 ст.49 ЖК РФ). Однако, в связи с отсутствием свободных жилых помещений, мэрия г.о.Тольятти не может предоставить жилые помещения из муниципального жилищного фонда г.о. Тольятти. Содержащееся в п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав, и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия <адрес> в пределах выделенных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов. Во исполнение ч.2 ст.49 ЖК РФ п. 5 ч. 2 ст.<адрес> « О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» на органы местного самоуправления возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, раздельно по каждой из категорий. <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ определил порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, в том числе и инвалидов. Согласно п.3 ст.3 данного Закона учет нуждающихся в жилых помещениях ведется отдельно по каждой категории граждан, указанных в ч.2 ст.2 Закона, в том числе и инвалидов, в зависимости от времени включения их в список внеочередников. Таким образом, предоставление жилья внеочередникам осуществляется с учетом времени принятия таких граждан на учет нуждающихся органом местного самоуправления и предоставления субъектом федерации органу местного самоуправления субвенций. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу будет являться министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>, т.к. мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие ЖК РФ» с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что сын истца – М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом детства, страдает хроническим психическим заболеванием, что подтверждается свидетельством о рождении М. от ДД.ММ.ГГГГ №, справкой МСЭ-2007 №, справкой ВК № от ДД.ММ.ГГГГ
Брак между Малаховой С.В. и М.С. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ II-ЕР №.
Из выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец М.С., ее сын М., бывший супруг истца М.С. зарегистрированы и проживают в однокомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности М.С., что подтверждается уведомлением из Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписки из постановления мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №/П «О рассмотрении жилищных вопросов» Малахова С.В. с составом семьи три человека (муж – М.С., сын – М.) поставлена на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ с ДД.ММ.ГГГГ
Из выписки из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-р/4 «О рассмотрении жилищных вопросов» следует, что в связи с изменением состава семьи на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, считать состоящей Малахову С.В. с составом семьи два человека (сын М.), в связи с расторжением брака с М.С.
Из справки МП «Инвентаризатор» от ДД.ММ.ГГГГ и уведомления из Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Малахова С.В. и М. в реестре собственников не значатся, право приватизации в <адрес> не использовали.
Представитель ответчика не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истицу согласно очередности льготников соответствующей категории.
Указанные доводы ответчика суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют под собой правового обоснования.
Ссылка представителя ответчика на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами <адрес>, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.
Право истцов на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.
Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право истца, на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет нуждающихся.
В соответствии со ст. 37 п.8 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.
В связи с этим не могут быть приняты судом во внимание доводы представителя ответчика о том, что мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций, так как в соответствии с Жилищным законодательством РФ именно на органы местного самоуправления возложены обязанности по предоставлению жилья малоимущим гражданам по договорам социального найма, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях.
При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.
Постановлением мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №/п установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для семей из двух человек - 36,0 кв. м общей площади.
Заболевание М. входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире» и подпадает под действие Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и ч. 2 ст. 58 ЖК РФ – предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, не более чем в два раза, что подтверждается справкой МСЭ-2007 №, справкой ВК № от ДД.ММ.ГГГГ и по существу не оспаривается представителем ответчика.
При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить истцу Малаховой С.В. вне очереди жилую площадью на состав семьи два человека (Малахова С.В., М.) по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья с учетом права на дополнительную жилую площадь.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 192-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Малаховой С.В. жилое помещение вне очереди на состав семьи два человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: подпись
Копия верна.
Судья: