УИД 62RS0001-01-2021-000319-44
№12-31/21
РЕШЕНИЕ
<адрес> 25 февраля 2021 года
Судья Железнодорожного районного суда <адрес> Яцкив О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Стародубова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, работающего директором ООО «ЮРКОН», проживающего по адресу: <адрес>,
на постановление начальника Межрайонной ИФНС России № по <адрес> ФИО1 № от 22.12.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, решение руководителя УФНС России по <адрес> ФИО2 № от 11.01.2021г. по жалобе Стародубова А.А.,
установила:
Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № по <адрес> ФИО1 № от 22.12.2020г. директор ООО «ЮРКОН» Стародубов А.А. привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.14.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Решением руководителя УФНС России по <адрес> ФИО2 № от 11.01.2021г. постановление по делу об административном правонарушении № от 22.12.2020г. оставлено без изменения, жалоба Стародубова А.А. – без удовлетворения.
Не согласившись с указанными постановлением и решением, Стародубов А.А. обратился в Железнодорожный районный суд <адрес> с жалобой на них. В обоснование жалобы указано, что постановление о привлечении его к административной ответственности вынесено за рамками срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
В представленном ФИО10 Уведомлении № от 11.09.2020г., имеются сведения только о том, что ООО «ЮРКОН» не располагается по адресу: <адрес> Сведений о прекращении арендных отношений в принадлежащем по праву собственности ФИО11 помещении, указанном ООО «ЮРКОН» как место юридического адреса общества - в материалах дела отсутствуют.
Между тем, Договор субаренды нежилых помещений № от 01.10.2015г. помещения площадью 22.9. м.кв., расположенного в ФИО12 по адресу: <адрес> прекратил свое действие 31.07.2017г., после чего Общество съехало по другому адресу, принимая меры по получению корреспонденции, поступающей по месту регистрации ООО «ЮРКОН», указанного в ЕГРЮЛ.
Соответственно начало течения срока привлечения руководителя ООО «ЮРКОН» Стародубова А.А. отсчитывается с 04.08.2017г., т.е. по истечении 3-х рабочих дней, установленных ч.5 ст.5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001г. и закончился 03.08.2018г., в течение которого руководитель мог быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
На основании изложенного, Стародубов А.А. просит отменить постановление начальника Межрайонной ИФНС России № по <адрес> ФИО1 № от 22.12.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, решение руководителя УФНС России по <адрес> ФИО2 № от 11.01.2021г., производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Стародубов А.А., защитник Требунских С.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
На основании ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Государственная регистрация юридических лиц осуществляется уполномоченными регистрирующими органами в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Согласно п.1 ст.4 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», единый государственный реестр юридических лиц является федеральным ресурсом.
В силу п.4 ст.5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В соответствии с п.1 ст.25 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
На основании п.1 ст.51 ГК РФ, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правого акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах (п.2,3 ст.54 ГК РФ).
Согласно пп.«в» п.1 ст.5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В силу п.5 той же статьи, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.
Приказом УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Межрайонная ИФНС России № по <адрес> наделена функциями Единого регистрационного центра с 01.08.2014г.
Из материалов дела следует, что 01.10.2015г. между ФИО13 и ООО «ЮРКОН» заключен субаренды нежилых помещений <данные изъяты> (л.д.25-28), по условиям которого арендатор (ИП ФИО7) передает, а субарендатор ООО «ЮРКОН» принимает во временное возмездное владение и пользование часть нежилого помещения, находящегося на мансардном этаже в здании Торгового комплекса «ФИО14» общей площадью 22,9 кв.м. по адресу: <адрес>.
ООО «ЮРКОН» ИНН №, ОГРН № зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 21.10.2015г. на основании представленных на государственную регистрацию документов. Директором общества является Стародубов А.А.
