Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Безенчук 25 июня 2020 г.
Безенчукский районный суд Самарской области в составе: председательствующего, судьи Каткасовой И.В.
при секретаре Горбачевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-296/2020 по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Самарской области (далее – МИ ФНС № 7) к Власову ФИО7 о взыскании недоимки по налогу на имущество и земельному налогу с физических лиц,
у с т а н о в и л:
МИ ФНС № 7 обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Власову С.В., ИНН №, с требованиями о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 140244 руб., пени в сумме1255, 49 руб,, земельному налогу с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 653 791,48 руб. пени в сумме 9254,48 руб, а. всего 795 290,97 руб.
МИ ФНС № 7 письменно ходатайствовала перед судом о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя, просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика, действующ0ая на основании доверенности Солдатова Н.Н в судебном заседании исковые требования не признала, указывая, что на сновании определения Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Власова С.В. введена процедура реструктуризации долгов, Решением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Власов С.В. признан банкротом, введена процедура реализации имущества сроком на шесть месяцев. Считает, что задолженность не является текущей и должна быть включена в реестр требований кредиторов.
Конкурсный управляющий Коробков Д.В. в судебное заседание не явился, извещен по адресу электронной почты и почтовому адресу.
Суд, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Данная обязанность, в свою очередь, закреплена статьей 23 НК РФ.
На основании ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 (ред. от 29.06.2012) "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 (ред. от 29.06.2012) "О налогах на имущество физических лиц" объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.
Судом установлено, что Власову С.В. в ДД.ММ.ГГГГ принадлежали на праве собственности земельные участки: расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, <адрес>, с кадастровым номером №; <адрес> с кадастровыми номером №(<адрес>), №(<адрес>), № <адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>).
Власову С.В. в ДД.ММ.ГГГГ также принадлежало недвижимое имущество – иные строения, помещения сооружения расположенное в <адрес> с кадастровым номером № по <адрес>, с кадастровым номером № по <адрес>, с кадастровым номером № по <адрес>, с кадастровым номером № по <адрес>, с кадастровым номером № по <адрес>, с кадастровым номером № по <адрес>, с кадастровым номером № по <адрес>, с кадастровым номером №, с кадастровым номером №, с кадастровым номером №, а также жилой дом с кадастровым номером № Безенчукский район <адрес>.
Согласно ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам.
В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, ответчик в соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ является плательщиком земельного налога и налога на недвижимое имущество.
МИ ФНС №7 Самарской области направлено Власову С.В. уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога в сумме 644537 руб., налога на имущество в сумме 140244 руб. (л.д.10-11).
В связи с неуплатой ответчиком указанных налогов в установленный срок истцом направлено требование № об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ налога на имущество физических лиц в сумме 140244 руб., пени в сумме ДД.ММ.ГГГГ, 67 руб., и земельного налога в сумме 644537руб., пени 9254, 48 руб.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ).
Таким образом, по общему правилу контролирующий орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащих взысканию с физического лица, когда общая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превышает 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Судебный приказ №№ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Власова С.В. задолженности в общей сумме 796049,15руб. отменен по его заявлению на основании определения и.о. мирового судьи судебного участка №124 Безенчукского судебного района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГл.д.18).
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Расчет пени по неуплате земельного налога и налога на имущество в общей сумме 11268,1 руб. за неуплату налога на имущество (л.д.8) суд считает верным, поскольку он подтверждается установленными за спорный период ставками рефинансирования ЦБ РФ и материалами дела.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России N 7 по Самарской области обратилась в суд с иском к Власову С.В. о взыскании недоимки по земельному налогу и налогу по имуществу за, а также пени, начисленные в соответствии со статьей 75 НК РФ.
В данном случае Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области заявлены требования о взыскании с П. недоимки в размере 233 459,46 руб. за налоговый период по требованию для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Арбитражным судом Самарской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о признании обоснованным заявления ФНС России о признании несостоятельным (банкротом) Власова С.В., введена процедура реструктуризации долгов. ДД.ММ.ГГГГ Власов С.В. признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев, финансовым управляющим утвержден Коробков Д.В.
Согласно пункту 6 "Обзора судебной практики по вопросам связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 г., при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.
Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
Сумма задолженности недоимки по налогам за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ образовалась у Власова С.В. после возбуждения ДД.ММ.ГГГГ дела Арбитражным судом Самарской области о его банкротстве.
Дата возникновения у административного ответчика обязанности по уплате указанных налогов относится к периоду возникновения у него текущей задолженности, образованной после возбуждения производства по делу о банкротстве. Таким образом, задолженность по уплате взыскиваемых налогов является не реестровой задолженностью, а относится к текущим платежам.
На основании изложенного, позиция стороны административного ответчика о невозможности взыскания в судебном порядке задолженности по налогам вне процедуры банкротства является ошибочной.
Учитывая, что налоговым органом соблюдена процедура предъявления ответчику требования об уплате налога, а также, что, приведенный в иске расчет суммы налога и пени ответчиком не оспаривается, является верным, суд удовлетворяет исковые требования налогового органа.
Суд также взыскивает с Власова С.В. государственную пошлину в доход Бюджета муниципального района Безенчукский Самарской области в сумме 11 152,9 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 293 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Взыскать с Власова ФИО8 в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Самарской области недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за ДД.ММ.ГГГГ в размере 140 244,00 руб., пеня в размере 2 013,67 руб.; земельный налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за ДД.ММ.ГГГГ в размере 644 537,00 руб., пеня 9 254,48 руб., всего 795 290,97 (семьсот девяносто пять тысяч двести девяносто рублей 97 копеек) руб.
Взыскать с Власова ФИО9 государственную пошлину в доход Бюджета муниципального района Безенчукский Самарской области и 11 152,9 руб. (одиннадцать тысяча сто пятьдесят два рубля 91 копеек).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня получения в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд Самарской области.
Мотивированный текст решения изготовлен 26 июня 2020г.
Судья (подпись) И.В. Каткасова
Копия верна: Судья И.В. Каткасова