Дело №2-5372/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Махачкала 13 июля 2015 года
Федеральный суд Советского района г.Махачкалы в составе: председательствующего Гасанова Ш.О., при секретаре Магомедовой С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора Ленинского района г. Махачкала к ОАО «Махачкалагорэлектросети» и третьим лицам, не заявляющим самостоятельные требования ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Дагестанэнерго – Махачкалинские горэлектросети и МУП «Управление ЖКХ администрации г. Махачкала» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с ФИО1 к ОАО «Махачкалагорэлектросети» и третьим лицам, не заявляющим самостоятельные требования ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Дагестанэнерго – Махачкалинские горэлектросети и МУП «Управление ЖКХ администрации <адрес>» об обязании совершить определенные действия.
ФИО1 мотивирован тем, что в ходе проверки выявлены грубые нарушения федерального законодательства, регламентирующего вопросы монтажа и технической эксплуатации электроустановок, установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, отсутствия контроля при технологическим присоединении сетей провайдеров по арендованным опорам и т.д. В частности, имеют место факты беспорядочного проведения линий передач, электропроводки, линий связи на улицах города, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Так, согласно акту проверки ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Дагэнерго» - Махачкалинские горэлектросети» от ДД.ММ.ГГГГг. выявлены факты беспорядочного проведения линий электропередач по опорам без соблюдения указанных Правил по улицам: Булача; Октябрьская; дом №№ и 24, <адрес>, район банкетного зала «Ниагара»; Абакарова, дом №№ и 52; Таркинская (Подстанция); угол улиц Гагарина и Тарковского; Гагарина, дом №№ и 118 и др.
Кроме того, выявлены нарушения приказа Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей".
В судебном заседании помощник ФИО1 <адрес> ФИО3 исковые требования по изложенным основаниям поддержал и просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель ОАО «Махачкалагорэлектросети» ФИО4 исковые требования не признала, просила в удовлетворении ФИО1 отказать, пояснив при этом, что акты, представленные в дело, составлены в одностороннем порядке, о времени и месте составления данных актов ОАО «МГЭС» не было извещено, при составлении данных актов представитель организации не присутствовал. ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Махачкалинские горэлектросети» и ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» был заключен договор аренды имущества № сроком до ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно данного договора ОАО «Махачкалинские горэлектросети» предоставило во временное владение, пользование, а ОАО «МРСК Северного Кавказа» приняло в пользование электросетевое имущество <адрес>. Таким образом, на время действия настоящего договора, обязанность содержать электрические сети в надлежащем состоянии лежит на Арендаторе. Кроме того, согласно акту - приема передачи № в пункте 3 при приеме -передаче Стороны установили, что состояние и внешний вид вышеуказанного движимого и недвижимого имущества удовлетворительное и оно пригодно к использованию для целей, установленных п. 2 настоящего акта.
В адресованном суду отзыве представитель МКУ «Управление ЖКХ <адрес>» ФИО5 пояснил, что проведенные линии электропередач являются собственностью ОАО «Махачкалинские горэлектросети» и они обязаны соблюдать и обеспечивать их техническую безопасность.
Представитель ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Дагестанэнерго – Махачкалинские горэлектросети в судебное заседание не явился.
Выслушав мнение ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проверки выявлены грубые нарушения федерального законодательства, регламентирующего вопросы монтажа и технической эксплуатации электроустановок, установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, отсутствия контроля при технологическим присоединении сетей провайдеров по арендованным опорам и т.д.
В частности, имеют место факты беспорядочного проведения линий передач, электропроводки, линий связи на улицах города, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Так, согласно акту проверки ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Дагэнерго» - Махачкалинские горэлектросети» от ДД.ММ.ГГГГг. выявлены факты беспорядочного проведения линий электропередач по опорам без соблюдения указанных Правил по улицам: Булача; Октябрьская; дом №№ и 24, <адрес>, район банкетного зала «Ниагара»; Абакарова, дом №№ и 52; Таркинская (Подстанция); угол улиц Гагарина и Тарковского; Гагарина, дом №№ и 118 и др.
Проверкой выявлены следующие нарушения:
- п. 2.4.7. Правил - на опорах воздушных линий электропередач (далее - ВЛ) на высоте не менее 2 м от земли через 250 м на магистрали ВЛ должны быть установлены (нанесены): порядковый номер опоры; плакаты, на которых указаны расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи (на опорах, установленных на расстоянии менее 4 м до кабелей связи), ширина охранной зоны и телефон владельца ВЛ;
- п. 2.5.23. Правил - на опорах ВЛ на высоте 2 - 3 м должны быть нанесены следующие постоянные знаки:
а) порядковый номер опоры, номер ВЛ или ее условное обозначение - на всех опорах; на двухцепных и многоцепных опорах ВЛ, кроме того, должна быть обозначена соответствующая цепь;
б) информационные знаки с указанием ширины охранной зоны ВЛ, расстояние между информационными знаками в населенной местности должно быть не более 250 м, при большей длине пролета знаки устанавливаются на каждой опоре; в ненаселенной и труднодоступной местности - 500 м, допускается более редкая установка знаков;
в) расцветка фаз - на В Л 35 кВ и выше на концевых опорах, опорах, смежных с транспозиционными, и на первых опорах ответвлений от ВЛ;
г) предупреждающие плакаты - на всех опорах ВЛ в населенной местности;
д) плакаты с указанием расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи - на опорах, установленных на расстоянии менее половины высоты опоры до кабелей связи.
Допускается совмещать на одном знаке всю информацию, устанавливаемую требованиями настоящего параграфа.
Плакаты и знаки должны устанавливаться сбоку опоры поочередно с правой и с левой стороны, а на переходах через дороги плакаты должны быть обращены в сторону дороги.
На ВЛ 110 кВ и выше, обслуживание которых будет осуществляться с использованием вертолетов, в верхней части каждой пятой опоры устанавливаются номерные знаки, видимые с вертолета. При этом для ВЛ 500 - 750 кВ знаки должны быть эмалированными размером 400 х 500 мм.;
- п. 2.5.217. Правил - расстояния от отклоненных проводов ВЛ, расположенных вдоль улиц, в парках и садах, до деревьев, а также до тросов подвески дорожных знаков должны быть не менее приведенных в табл. 2.5.21.
Расстояния по горизонтали от крайних проводов вновь сооружаемых ВЛ при неотклоненном их положении до границ земельных участков жилых и общественных зданий, до детских игровых площадок, площадок отдыха и занятий физкультурой, хозяйственных площадок или до ближайших выступающих частей жилых и общественных зданий при отсутствии земельных участков со стороны прохождения ВЛ, а также до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков должно быть не менее расстояний для охранных зон ВЛ соответствующих напряжений.
Допускается принимать для ВЛ до 20 кВ расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ при наибольшем их отклонении до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков не менее 2 м.;
- 2.5.241. Правил - совместная подвеска проводов ВЛ и проводов ЛС и ЛПВ на общих опорах не допускается. Это требование не распространяется на специальные оптические кабели, которые подвешиваются на конструкциях ВЛ. Эти кабели должны соответствовать требованиям настоящей главы и правил проектирования, строительства и эксплуатации волоконно-оптических линий связи на воздушных линиях электропередачи.
Кроме того, выявлены нарушения приказа Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей".
Так, п. 2.3.6 Правил установлено, что при эксплуатации ВЛ должны соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение, а именно:
а) потребитель, эксплуатирующий ВЛ, должен информировать других Потребителей, организации, находящиеся в районе прохождения ВЛ, о требованиях указанных Правил.
б) потребитель, которому принадлежит ВЛ, должен принимать меры к приостановлению работ в охранной зоне ВЛ, выполняемых с нарушением правил охраны электрических сетей.
Пункт 2.3.11. Правил гласит, что при осмотре В Л и токопроводов необходимо проверять:
а) противопожарное состояние трассы: в охранной зоне В Л не должно быть посторонних предметов, строений, стогов сена, штабелей леса, деревьев, угрожающих падением на линию или опасным приближением к проводам, складирования горючих материалов, костров; не должны выполняться работы сторонними организациями без письменного согласования с Потребителем, которому принадлежит ВЛ;
б) состояние фундаментов, приставок: не должно быть оседания или вспучивания грунта вокруг фундаментов, трещин и повреждений в фундаментах (приставках), должно быть достаточное заглубление;
в) состояние опор: не должно быть их наклонов или смещения в грунте, видимого загнивания деревянных опор, обгорания и расщепления деревянных деталей, нарушений целостности бандажей, сварных швов, болтовых и заклепочных соединений на металлических опорах, отрывов металлических элементов, коррозии металла, трещин и повреждений железобетонных опор, птичьих гнезд, других посторонних предметов на них. На опорах должны быть плакаты и знаки безопасности;
г) состояние проводов и тросов: не должно быть обрывов и оплавлений отдельных проволок, набросов на провода и тросы, нарушений их регулировки, недопустимого изменения стрел провеса и расстояний от проводов до земли и объектов, смещения от места установки гасителей вибрации, предусмотренных проектом ВЛ;
д) состояние гибких шин токопроводов: не должно быть перекруток, рас-плеток и лопнувших проволок;
е) состояние изоляторов: не должно быть боя, ожогов, трещин, загрязненности, повреждения глазури, неправильной насадки штыревых изоляторов на штыри или крюки, повреждений защитных рогов; должны быть на месте гайки, замки или шплинты;
ё) состояние арматуры: не должно быть трещин в ней, перетирания или деформации отдельных деталей;
ж) состояние разрядников, коммутационной аппаратуры на ВЛ и концевых кабельных муфт на спусках: не должно быть повреждений или обрывов заземляющих спусков на опорах и у земли, нарушений контактов в болтовых соединениях молниезащитного троса с заземляющим спуском или телом опоры, разрушения коррозией элементов заземляющего устройства.
Кроме того, охранная зона вдоль воздушных линий электропередач устанавливается в виде воздушного пространства над землей, ограниченного параллельными и вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны на расстояние от крайних проводов по горизонтали и составляет 2м. для ВЛ-0,4 кв и 10м. ВЛ-10 кВ, что не соблюдено.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее-Ф3-№35).
В Ф3-№ изложены полномочия в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике не только Правительства Российской Федерации, но также и федеральных органов исполнительной власти, которые активно реализуют полномочия в рассматриваемой сфере.
Минэнерго РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Выявленные нарушения свидетельствуют несоблюдении законности строительства, монтажа и эксплуатации линий электропередач, несоблюдении технологической дисциплины при использовании опор линии электропередач для нужд связи, непринятие мер по их устранению может повлечь неблагоприятные последствия для неограниченного круга лиц.
Довод представителя ОАО «Махачкалагорэлектросети» ФИО6 о том, что они являются ненадлежащими ответчиками не нашел своего подтверждения в судебном заседании, поскольку договор аренды имущества № между ОАО «Махачкалинские горэлектросети» и ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» был заключен ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ года. Проверка проведена ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. после окончания действия договора аренды № 17, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ г., подписанным главным инженером Махачкалинских горэлектросетей ФИО7, помощником ФИО1 <адрес> ФИО8, мастером участка по эксплуатации КЛ Махачкалинских горэлектросетей ФИО9, начальником участка по эксплуатации ВЛ Махачкалинских горэлектросетей ФИО10
Следовательно, исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
ФИО1 <адрес> к ОАО «Махачкалагорэлектросети» и третьим лицам, не заявляющим самостоятельные требования ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Дагестанэнерго – Махачкалинские горэлектросети и МУП «Управление ЖКХ администрации <адрес>» об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ОАО «Махачкалагорэлектросети», выразившееся в непринятии мер по обеспечению надлежащего монтажа и эксплуатации линий электропередач, линий связи по опорам электропередач и наружных кабелей.
Обязать ОАО «Махачкалагорэлектросети» привести линии электропередач, линии связи по опорам электропередач и наружные кабели в соответствие с требованиями законодательства об электроэнергетике.
Обязать ОАО «Махачкалагорэлектросети» провести мероприятия по определению охранной зоны в отношении объектов электросетевого хозяйства, в соответствии с требованиями законодательства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий Гасанов Ш.О.