дело №2-737/2016 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.,
при секретаре Ендальцевой О.В.,
с участием ст. помощника прокурора г.Александровска Габовой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Александровска в защиту интересов Зиятдиновой Анны Ринатовны к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам, Правительству Пермского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
В Александровский городской суд поступило указанное исковое заявление, в котором прокурор г.Александровска просит возложить на ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам, Правительство Пермского края обязанность предоставить Зиятдиновой А.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на территории Александровского муниципального района. В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства в границах соответствующего муниципального образования Пермского края, с согласия Зиятдиновой А.Р. предоставить жилое помещение в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту её жительства.
В обоснование иска указано, что Зиятдинова А.Р. является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать ФИО4 лишена родительских прав, отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом ТУ Минсоцразвития Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ Зиятдинова А.Р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору социального найма.
Зиятдинова А.Р. имеющая статус лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения: не является и не являлась нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя помещения по договору социального найма, имела в общей долевой собственности (доля в праве 1/5) жилое помещение по адресу: <адрес> которое постановлением главы администрации Яйвинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ отнесено к категории аварийных и подлежащих сносу, то есть проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
В настоящее время Зиятдинова А.Р. жилым помещением не обеспечена.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.
Истец Зиятдинова А.Р. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила суду, что своего жилья не имеет, проживает в съемном жилье. Квартира, в которой ране проживала её семья, разрушена. До 18 лет она проживала в приемной семье в <адрес>, затем поступила учиться и ушла жить в общежитие.
Представитель ответчика - ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, возражений и пояснений по иску не предоставили.
Представитель ответчика - Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, направили возражения на исковое заявление, указав, с иском не согласны, просят отказать в удовлетворении заявленных требований. В письменных пояснениях указали, что Зиятдинова А.Р. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список.
Удовлетворение требования о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого найма нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше Зиятдиновой А.Р., обладающих одинаковыми с ним правами. Предоставление жилого помещения без учета очередности нарушит права указанных лиц, что является недопустимым в силу ч.3 ст.17 Конституции РФ.
Требования прокурора о возложении на ТУ МСР ПК края обязанности по предоставлению жилья считают не корректными, поскольку ТУ МСР ПК осуществляет формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и не уполномочено функцией предоставления и обеспечения жилыми помещениями.
В соответствии с п.1 ст.2 Закона Пермского края №127-ПК от 08.10.2007 года «О специализированном жилищном фонде Пермского края» под управлением специализированным жилищным фондом в целях настоящего Закона понимается совокупность юридических и фактических действий, направленных на реализацию прав и обязанностей собственника специализированного жилищного фонда в жилищных отношениях, в том числе по заключению, исполнению и расторжению договора найма специализированных жилых помещений и безвозмездного пользования, содержанию и ремонту специализированного жилищного фонда.
Третье лицо, привлеченное к участию в деле, - Министерство социального развития Пермского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, в письменных пояснениях указали, что поддерживают доводы, приведенные в возражениях Правительства Пермского края.
Третье лицо, привлечённое к участию в деле, - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, в письменных пояснениях указали, что поддерживают позицию Правительства Пермского края и просят отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Суд, заслушав истца, прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 ст.5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года (в ред. ФЗ №15-ФЗ от 29.02.2012 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч.2 указанной статьи Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Частью 3 данной статьи установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В силу п.2 ч.4 этой же статьи проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
На основании ч.8 данной статьи дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьёй 6 Закона Пермской области №1939-419 от 29.12.2004 года (ред. Закона №147-ПК от 14.12.2012 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в прокуратуру г.Александровска обратилась Зиятдинова А.Р. по вопросу предоставления ей жилого помещения как лицу, имеющему статус сироты.
Зиятдинова А.Р. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Её родителями являются ФИО4 и ФИО5
ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.
ФИО4 решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней Зиятдиновой А.Р.
Зиятдинова А.Р. зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта на её имя.
Приказом ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам № от ДД.ММ.ГГГГ Зиятдинова А.Р. включена в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма специализированного жилого помещения.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам сообщило Зиятдиновой А.Р. о том, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого, фонда формируется территориальными управлениями Минсоцразвития Пермского края, в связи с этим они не могут предоставить ему информацию о конкретном месте и конкретных сроках предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда Пермского края.
Согласно уведомлению Управления ФСГРКК Пермского края в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется следующая информация: Зиятдинова А.Р. являлась собственником в 1/5 доле в праве общей долевой собственности на однокомнатную квартире по адресу: <адрес>. В настоящее время является собственником в 1/5 доле в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>
Из решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Зиятдинова А.Р. вместе с матерью ФИО4 и иными членами семьи проживали в однокомнатной благоустроенной квартире по адресу: <адрес> которую обменяли на двухкомнатное неблагоустроенное жилое помещение по адресу: <адрес>
Постановлением главы Яйвинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение муниципального жилищного фонда по адресу: <адрес>, отнесен к категории аварийных и подлежащих сносу.
По сведениям ГУП «ЦТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости на территории г.Александровска, Александровского муниципального района на имя Зиятдиновой А.Р. не имеется.
Зиятдинова А.Р. окончила ГБПОУ <данные изъяты> о чем ей ДД.ММ.ГГГГ выдан диплом о среднем профессиональном образовании с квалификацией «обувщик».
До настоящего времени Зиятдинова А.Р. жилым помещением не обеспечена, в связи с чем она обратилась в прокуратуру с просьбой оказать содействие в получении жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец Зиятдинова А.Р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечена, в установленном порядке поставлена на учёт как нуждающаяся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края №1194-п от 09.09.2013 года утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении на ТУ Минсоцразвития по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам обязанности по внеочередному предоставлению жилья Зиятдиновой А.Р., суд исходит из того, что Постановлением Правительства Пермского края № 92-п от 01.03.2013 года «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является Министерство социального развития Пермского края, которое осуществляет данные полномочия через свои территориальные органы. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано передать учетные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и достигших возраста 14 лет, в территориальные органы Министерства социального развития Пермского края.
Таким образом, территориальные органы Минсоцразвития Пермского края осуществляет полномочия только по выявлению и ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а не в сфере предоставления жилых помещений.
Обстоятельства, вызвавшие необходимость предоставления жилого помещения Зиятдиновой А.Р., соответствуют условиям предоставления жилья, установленным Законом Пермской области №1939-419 от 29.12.2004 года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот…».
При таких обстоятельствах Зиятдинова А.Р. подлежит обеспечению жилым помещением, соответствующим требованиям ч.2 ст.8.1 вышеуказанного Закона Пермского края №127-ПК от 08.10.2007 года, а именно - в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма не менее 33 кв.м общей площади жилого помещения.
При этом судом признаётся обоснованным требование о предоставлении Зиятдиновой А.Р. жилого помещения именно на территории субъекта РФ, где она проживает, поскольку в соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края №1194-п от 09.09.2013 года, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с ч.3 ст.6 Закона №1939-419 от 29.12.2004 года и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства. Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия по общему правилу предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.
Как следует из материалов дела, Зиятдинова А.Р. поставлена на учет как нуждающаяся в жилых помещениях на территории Александровского муниципального района, проживает на территории того же района. Невозможность предоставления жилого помещения по месту её постановки на учет в Александровском муниципальном районе материалами дела не доказана.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истица, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. При этом ни ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Зиятдиновой А.Р. жилого помещения в границах территории муниципального образования либо территории Пермского края соответствует изложенным требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора г.Александровска в защиту интересов Зиятдиновой Анны Ринатовны удовлетворить частично.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Зиятдиновой Анне Ринатовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на территории Александровского муниципального района. В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства в границах соответствующего муниципального образования Пермского края, с согласия Зиятдиновой А.Р. предоставить жилое помещение в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту её жительства.
В удовлетворении исковых требований прокурора г.Александровска к Территориальному Управлению Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца.
Судья: Шерстобитова Е.Н.
Копия верна.
Судья: Е.Н. Шерстобитова