РЕШЕНИЕ (12-256/2020)
на постановление по делу об административном правонарушении
16 декабря 2020 года с. Красный Яр Самарской области
Судья Красноярского районного суда Самарской области Ключникова И.А., с участием ФИО2, представителя ОМВД России по Красноярскому району по доверенности ФИО4,
рассмотрев жалобу ОМВД России по Красноярскому району на постановление мирового судьи судебного участка №144 Красноярского судебного района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №144 Красноярского судебного района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении, возбужденное по ч.1 ст.6.9 КоАП РФ в отношении ФИО2 на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В Красноярский районный суд Самарской области поступила жалоба ОМВД России по Красноярскому району на вышеуказанное постановление, в которой ОМВД России по Красноярскому району просит постановление мирового судьи судебного участка №144 Красноярского судебного района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить и вынести по делу новое решение.
Выслушав стороны, ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 названного Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ О/У ОНК ОМВД России по Красноярскому району ФИО5 в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 05 минут по адресу: <адрес> Яр, <адрес>, был выявлен ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>А, который по всем признакам находился в состоянии наркотического опьянения без назначения врача. Далее гражданин ФИО2 был доставлен в ГБУЗ «Красноярская ЦРБ», где он отказался проходить медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения, тем самым, не выполнив законные и обоснованные требования сотрудников полиции.
Мировым судьей было установлено, что оперуполномоченный ОНК ОМВД России по ФИО1 <адрес> ФИО5, в целях взаимодействия с другими службами ФИО1 по выявлению административных правонарушений и уголовных преступлений, ДД.ММ.ГГГГ прибыл в кабинете инспектора по административному надзору ФИО1 Е.В., куда в это время пришел на регистрацию поднадзорный ФИО2 При общении, ФИО6 увидел у ФИО2 признаки наркотического опьянения в виде: сужения зрачков, мутность глаз, быстрое изменение настроения, неадекватность поведения. Он выяснил, что ФИО2 ранее судим по ст.228 УК РФ. В связи с чем, он предложил ФИО2 пройти медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения. ФИО2 стал отказываться проходить такое освидетельствование. На основании направления (без даты и номера), выданного ФИО5, ФИО2 был доставлен на медицинское освидетельствование в Красноярскую ЦРБ, в качестве оснований указано: подозрение в употреблении наркотических веществ и психотропных средств; резкая перемена настроения, бессвязная речь, сухость во рту, узкие зрачки, глаза мутные, неадекватное поведение, состояние эйфории, опрятно одет, ранее судим по ст. 228 УК РФ (л.д.6).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Подпунктом 3.1 пункта 5 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, определено, что медицинское освидетельствование проводится, в частности, в отношении лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, - на основании постановления, вынесенного судьей, следователем, органом дознания, или направления органа, осуществляющего оперативнорозыскную деятельность, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 27.12.1 названного Кодекса направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, указанных в части 1 указанной статьи, производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, должностными
лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 названного Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Согласно части 4 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 5 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения (далее - Правила от ДД.ММ.ГГГГ №).
В указанных Правилах содержится правовое регулирование, аналогичное закрепленному в вышеприведенных положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отнесение законодателем медицинского освидетельствования на состояние опьянения к одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях обуславливается установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ответственностью за совершение административных правонарушений в состоянии опьянения.Согласно пункту 2 Правил критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с пунктом 4 Правил о направлении на медицинское освидетельствование составляется в соответствии с частями 3-5 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол, копия которого вручается лицу, направляемому на медицинское освидетельствование.
Согласно пункту 7 Правил в случае отказа лиц, указанных в пункте 1 настоящих Правил, от прохождения медицинского освидетельствования делается соответствующая отметка в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование.
Из изложенных норм права следует, что о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должен составляться соответствующий протокол, в котором указываются, в том числе, основания направления на медицинское освидетельствование. Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется в присутствии лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и удостоверяется, в том числе, его подписью. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания такого процессуального акта в нем делается соответствующая запись.
Исключений из установленного порядка применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, по которому состояние опьянения входит в предмет доказывания, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения не содержит.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Иное толкование вышеприведенных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Как видно из материалов дела, протокол о направлении ФИО2 на медицинское освидетельствование в соответствии с требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом не составлялся и мировым судьей признать таковым направление должностного лица, без даты, номера и места составления на медицинское освидетельствование не представилось возможным, поскольку его содержание не соответствует требованиям части 4 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не указаны основания направления на медицинское освидетельствование в соответствии с положениями пункта 2 Правил от ДД.ММ.ГГГГ №, пункта 6 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Мировой судья, исследовав представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводам о том, что основания для направления ФИО2 на медицинское освидетельствование, указанные в направлении по настоящему делу, не является правовым и достаточным для применения такой меры обеспечения производства по делу.
В рассматриваемом случае установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Правилами порядок направления на медицинское освидетельствование соблюден не был.
Отсутствие по делу допустимых доказательств порождает неустранимые сомнения в виновности привлеченного к административной ответственности лица.
В подтверждение вины ФИО7 в совершении данного административного правонарушения, помимо направления представлены следующие доказательства: протокол об административном об административном правонарушении 19 № от ДД.ММ.ГГГГ, рапорт ОНК О МВД России по ФИО1 <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО7 отказался от прохождения медицинского освидетельствования, письменные объяснения ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, опросы свидетелей врача-нарколога ФИО8, свидетеля ФИО9 и медстатиста ФИО1 ЦРБ ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, в присутствии которых ФИО7 отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, справка на физическое лицо.
Исследование представленных доказательств показало, что во всех процессуальных документах имеются утверждения о наличии у ФИО12 признаков наркотического опьянения, сделанные лишь должностным лицом, составившим эти процессуальные документы. Объективных доказательств, свидетельствующих о наличии у него признаков наркотического опьянения, в материалах дела отсутствуют. Утверждение оперативного уполномоченного ОНК ОМВД России по ФИО1 <адрес> майора полиции ФИО5 о том, что у ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ имелись признаки наркотического опьянения, опровергаются показаниями допрошенных в суде свидетелей ФИО8, ФИО1 Е.В., ФИО9, заявлением свидетеля ФИО11, которые лично не наблюдали у ФИО12 признаков наркотического опьянения. Сам ФИО12 со стадии возбуждения производства по делу об административном правонарушении и в судебном заседании утверждал, что наркотические средства не употребляет, ДД.ММ.ГГГГ пришел на очередную регистрацию в Красноярский ФИО1 как поднадзорный, находился в трезвом состоянии и признаков наркотического опьянения у него не имелось. В самом протоколе об административном правонарушении не указаны признаки наркотического опьянения ФИО12
Когда имеются противоречащие друг другу доказательства о виновности ФИО12 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.9 КоАП РФ, мировым судьей применены положения ч.4 ст. 1.5 КоАП РФ, которыми установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В связи с приведенными обстоятельствами, мировой судья пришел к мнению, что у должностного лица ОНК ОМВД России по ФИО1 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ не имелось законных оснований для направления ФИО12 на медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения.
ФИО2 по месту жительства характеризуется с положительной стороны: женат, имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей 2005 года рождения и 2016 года рождения, заботливый семьянин, по характеру спокойный, коммуникабельный, поддерживает дружеские отношения с соседями, с жильцами дома вежлив, общителен, корректен, принимает участие в общественной жизни дома, помогает в уборке и озеленении двора. Имеет два благодарственных письма от ТСЖ «ИВА» за благотворительную помощь в благоустройстве и озелени придомовых территорий. Имеет хроническое заболевание легких. Приведенные характеристики также склонили мирового судью к мнению, что у ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ могли отсутствовать признаки наркотического опьянения.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Установленные мировым судьей обстоятельства свидетельствуют о недоказанности вины ФИО12 в совершении административного правонарушения, и отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.9 КоАП РФ, что повлекло прекращение производства по делу по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
У суда, рассматривающего жалобу, отсутствуют основания сомневаться в объективности мирового судьи и правильности принятого им судебного решения, совокупность собранных доказательств подтверждает недоказанности вины ФИО12 в совершении административного правонарушения, и отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.9 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 144 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░. 30.12-30.14 ░░░░ ░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░