Дело № 2а-261/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино 13 декабря 2018 года
Кривошеинский районный суд Томской области в составе
председательствующего О.А. Дутова,
при секретаре судебного заседания И.И. Рыжаковой,
с участием представителя административного истца –
помощника прокурора Кривошеинского района томской области Юркевича В.А.,
представителя административного ответчика –
Главы Петровского сельского поселения Лютько С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Кривошеинского района Томской области к Администрации Петровского сельского поселения о признании незаконным бездействия и возложении обязанности разработать и утвердить проект организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения либо их участков, расположенных в границах муниципального образования «Петровского сельское поселение»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кривошеинского района Томской области обратился в Кривошеинский районный суд Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Петровского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения в части разработки и утверждения проекта организации дорожного движения и возложении обязанности в срок до 01.05.2019 разработать и утвердить проект организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования «Петровское сельское поселение».
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой района проведена проверка по вопросам соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой со стороны сотрудников Администрации Петровского сельского поселения выявлены нарушения требований Федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающего в силу с 30.12.2018, Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения в Российской Федерации», утвержденные Приказом Минтранса России от 17.03.2015 № 43, выразившиеся в бездействии по разработке и принятию Проекта организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования «Петровское сельское поселение».
Отсутствие в Петровском сельском поселении данного Проекта организации дорожного движения нарушает права неограниченного круга участников дорожного движения, поскольку может привести к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий, причинению вреда жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Глава Петровского сельского поселения Лютько С.И. исковые требования о необходимости разработки проекта организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения Петровского сельского поселения признает в полном объеме. Администрация Петровского сельского поселения планирует в январе 2019 года заключить договор с подрядной организацией на разработку и утверждение проекта организации дорожного движения Петровского сельского поселения, для чего в проекте бюджета поселения на 2019 год планируется заложить необходимую сумму. Однако считает, что данную работу дешевле и быстрее делать в летний период, когда отсутствует снежный покров, в связи с чем просит срок для выполнения данных работ увеличить до 01.09.2019. Ранее не могли выполнить указанную работу в связи с отсутствием в бюджете поселения необходимых денежных средств.
Суд, изучив доводы административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью первой статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Исходя из положений п.5 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п.6 ч.1, ч.2 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.1 Закона Томской области от 17.11.2014 № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений Томской области относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значении в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные полномочия согласно п.5 ст.4 и ч.3 ст.29 Устава муниципального образования «Петровское сельское поселение», принятого решением Совета Петровского сельского поселения №164 от 13.12.2011 (в редакции от 05.12.2018 №49) закреплены за Администрацией Петровского сельского поселения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 12 указанной статьи под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 7 данной статьи владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве основных задач обеспечения безопасности дорожного движения определены охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
На основании ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Пунктом 4 статьи 6 названного Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ с учетом положений статьи 1 Закона Томской области от 17.11.2014 № 152-ОЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Данные полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с ч.2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения на территории населенных пунктов Петровского сельского поселения, в том числе по их ремонту и содержанию, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на Администрацию Петровского сельского поселения.
Согласно ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Приказом Минтранса России от 17 марта 2015 года № 43 (в редакции от 29.07.2016) утверждены Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения, в пункте 3 этих Правил основными целями и задачами разработки документации по организации дорожного движения указаны, в том числе, обеспечение безопасности дорожного движения; упорядочение и улучшение условий дорожного движения транспортных средств и пешеходов. Пунктами 6, 7 указанных Правил предусмотрено, что в целях формирования комплексных решений по организации дорожного движения (далее – ОДД) на территории одного или нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, осуществляется разработка схем ОДД (комплексных схем ОДД), реализующих долгосрочные стратегические направления развития и совершенствования деятельности в сфере ОДД (далее - КСОДД). В целях проектной реализации КСОДД и (или) корректировки отдельных ее предложений, либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки КСОДД разрабатываются проекты организации дорожного движения (далее - ПОДД).
Пунктом 20 названных Правил установлено, что ПОДД разрабатываются:
1) на период эксплуатации дорог или их участков;
2) на период введения временных ограничений или прекращении движения транспортных средств и пешеходов по дорогам;
3) для маршрутов или участков маршрутов движения крупногабаритных транспортных средств.
В соответствии с п.п. 1 п. 9 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 г. № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» разработка проектов организации дорожного движения входит в состав работ по содержанию автомобильных дорог.
Необходимость разработки, согласования и утверждения проекта организации дорожного движения также вытекает из содержания следующих нормативных правовых актов: пункта 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения», п. 6.2.1, п.6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, и другими нормативными правовыми актами.
В целях использования единого подхода по применению положений новых государственных стандартов в области безопасности дорожного движения и в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» письмом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 7 августа 2006 г. № 01-29/5313 для практического применения в работе установлен Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах (далее – Порядок разработки и утверждения ПОДД).
В соответствии с пунктом 5 названного Порядка проект организации дорожного движения (далее – ПОДД) подлежит согласованию организацией-проектировщиком с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции МВД России.
В пункте 6 названного Порядка разработки и утверждения ПОДД указано, что ПОДД утверждает заказчик.
Из анализа приведенных норм права следует, что организация подготовки (разработки) и утверждение ПОДД в отношении автомобильных дорог местного значения является обязанностью исполнительных органов сельских поселений Томской области.
По результатам, проведенной прокуратурой Кривошеинского района Томской области проверки по вопросам соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, установлено, что Администрацией Петровского сельского поселения не разработан и не утвержден проект организации дорожного движения.
Согласно информации Администрации Петровского сельского поселения в прокуратуру от 21.11.2018 года № следует, что проекты и схемы организации дорожного движения на территории Петровского сельского поселения не утверждены ввиду отсутствия в местном бюджете денежных средств.
Из письма начальника ОГИБДД ОМВД России по Кривошеинскому району прокурору Кривошеинского района Томской области от 15.11.2018 на территории Петровского сельского поселения отсутствуют утвержденные проекты и схемы организации дорожного движения, что не позволяет сотрудникам ГИБДД ОМВД России по Кривошеинскому району в полной мере осуществлять надзорные функции в области безопасности дорожного движения и может создавать дополнительную угрозу безопасности дорожного движения.
Таким образом, на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что до настоящего времени проект организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования «Петровское сельское поселение» не разработан, не согласован и не утвержден. То есть, установлен факт нарушения Администрацией Петровского сельского поселения требований законодательства о безопасности дорожного движения. Тем самым нарушены законные права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, а также имущества.
Отсутствие установленных нормативными правовыми актами сроков разработки проекта организации дорожного движения не освобождает административного ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая разработку проекта организации дорожного движения, которые утверждаются на весь период эксплуатации дорог или их участков, а также на период введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств и пешеходов по дорогам.
Отсутствие в бюджете поселения денежных средств не является основанием для освобождения административного ответчика от исполнения установленных Законом публичных обязательств, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования.
Предусмотренный ст.219 КАС РФ срок обращения в суд прокурором не был нарушен.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора Кривошеинского района в полном объеме.
Суд находит запрашиваемый прокурором срок исполнения решения суда – до 01 мая 2019 года – разумным и достаточным для организации разработки и утверждения проекта организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования «Петровского сельское поселение». Предложенный административным ответчиком срок исполнения решения суда – до 01.09.2019 суд считает чрезмерно большим, поскольку длительное неисполнение обязанности по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц в области безопасности дорожного движения в границах муниципального образования «Петровское сельское поселение».
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░