15.09.2020г. в Межрайонную ИФНС России № по <адрес> от ФИО15 поступило уведомление № от 11.09.2020г., в котором сообщается, что собственником здания по адресу: <адрес>, является ФИО16, организация ООО ««ЮРКОН» не располагается по указанному адресу. Местонахождение ее не известно (л.д.40).
Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в адрес ООО «ЮРКОН», его учредителя и руководителя организации Стародубова А.А. было направлено уведомление № от 16.09.2020г. о необходимости представления достоверных сведений адресе местонахождения юридического лица (л.д.39).
Однако в порядке, установленным ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ООО «ЮРКОН» и Стародубовым А.А. не представлены документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление.
21.10.2020г. регистрирующим органом на основании ч.6 ст.11 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности сведений об адресе ООО «ЮРКОН» (ГРН записи в ЕГРЮЛ №).
30.11.2020г. должностным лицом Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в отношении директора ООО «ЮРКОН» Стародубова А.А. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 КоАП РФ (л.д.34-36).
21.12.2020г. должностным лицом Межрайонной ИФНС России № по <адрес> вынесено определение об исправлении описки (ошибки, опечатки) по делу об административном правонарушении № от 30.11.2020г. (л.д.31).
22.12.2020г. начальником Межрайонной ИФНС России № по <адрес> ФИО1 вынесено оспариваемое постановление (л.д. 29-30).
24.12.2020г. от директора ООО «ЮРКОН» Стародубова А.А. в адрес Межрайонной ИФНС России № по <адрес> поступила жалоба на указанное постановление (л.д.23-24).
11.01.2021г. руководителем УФНС России по <адрес> ФИО2 вынесено решение № (л.д. 50-52), которым постановление по делу об административном правонарушении № от 22.12.2020г. оставлено без изменения, жалоба Стародубова А.А. – без удовлетворения.
В соответствии сост.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Таким образом, исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При этом порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
В силу п.3 ч.4 ст.28.1, ч.1 ст.28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол. Дело об административном правонарушении считается возбужденным, в том числе с момента составления такого протокола.
Положения ст.28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. В протоколе отражается его объяснение по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола ему разъясняются права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).
Согласно ч.41 ст.28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, если он извещен в установленном законом порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
Толкование указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что КоАП РФ предусматривает необходимость принятия административным органом достаточных мер для извещения привлекаемого к административной ответственности лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в целях обеспечения ему возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ. Только в случае надлежащего извещения данного лица протокол может быть составлен в его отсутствие, поскольку его неявка или уклонение не могут препятствовать реализации должностным лицом возложенных на него законом задач.
Из протокола об административном правонарушении № от 30.11.2020г. следует, что он составлен в отсутствие Стародубова А.А.
Однако в материалах дела отсутствует извещение в адрес Стародубова А.А., содержащее информацию о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 КоАП РФ.
При этом Справка об отправке/доставке почтового отправления № (л.д.37) свидетельствует о том, что 09.11.2020г. отправитель МИФНС № по <адрес> сдало в отделение связи заказное письмо с уведомлением на имя Стародубова А.А., которое вручено адресату 19.11.2020г. Между тем, данная Справка не содержит информацию о том, какой именно документ и с каким содержанием был направлен Стародубову А.А.
Учитывая обстоятельства, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие факт извещения Стародубова А.А. в установленном законом порядке о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 КоАП РФ.
Таким образом, протокол об административном правонарушении № от 30.11.2020г. составлен с грубыми нарушениями КоАП РФ.
Кроме того, в разделе «Сведения о нарушителе» протокола об административном правонарушении № от 30.11.2020г. указан директор ООО «ЮРКОН» Стародубов А.А..
Однако в разделе «Существо правонарушения» данного протокола указано, что директором ООО «ЮРКОН» является ФИО4, который не направил в регистрирующий орган сведения об адресе места нахождения указанного юридического лица в срок установленный п.6 ст.11 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
21.12.2020г. должностным лицом Межрайонной ИФНС России № по <адрес> вынесено определение об исправлении описки (ошибки, опечатки) по делу об административном правонарушении № от 30.11.2020г. (л.д.31), которым исправлены описки в протоколе об административном правонарушении № от 30.11.2020г. в разделе «Существо правонарушения», наименование лица, привлекаемого к административной ответственности, а именно: ф.и.о. «ФИО4» исправлены на «Стародубов А.А.».
Данное определение вручено Стародубову А.А. 22.12.2020г.
Статьей 29.12.1 названного Кодекса установлен порядок исправления описок, опечаток и арифметических ошибок, допущенных в постановлении, решении, определении, состоявшихся по делу об административном правонарушении.
Данная норма неприменима к устранению недостатков протокола об административном правонарушении. Такие недостатки подлежат устранению путем внесения в протокол соответствующих исправлений и дополнений. При этом должны быть соблюдены требования статьей 27.12, 28.2 КоАП РФ и иных положений нормативных актов, а также обеспечены установленные ст.25.1 названного Кодекса гарантии прав защиты лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Устранение недостатков протокола об административном правонарушении путем вынесения должностным лицом определения об исправлении описки не соответствует установленному КоАП РФ порядку.
Кроме того, из материалов дела следует, что Стародубов А.А. не извещался должностным лицом о времени и месте решения вопроса о внесении изменений в протокол об административном правонарушении.
Поскольку требования статьи 28.2 КоАП РФ при внесении изменений в протокол об административном правонарушении должностным лицом выполнены не были, возможность своевременно реализовать гарантии защиты Стародубову А.А. не обеспечена.
При таких обстоятельствах вручение Стародубову А.А. 22.12.2020г. копии определения об исправлении описки в протоколе не может свидетельствовать об отсутствии существенного процессуального нарушения при внесении изменений в протокол об административном правонарушении, влекущего отмену постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно п.3 ст.29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В силу ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Таким образом, на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст.28.2 названного выше Кодекса, и иные материалы подлежали возвращению должностному лицу, их составившему, для устранения недостатков.
Однако должностным лицом на стадии подготовки к рассмотрению дела указанным выше противоречиям оценка не дана, протокол об административном правонарушении и иные материалы не возвращены должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении для устранения разночтений в фамилии, имени, отчества лица, в отношении которого они составлены.
Такая возможность в настоящий момент утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Между тем, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
В силу положений ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.
Исходя из смысла и содержания данной нормы лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых ст.28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
Вместе с тем подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении обстоятельства должны подтверждаться относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами, бремя предоставления которых лежит на лице, осуществляем производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, протокол об административном правонарушении № от 30.11.2020г. подлежит признанию недопустимым доказательством по настоящему делу, так как составлен с нарушением требований КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении представляет собой основной процессуальный документ, иные доказательства по делу могут его лишь дополнять, но не могут его заменять.
Следовательно, иные собранные не могут быть признаны достаточными для обоснования вывода о наличии в деянии Стародубова А.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.25 КоАП РФ.
Допущенные нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых решений, однако оставлены должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, и должностным лицом, рассмотревшим жалобу на указанное постановление, без внимания вопреки положениям ст.24.1, 26.1 названного Кодекса.
При таких обстоятельствах постановление начальника Межрайонной ИФНС России № по <адрес> ФИО1 № от 22.12.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, решение руководителя УФНС России по <адрес> ФИО2 № от 11.01.2021г. по жалобе Стародубова А.А. подлежат отмене.
Производство по данному делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях Стародубова А.А. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.9 КоАП РФ,
решила:
Жалобу Стародубова А.А. удовлетворить.
Постановление Межрайонной ИФНС России № по <адрес> ФИО1 по делу об административном правонарушении № от 22.12.2020г., решение руководителя УФНС России по <адрес> ФИО2 № от 11.01.2021г., вынесенные в отношении Стародубова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья