РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2022 г. г. Октябрьск
Октябрьский городской суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Воробьева С.А.,
при секретаре Молодкиной О.В.,
с участием помощника прокурора г. Октябрьска Камина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению прокурора г. Октябрьска Самарской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации запрещенной,
у с т а н о в и л:
прокурор г. Октябрьска Самарской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации с административным иском о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав в обосновании заявленных требований на то, что в ходе проведения мониторинга сети «Интернет», осуществляемого в рамках надзора за соблюдением законодательства о противодействии терроризму, выявлена страница Интернет-сайта: <данные изъяты>, на которой размещается информация, об изготовлении <данные изъяты>. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на странице Интернет-сайта запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Представитель административного истца помощник прокурора г. Октябрьска Самарской области Камин А.В. в судебном заседании административные исковые требования поддерживал в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении доводам, указав, что в настоящее время доступ к указанной выше информации в сети «Интернет» не ограничен. Владелец сайта не установлен.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 265.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ) граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, вместе с тем, запрещает злоупотребление свободой слова, если оно нарушает права других граждан.
Незаконные изготовление, переделка или ремонт огнестрельного оружия, его основных частей (за исключением огнестрельного оружия ограниченного поражения), а равно незаконное изготовление боеприпасов, образует состав преступления, предусмотренного ст. 223 УК РФ, наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до одного года.
Судом установлено, что прокуратурой г. Октябрьска Самарской области в ходе мониторинга сети «Интернет», осуществляемого в рамках надзора за соблюдением законодательства о противодействии терроризму выявлен сайт <данные изъяты>. На странице указанного сайта находится информация, содержащая информацию об изготовлении <данные изъяты>. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об оружии» производство оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на производство, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Юридические лица, производящие оружие и патроны к нему, должны обеспечивать безопасность производства, контроль за производством, соответствующее качество выпускаемой продукции и ее сохранность.
Таким образом, сведения, размещенные на указанной странице Интернет-сайта <данные изъяты>, нарушают требования федерального законодательства, предусматривающего правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в Российской Федерации.
По состоянию на дату вынесения настоящего судебного решения доступ к информации, размещенной по указанному адресу, не ограничен.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе скриншотами страниц сайта.
Учитывая, что размещенная информация об изготовлении боеприпасов в кустарных условиях носит противоправный характер, за осуществление которой предусмотрена уголовная ответственность, суд приходит к выводу, что она подпадает под категорию информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр доменных имен).
В указанный реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в Единый реестр доменных имен этих сведений является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 №1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Признание размещенной в сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению, является основанием для включения размещенных на сайте сведений в Единый реестр доменных имен.
Решение о включении в Единый реестр доменных имен, может быть обжаловано владельцем сайта в сети «Интернет», провайдером хостинга, оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в суд в течение трех месяцев со дня принятия такого решения.
Установить владельцев сайта в сети «Интернет» не представляется возможным в связи с администрированием аккаунта с территории иностранного государства, лица, действия которых послужили поводом для подачи административного искового заявления, не установлены.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к Интернет-сайту <данные изъяты> следует ограничить путем включения указанного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайта в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Учитывая изложенное, административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Решение в соответствии с положениями части 4 статьи 265.5 КАС РФ подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175, 178-180, 265.5 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора г. Октябрьска Самарской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации запрещенной удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице Интернет-сайта <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения указателей страниц сайта <данные изъяты> в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайта в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский городской суд Самарской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 29.04.2022.
Председательствующий: С.А. Воробьев