Решение по делу № 2-1076/2015 ~ М-924/2015 от 12.05.2015

Дело № 2-1076/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июля 2015 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи С.Н. Опалей,

при секретаре Е.С. Шамрай,

с участием: помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона Ананина О.И., действовавшего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., представителя ФГКУ «ДТУИО» МО РФ Ли В.А., действовавшего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., представителя ОАО «РЭУ» Акимовой О.С., действовавшей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, филиалу «Хабаровский» ОАО «РЭУ» о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации в многоквартирном жилом доме военного городка (инв. № ), введению прибора в эксплуатацию,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями ФГКУ «Дальневосточное Территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Филиалу «Хабаровский» ОАО «РЭУ» о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации в многоквартирном жилом доме военного городка (инв. № ) по адресу: <адрес>, <адрес>, введении данного прибора в эксплуатацию. В обоснование иска указал, что 33 военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалиста-эксперта Уссурийского территориального отдела государственной жилищной инспекции проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства при эксплуатации коммунально-жилищного фонда Минобороны России. Проверкой установлено, что в многоквартирном жилом доме военного городка (инв. №), расположенного по адресу: <адрес> <адрес> отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии. Во исполнение приказа Министра обороны РФ от 30.04.2009 № 355 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений МО РФ», а также приказа Министра обороны РФ от 17.12.2010 №1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» объекты федерального недвижимого имущества, ранее находившиеся на балансе ФГУ «Пограничная КЭФ района» МО РФ (в том числе, жилой фонд военных городков и в частности военного городка № переданы ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Специализированный жилищный фонд Минобороны России в <адрес> передан ФГКУ «ДТУИО» МО РФ. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15.04.2011 № 643-р «Об определении ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций» согласно п.17.1 ч.2 ст.55 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» определено открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций. Согласно положениям Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЭУ» оказывает услуги теплоснабжения на объектах Минобороны России, в том числе в многоквартирных жилых домах военного городка № . До настоящего времени филиал «Хабаровский» ОАО «РЭУ» и ФГКУ «ДТУИО» МО РФ, в нарушение требований вышеуказанных норм закона, в многоквартирном доме специализированного жилого фонда <адрес>, а именно доме военного городка (инв. № расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения), не установлен. Указанные действия ответчиков противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают интересы РФ по стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности, а также права граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда. Прокурор указал, что в силу действующего законодательства ст.ст. 60, 99 Жилищного Кодекса РФ, ст. 210 Гражданского Кодекса РФ, ст.ст. 11, 13 Федерального закона РФ № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственник и уполномоченные им лица обязаны установить данный прибор учета в многоквартирном жилом доме и ввести в эксплуатацию.

Определениями Кировского районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ. в качестве соответчиков привлечены ОАО "Славянка", Министерство обороны Российской Федерации.

В судебном заседании помощник военного прокурора Ананин О.И. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ Ли В.А. с требованиями не согласился с учетом доводов, изложенных в отзыве на иск и дополнительным пояснениям указал, что обязанность по установке прибора учета горячего водоснабжения лежит на управляющей компании ОАО «Славянка», ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ не уполномочены выполнять действия, связанные с установкой спорных приборов учета. Представитель ответчика подтвердил факт того, что спорный дом передан в ведение ответчика. Кроме того, ссылаясь на положения ФЗ от 17.01.1991г. «О прокуратуре РФ», ст.ст. 69, 70, 10 ЖК РФ просил производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что состав лиц проживающих в отдельном взятом жилом помещении можно индивидуализировать, в связи с чем в данном случае круг лиц определен количеством нанимателей, проживающих в вышеуказанном многоквартирном доме, а защите предполагаемых интересов, которые могут возникнуть в будущем, действующим законодательством не предусмотрена. Полагает, что исходя из положений ст. 45 ГПК РФ у военного прокурора 33 военной прокуратуры отсутствует право на обращение в суд с исковыми требованиями в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель ответчика ОАО «РЭУ» по доверенности Акимова О.С. с требованиями не согласилась с учетом доводов, изложенных в отзыве на иск, согласно которым указывает, что прокурор обратился в суд с указанным иском в интересах неопределённого кpyгa потребителей услуг, оказываемых ОАО «РЭУ» в рамках государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ. на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций. Однако условиями данного контракта в обязанности ОАО «РЭУ» входит поставка тепловой энергии, а не установка приборов учета. А также ОАО «РЭУ» никогда не заключало с Министерством обороны РФ государственный контракт «На оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд

Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороне России

организаций». Поставкой воды для нужд Министерства обороны РФ занимается ОАО «Славянка» в рамках заключенного между сторонами государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, исходя из положений ст.45 ГПК РФ у прокурора отсутствуют полномочия на обращение в суд с исковыми требованиями в защиту неопределённого круга потребителей услуг. Кроме того, нельзя согласиться с тем, что круг этих лиц невозможно определить. В данном случае это собственники и наниматели, проживающие в данном доме, то есть речь идёт об определённом круге лиц. ОАО «РЭУ» является по настоящему делу ненадлежащим ответчиком, т.к. в соответствии с ч.5 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по установке общедомовых приборов учета лежит именно на собственниках помещений в многоквартирных домах. На основании изложенного, руководствуясь ст.220, п.ч.1 ст.134, 224, 225 ГПК РФ, просила прекратить производство по данному гражданскому делу.

В судебное заседание Министерство обороны РФ, ОАО «Славянка» своего представителя не направили, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, причину неявки суду не сообщили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации или прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.

При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 года).

Европейским Судом по правам человека указывалось, что сторонами гражданского разбирательства являются истец и ответчик, имеющие равные права, включая право на юридическую помощь. Поддержка прокуратурой одной из сторон, несомненно, может быть оправданной при определенных обстоятельствах, например, для защиты прав уязвимых групп - детей, инвалидов и так далее, - которые считаются неспособными защитить свои интересы самостоятельно, или когда данным нарушением затронуты многие граждане, или если требуют защиты государственные интересы (п. 35 Постановления Европейского Суда по правам человека от 15 января 2009 г. по делу "Менчинская (Menchinskaya) против Российской Федерации").

С учетом изложенных принципов участия в деле лиц, наделенных полномочиями от имени государства надзирать за соблюдением законности, в том числе осуществлять защиту интересов Российской Федерации по стимулированию энергосбережения и повышения энергетической эффективности, принимая во внимание положения Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которых к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, при этом круг данных лиц изменяем, а сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, полагая тем самым, что состав лиц, проживающих в жилых помещениях, может неоднократно изменяться вследствие убытия граждан убытия в другое место жительства, смены собственников, суд приходит к выводу, что иск прокурора затрагивает интересы неопределенного круга лиц, направлен на защиту интересов Российской Федерации, в связи с чем, ходатайство представителя ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ Ли В.А. и ОАО «РЭУ» о прекращении производства по делу ввиду отсутствия у прокурора Хабаровского гарнизона прав на обращение в суд с данными исковыми требованиями необоснованно и удовлетворению не подлежит.

Распоряжением <данные изъяты> Министра Министерства имущественных отношений РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № за Пограничной квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России закреплено на праве оперативного управления находящееся у нее на учете имущество – жилой дом по адресу <адрес>, <адрес>

Согласно передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ. объекты федерального недвижимого имущества, ранее находившиеся на балансе ФГУ "Пограничная КЭЧ района" Минобороны России (в том числе, жилой фонд военных городков и в частности военный городок № переданы ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ.

Актом осмотра многоквартирного дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что общедомовой узел учета тепловой энергии и теплоносителя отсутствует, что нарушает требования п.5 ст.13 ФЗ РФ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно ответа <данные изъяты> ФГКУ "ДТУИО" МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. и передаточному акту жилые дома, расположенные на территории военного городка по адресу <адрес> были переданы на балансовый учет учреждению в ходе реорганизации. Оснащение приборами учета объектов недвижимого имущества Минобороны России Учреждение не осуществляет.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частью 9 ст. 11 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

Статьей 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (части 1 и 2).

Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу ФЗ №261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 вышеуказанной статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности (ч. 1 ст. 11 ФЗ №261-ФЗ).

С учетом положений частей 9, 10 ст. 13 ФЗ №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вопросы установки общедомовых приборов учета решаются совместно с одной стороны ресурсоснабжающими организациями и с другой стороны собственником либо уполномоченным им лицом, либо лицом, ответственным за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме путем заключения договора в Порядке, утвержденном приказ Министерства энергетики РФ от 7 апреля 2010г. N149.
В силу утвержденного данного Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов именно на заказчике, в качестве которого выступает собственник дома либо уполномоченным им лицо, лежит обязанность направить в ресурсоснабжающую организацию письменную заявку на установку прибора учета с целью дальнейшего заключения договора, который является публичным для ресурсоснабжающей организации.

Согласно подп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. №1082 на Министерство обороны РФ возложены правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у ВС РФ на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Во исполнение указанных нормативных документов объекты федерального недвижимого имущества, ранее находившиеся на балансе Пограничной КЭЧ района, включая дом по адресу <адрес> <адрес> переданы ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

Основной целью ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в соответствии с Уставом является осуществление решения задач, по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям Министерства обороны РФ.

Как установлено судом Министерством обороны Российской Федерации - собственником специализированного жилищного фонда, в который входит многоквартирный жилой дом военного городка (инв. № ), расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, уполномоченным собственником лицом ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ не решался вопрос по установке общедомового прибора учета горячего водоснабжения и введение его в эксплуатацию. При этом понятие установка приборов учета и введение его в эксплуатацию включает, в том числе перечень обязательных действий, которые должен совершить собственник или уполномоченное им лицо, содержащихся в разделе II Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от 7 апреля 2010г. N149.

Таким образом, суд считает требования прокурора к ответчику ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Также суд считает, что с учетом вышеприведенных норм на МО РФ также должна быть возложена обязанность по установке общедомового прибора учета горячего водоснабжения в указанном жилом доме.

С учетом положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым возложить на ответчиков обязанность по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборы учета тепловой энергии в жилом многоквартирном доме военного городка по адресу <адрес> <адрес> в течение <данные изъяты> месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Доводы представителя ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о том, что обязанность по установке общедомовых приборов учета лежит на ОАО «Славянка» как на организации, осуществляющей обслуживание спорного дома, не могут быть приняты судом, поскольку в силу договора, заключенного между данной организацией и Министерством обороны Российской Федерации, данное условие в договоре не содержится и полномочий по выполнению данных действий Министерство обороны Российской Федерации указанной организации не передавало.

Также суд считает несостоятельными вышеуказанные требования истца предъявленные к ОАО "РЭУ", поскольку в обязанности данного соответчика входит поставка тепловой энергии, а не установка приборов учета, тогда как в силу ч.5 ст.13 ФЗ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" обязанность по установке общедомовых приборов учета лежит именно на собственниках помещений в многоквартирных домах.

Согласно исковому заявлению прокурор обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц, данное право предоставлено прокурору в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, а поскольку категория лиц, чьи интересы затрагивает исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, то исковое заявление обоснованно подано в интересах неопределенного круга лиц, в связи, с чем доводы ответчиков о том, что прокурор не имел права на обращение в суд необоснованны и не могут быть приняты судом.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, филиалу «Хабаровский» ОАО «РЭУ» о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации в многоквартирном жилом доме военного городка (инв. № введению прибора в эксплуатацию – удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное Территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Министерство Обороны Российской Федерации установить и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации в многоквартирном доме военного городка (инв. № по адресу: <адрес>, <адрес> в течение <данные изъяты> месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В удовлетворении исковых требований к филиалу «Хабаровский» ОАО «РЭУ», ОАО «Славянка» - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения.

Мотивированное решение принято 22.07.2015г.

Судья: (подпись)

Копия верна: судья С.Н. Опалей

2-1076/2015 ~ М-924/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
33 военная прокуратура гарнизона
Ответчики
ДВ территориальное управление имущественных отношений Минобороны России
РЭУ
Суд
Кировский районный суд г. Хабаровска
Судья
Опалей Светлана Николаевна
Дело на странице суда
kirovsky--hbr.sudrf.ru
12.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2015Передача материалов судье
12.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2015Подготовка дела (собеседование)
01.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2015Подготовка дела (собеседование)
18.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2015Подготовка дела (собеседование)
29.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2015Судебное заседание
22.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2015Дело оформлено
14.12.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее