Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-615/2020 ~ М-538/2020 от 11.06.2020

УИД – 36RS0020-01-2020-000920-02

Дело № 2-615/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Лиски 05 августа 2020 года

Лискинский районный суд Воронежской области в составе

судьи Спицыной М.Г.,

при секретаре Пещеревой О.Ю.,

с участием представителя истца адвоката Василенко И.С., представившей удостоверение №2704 ордер №27530,

представителя ответчика – ГУ-УПФ РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) по доверенности Бочаровой Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шкуркина Александра Алексеевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный страховой стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Шкуркин А.А. (далее – истец) обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) - (далее – ответчик), ссылаясь с учетом последующего уточнения им исковых требований на то, что решением руководителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) от 22.04.2020 ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по мотиву отсутствия необходимого специального стажа в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее - ФЗ «О страховых пенсиях»). В стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по указанному выше основанию не был включен период его работы на Семипалатинском комбинате сборного железобетона №1 в качестве электросварщика с 21.11.1984 по 31.12.1991. Не согласившись с указанным решением, истец просит признать его незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с особым характером работы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», период его работы с 21.11.1984 по 31.12.1991 и назначить ему страховую пенсию с даты обращения за ее назначением – 05.11.2019, а также взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины.

В обоснование требований сослался на то, что действовавшим в оспариваемый период правовым регулированием было предусмотрено включение в специальный стаж периодов работы в качестве электросварщика. Именно в этой должности он работал на Семипалатинском комбинате сборного железобетона №1, на другие должности не переводился, что подтверждено записями в трудовой книжке. Исходящие от работодателя документы, подтверждающие факт и характер работы истца, были представлены им ответчику лично, однако, в их принятии ответчиком было отказано. Не поступление в трехмесячный срок ответа из компетентного органа иностранного государства не является основанием для отказа в назначении пенсии и не должно нарушать права истца.

В судебное заседание истец Шкуркин А.А. не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещен, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.32). На основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) с учетом мнения представителей истца и ответчика, дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.

Представитель истца адвоката Василенко И.С. в судебном заседании исковые требования и доводы в их обоснование поддержала и пояснила также, что до 01.01.1992 электросварщики пользовались правом на досрочную пенсию безо всяких условий, вид сварки и полная трудовая занятость не требовали документального подтверждения. В спорный период должность истца работодателем указана как «электросварщик», что совпадает с наименованием должности в Списке № 2 от 22.08.1956 №1173, позволяющем реализовать истцу его пенсионные права досрочно. Документальное подтверждение постоянной занятости выполнения истцом работ в течение полного рабочего дня в данном случае не требуется.

Представитель ответчика по доверенности Бочарова Л.Л. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, пояснила, что истцу обоснованно по основаниям, указанным в письменном приложении к решению руководителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области и письменном отзыве на иск, не включены в специальный стаж оспариваемые истцом периоды его работы и отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, так как в оспариваемые в настоящее время периоды работы истцом не подтверждены вид применявшейся им сварки и его полная занятость.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела и отказного пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами настоящего гражданского дела, пенсионного дела истца, не опровергнуто доводами представителя ответчика, что 05.11.2019 истец обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением руководителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области от 22.04.2020 в досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее ФЗ «О страховых пенсиях») истцу было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа (7 лет 6 месяцев) и в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по указанному выше основанию, не были включены оспариваемые периоды работы по отраженным в письменном приложении к решению от 22.04.2020 основаниям (л.д.20-24).

В соответствии с п. п. 2 ч. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имели мужчины по достижению возраста 55 лет, если они отработали не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Абзацем 2 этой же правовой нормы предусмотрено, что в случае, если мужчина проработал на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеет требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия ему назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 ФЗ, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы.

С 01.01.2015 те же основания назначения указанной пенсии сохранены и предусмотрены п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», а согласно ч. 1 и 3 ст. 36 этого закона со дня его вступления в силу (т.е. с 01.01.2015) ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному закону.

Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 ФЗ «О страховых пенсиях», представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.

В силу ч. 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии. Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст.ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях»).

Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05. 2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-0 также указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно подпункту «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются в т.ч. Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (далее – Список № 2 от 26.01.1991 года № 10), а для учета периодов выполнения работ до 01.01.1992 применяется Список №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 (далее - Список № 2 от 22.08.1956 №1173).

Разделом ХХХIII «Общие профессии» Списка № 2 от 26.01.1991 года № 10 предусмотрено досрочное пенсионное обеспечение газосварщикам, электрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (позиция 23200000-19756), электросварщикам ручной сварки (позиция 23200000-19906).

Списком № 2 от 22.08.1956 №1173 Разделом ХХХII «Общие профессии» предусмотрены газосварщики и их подручные, электросварщики и их подручные, указание на вид сварки отсутствует.

В соответствии с п.п. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 №537 выполнявшиеся до 01.01.1992 работы, предусмотренные Списком №2 от 22.08.1956 №1173, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком №2 от 26.01.1991 № 10, вид сварки до 1992 года не имел значения.

До разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 08.01.1992 №1, утвержденных Приказом Министерства труда и занятости РСФСР №3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 №325, при выполнении работ, предусмотренных Списками №1 и 2, полная занятость до 01.01.1992 не требовалась, на что указано и в письме Пенсионного фонда РФ от 19.03.2004.

Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа определены ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с абз. 2 п. 5 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.

В абз. 5 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения с судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", внимание судов обращено на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

Оспариваемый период, который истец просит включить в специальный стаж, его работы электросварщиком на Семипалатинском комбинате сборного железобетона №1 с 21.11.1984 по 31.12.1991 (7 лет 1 месяц 10 дней), относится к работе, выполняемой до 01.01.1992, когда вид сварки и полная занятость не имели значения.

Данный период его работы в качестве электросварщика истцу не был включен в специальный стаж ответчиком со ссылкой на то, что из компетентного органа Республики Казахстан не поступил в трехмесячный срок ответ в соответствии ч.2 ст.6, ст.10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Заключено в г. Москве 13.03.1992).

В судебном заседании представитель ответчика также сослалась на то, что в указанный спорный период истцом документально не подтвержден вид применяемой сварки и постоянная занятость на работах с тяжелыми условиями труда (л.д.17-20).

Вместе с тем согласно записям № 5,6,7 и 8 трудовой книжки истца последний на основании приказа № 344 от 21.11.1984 был переведен электросварщиком 3 разряда Семипалатинского комбината сборного железобетона №1 (впоследствии с 01.04.1986 - ПОСЖБ), 22.10.1987 ему был присвоен 4 разряд электросварщика, после чего 12.11.1993 приказом №224 от 15.11.1993 он был уволен по собственному желанию (л.д.17). Неточностей и исправлений трудовая книжка не содержит. Также Шкуркину А.А. ТОО «ПОСЖБ» выдана справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании приказов о приеме и увольнении, личной карточки работника формы Т-2, лицевых счетов, платежных ведомостей, штатного расписания, технических документов и других документов, отражающих характер работы (л.д.72). В справке содержится ссылка на то, что с 21.11.1984 (приказ №344 от 21.11.1984 по 12.11.1993 (приказ №239 от 03.12.1993) Шкуркин А.А. полный день работал на Семипалатинском КСЖБ-1, ПОСЖБ в качестве электросварщика ручной дуговой сварки 3, 4 разряда в ремонтно-механическом цехе, что составляет 08 лет 11 месяцев 21 день и дает право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» 28.12.2013, как предусмотренная Списком № 2 Разделом ХХХIII и в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ. Подлинник данной справки содержится в материалах пенсионного дела истца.

Согласно также справке ТОО «ПОСЖБ» ЖШС от 07.06.2017, выданной на основании книг приказов за период с 1984 года по 1993 год, Шкуркин А.А. действительно работал на Семипалатинском КСЖБ-1, ПОСЖБ в период с 21.11.1984 по 12.11.1993 электросварщиком 3 разряда (приказ №344 от 21.11.1984). Семипалатинский КСЖБ-1 переименован в ПОСЖБ 01.04.1986 на основании приказа №80 от 25.03.1986. (л.д.73).

Работа в качестве электросварщика дает право на назначение страховой пенсии по старости на льготных условиях в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», как предусмотренная Списком № 2 от 22.08.1956 №1173 Разделом ХХХII «Общие профессии».

Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации № 06/12600 от 19.03.2004 если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992 рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе, постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носили стабильный характер.

В связи с этим суд приходит к выводу, что оснований для отказа во включении в специальный стаж периода работы истца с 21.11.1984 по 31.12.1991 (включительно) не имелось, он подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях».

Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).

Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года усматривается, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно ч.2 ст.6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Заключено в г. Москве 13.03.1992) для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

В силу ст.10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Заключено в г. Москве 13.03.1992) государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).

Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ). Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Из материалов пенсионного дела усматривается, что после обращения Шкуркина А.А. с заявлением о назначении пенсии Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) в Республику Казахстан направлены запросы об оказании содействия истребовании документов в отношении Шкуркина А.А. На день рассмотрения настоящего гражданского дела, ответ на вышеназванные запросы в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) не поступил.

На основании ст. 66 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Пунктами 10 и 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" определено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В том случае, если в трудовой книжке имеются все сведения, которыми определяется право на льготное пенсионное обеспечение, то дополнительные документы не требуются.

В случае если из трудовой книжки невозможно определить характер деятельности, то в соответствии с пунктом 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного постановлением Министерства Труда РФ и Пенсионного Фонда РФ от 27.02.2000 № 16/19, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ. Таким документом служит справка, выданная администрацией предприятия, на котором протекала трудовая деятельность, на основании документов, подтверждающих характер работы в соответствующие периоды.

Судом установлено, что в подтверждение факта работы в спорный период истцом помимо трудовой книжки представлена справка ТОО «Производственное объединение сборного железобетона» от 16.09.2019 № 02-232, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании приказов о приеме и увольнении, личной карточки работника формы Т-2, лицевых счетов, платежных ведомостей, штатного расписания, технических документов и других документов, отражающих характер работы (л.д.72). В справке содержится ссылка на то, что с 21.11.1984 (приказ №344 от 21.11.1984 по 12.11.1993 (приказ №239 от 03.12.1993) Шкуркин А.А. полный день работал на Семипалатинском КСЖБ-1, ПОСЖБ в качестве электросварщика ручной дуговой сварки 3, 4 разряда в ремонтно-механическом цехе, что составляет 08 лет 11 месяцев 21 день и дает право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» 28.12.2013, как предусмотренная Списком № 2 Разделом ХХХIII и в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ. Подлинник данной справки содержится в материалах пенсионного дела истца.

Представленная истцом справка составлена на основании первичных кадровых документов, заверена подписью руководителя и скреплена печатью организации. У суда не имеется оснований полагать о недостоверности представленных истцом доказательств, которая не позволяла бы их учитывать при исчислении страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ для назначения пенсии ответчику.

В указанной связи суд отмечает, что право истца на досрочное получение пенсии применительно к данным обстоятельствам, с учетом представленных им доказательств, не опровергнутых ответчиком, не может быть поставлено в зависимость от надлежащего исполнения компетентными органами Республики Казахстан своих обязанностей.

В процессе судебного разбирательства ответчиком не оспорена достоверность информации о работе истца, содержащаяся в вышеназванной справке, при том, что данная информация согласуется с имеющимися в трудовой книжке истца записями о работе в спорный период.

При указанных обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворении требования истца о признании за ним права на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. HYPERLINK consultantplus://offline/ref=E2BC9298FC58A1D1EC395ABEA6188DE6217B35FBC15E026FAC90E396F57056D9A80497E528e7lEI 2 ч. 1. ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на дату обращения истца и на дату принятия решения судом не имеется.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

С заявлением о назначении пенсии истец обратился в пенсионный орган 05.11.2019 (л.д.80-82).

При включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», спорного периода с 21.11.1984 по 31.12.1991 этот стаж будет составлять более требовавшихся для досрочного назначения страховой пенсии по старости 7 лет 6 месяцев и также более 10 лет, в силу чего на 05.11.2019 у истца возникло право на досрочную пенсию, а потому требования истца о признании незаконным решения руководителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области от 22.04.2020 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д.4).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

    Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шкуркина Александра Алексеевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный страховой стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости - удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) от 22.04.2020 об отказе Шкуркину Александру Алексеевичу в установлении досрочной страховой пенсии по старости в части отказа во включении в специальный страховой стаж периода работы с 21.11.1984 по 31.12.1991 в должности электросварщика Семипалатинского комбината сборного железобетона №1, ПОСЖБ.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) включить Шкуркину Александру Алексеевичу в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях», период его работы с 21.11.1984 по 31.12.1991 – и досрочно назначить Шкуркину Александру Алексеевичу страховую пенсию по старости со дня обращения за ней - с 05.11.2019.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) в пользу Шкуркина Александра Алексеевича судебные расходы в размере 300 (трехсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Лискинский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 12.08.2020.

УИД – 36RS0020-01-2020-000920-02

Дело № 2-615/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Лиски 05 августа 2020 года

Лискинский районный суд Воронежской области в составе

судьи Спицыной М.Г.,

при секретаре Пещеревой О.Ю.,

с участием представителя истца адвоката Василенко И.С., представившей удостоверение №2704 ордер №27530,

представителя ответчика – ГУ-УПФ РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) по доверенности Бочаровой Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шкуркина Александра Алексеевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный страховой стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Шкуркин А.А. (далее – истец) обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) - (далее – ответчик), ссылаясь с учетом последующего уточнения им исковых требований на то, что решением руководителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) от 22.04.2020 ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по мотиву отсутствия необходимого специального стажа в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее - ФЗ «О страховых пенсиях»). В стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по указанному выше основанию не был включен период его работы на Семипалатинском комбинате сборного железобетона №1 в качестве электросварщика с 21.11.1984 по 31.12.1991. Не согласившись с указанным решением, истец просит признать его незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с особым характером работы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», период его работы с 21.11.1984 по 31.12.1991 и назначить ему страховую пенсию с даты обращения за ее назначением – 05.11.2019, а также взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины.

В обоснование требований сослался на то, что действовавшим в оспариваемый период правовым регулированием было предусмотрено включение в специальный стаж периодов работы в качестве электросварщика. Именно в этой должности он работал на Семипалатинском комбинате сборного железобетона №1, на другие должности не переводился, что подтверждено записями в трудовой книжке. Исходящие от работодателя документы, подтверждающие факт и характер работы истца, были представлены им ответчику лично, однако, в их принятии ответчиком было отказано. Не поступление в трехмесячный срок ответа из компетентного органа иностранного государства не является основанием для отказа в назначении пенсии и не должно нарушать права истца.

В судебное заседание истец Шкуркин А.А. не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещен, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.32). На основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) с учетом мнения представителей истца и ответчика, дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.

Представитель истца адвоката Василенко И.С. в судебном заседании исковые требования и доводы в их обоснование поддержала и пояснила также, что до 01.01.1992 электросварщики пользовались правом на досрочную пенсию безо всяких условий, вид сварки и полная трудовая занятость не требовали документального подтверждения. В спорный период должность истца работодателем указана как «электросварщик», что совпадает с наименованием должности в Списке № 2 от 22.08.1956 №1173, позволяющем реализовать истцу его пенсионные права досрочно. Документальное подтверждение постоянной занятости выполнения истцом работ в течение полного рабочего дня в данном случае не требуется.

Представитель ответчика по доверенности Бочарова Л.Л. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, пояснила, что истцу обоснованно по основаниям, указанным в письменном приложении к решению руководителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области и письменном отзыве на иск, не включены в специальный стаж оспариваемые истцом периоды его работы и отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, так как в оспариваемые в настоящее время периоды работы истцом не подтверждены вид применявшейся им сварки и его полная занятость.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела и отказного пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами настоящего гражданского дела, пенсионного дела истца, не опровергнуто доводами представителя ответчика, что 05.11.2019 истец обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением руководителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области от 22.04.2020 в досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее ФЗ «О страховых пенсиях») истцу было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа (7 лет 6 месяцев) и в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по указанному выше основанию, не были включены оспариваемые периоды работы по отраженным в письменном приложении к решению от 22.04.2020 основаниям (л.д.20-24).

В соответствии с п. п. 2 ч. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имели мужчины по достижению возраста 55 лет, если они отработали не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Абзацем 2 этой же правовой нормы предусмотрено, что в случае, если мужчина проработал на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеет требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия ему назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 ФЗ, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы.

С 01.01.2015 те же основания назначения указанной пенсии сохранены и предусмотрены п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», а согласно ч. 1 и 3 ст. 36 этого закона со дня его вступления в силу (т.е. с 01.01.2015) ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному закону.

Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 ФЗ «О страховых пенсиях», представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.

В силу ч. 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии. Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст.ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях»).

Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05. 2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-0 также указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно подпункту «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются в т.ч. Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (далее – Список № 2 от 26.01.1991 года № 10), а для учета периодов выполнения работ до 01.01.1992 применяется Список №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 (далее - Список № 2 от 22.08.1956 №1173).

Разделом ХХХIII «Общие профессии» Списка № 2 от 26.01.1991 года № 10 предусмотрено досрочное пенсионное обеспечение газосварщикам, электрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (позиция 23200000-19756), электросварщикам ручной сварки (позиция 23200000-19906).

Списком № 2 от 22.08.1956 №1173 Разделом ХХХII «Общие профессии» предусмотрены газосварщики и их подручные, электросварщики и их подручные, указание на вид сварки отсутствует.

В соответствии с п.п. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 №537 выполнявшиеся до 01.01.1992 работы, предусмотренные Списком №2 от 22.08.1956 №1173, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком №2 от 26.01.1991 № 10, вид сварки до 1992 года не имел значения.

До разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 08.01.1992 №1, утвержденных Приказом Министерства труда и занятости РСФСР №3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 №325, при выполнении работ, предусмотренных Списками №1 и 2, полная занятость до 01.01.1992 не требовалась, на что указано и в письме Пенсионного фонда РФ от 19.03.2004.

Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа определены ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с абз. 2 п. 5 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.

В абз. 5 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения с судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", внимание судов обращено на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

Оспариваемый период, который истец просит включить в специальный стаж, его работы электросварщиком на Семипалатинском комбинате сборного железобетона №1 с 21.11.1984 по 31.12.1991 (7 лет 1 месяц 10 дней), относится к работе, выполняемой до 01.01.1992, когда вид сварки и полная занятость не имели значения.

Данный период его работы в качестве электросварщика истцу не был включен в специальный стаж ответчиком со ссылкой на то, что из компетентного органа Республики Казахстан не поступил в трехмесячный срок ответ в соответствии ч.2 ст.6, ст.10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Заключено в г. Москве 13.03.1992).

В судебном заседании представитель ответчика также сослалась на то, что в указанный спорный период истцом документально не подтвержден вид применяемой сварки и постоянная занятость на работах с тяжелыми условиями труда (л.д.17-20).

Вместе с тем согласно записям № 5,6,7 и 8 трудовой книжки истца последний на основании приказа № 344 от 21.11.1984 был переведен электросварщиком 3 разряда Семипалатинского комбината сборного железобетона №1 (впоследствии с 01.04.1986 - ПОСЖБ), 22.10.1987 ему был присвоен 4 разряд электросварщика, после чего 12.11.1993 приказом №224 от 15.11.1993 он был уволен по собственному желанию (л.д.17). Неточностей и исправлений трудовая книжка не содержит. Также Шкуркину А.А. ТОО «ПОСЖБ» выдана справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании приказов о приеме и увольнении, личной карточки работника формы Т-2, лицевых счетов, платежных ведомостей, штатного расписания, технических документов и других документов, отражающих характер работы (л.д.72). В справке содержится ссылка на то, что с 21.11.1984 (приказ №344 от 21.11.1984 по 12.11.1993 (приказ №239 от 03.12.1993) Шкуркин А.А. полный день работал на Семипалатинском КСЖБ-1, ПОСЖБ в качестве электросварщика ручной дуговой сварки 3, 4 разряда в ремонтно-механическом цехе, что составляет 08 лет 11 месяцев 21 день и дает право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» 28.12.2013, как предусмотренная Списком № 2 Разделом ХХХIII и в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ. Подлинник данной справки содержится в материалах пенсионного дела истца.

Согласно также справке ТОО «ПОСЖБ» ЖШС от 07.06.2017, выданной на основании книг приказов за период с 1984 года по 1993 год, Шкуркин А.А. действительно работал на Семипалатинском КСЖБ-1, ПОСЖБ в период с 21.11.1984 по 12.11.1993 электросварщиком 3 разряда (приказ №344 от 21.11.1984). Семипалатинский КСЖБ-1 переименован в ПОСЖБ 01.04.1986 на основании приказа №80 от 25.03.1986. (л.д.73).

Работа в качестве электросварщика дает право на назначение страховой пенсии по старости на льготных условиях в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», как предусмотренная Списком № 2 от 22.08.1956 №1173 Разделом ХХХII «Общие профессии».

Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации № 06/12600 от 19.03.2004 если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992 рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе, постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носили стабильный характер.

В связи с этим суд приходит к выводу, что оснований для отказа во включении в специальный стаж периода работы истца с 21.11.1984 по 31.12.1991 (включительно) не имелось, он подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях».

Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).

Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года усматривается, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно ч.2 ст.6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Заключено в г. Москве 13.03.1992) для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

В силу ст.10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Заключено в г. Москве 13.03.1992) государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).

Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ). Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Из материалов пенсионного дела усматривается, что после обращения Шкуркина А.А. с заявлением о назначении пенсии Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) в Республику Казахстан направлены запросы об оказании содействия истребовании документов в отношении Шкуркина А.А. На день рассмотрения настоящего гражданского дела, ответ на вышеназванные запросы в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) не поступил.

На основании ст. 66 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Пунктами 10 и 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" определено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В том случае, если в трудовой книжке имеются все сведения, которыми определяется право на льготное пенсионное обеспечение, то дополнительные документы не требуются.

В случае если из трудовой книжки невозможно определить характер деятельности, то в соответствии с пунктом 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного постановлением Министерства Труда РФ и Пенсионного Фонда РФ от 27.02.2000 № 16/19, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ. Таким документом служит справка, выданная администрацией предприятия, на котором протекала трудовая деятельность, на основании документов, подтверждающих характер работы в соответствующие периоды.

Судом установлено, что в подтверждение факта работы в спорный период истцом помимо трудовой книжки представлена справка ТОО «Производственное объединение сборного железобетона» от 16.09.2019 № 02-232, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании приказов о приеме и увольнении, личной карточки работника формы Т-2, лицевых счетов, платежных ведомостей, штатного расписания, технических документов и других документов, отражающих характер работы (л.д.72). В справке содержится ссылка на то, что с 21.11.1984 (приказ №344 от 21.11.1984 по 12.11.1993 (приказ №239 от 03.12.1993) Шкуркин А.А. полный день работал на Семипалатинском КСЖБ-1, ПОСЖБ в качестве электросварщика ручной дуговой сварки 3, 4 разряда в ремонтно-механическом цехе, что составляет 08 лет 11 месяцев 21 день и дает право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» 28.12.2013, как предусмотренная Списком № 2 Разделом ХХХIII и в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ. Подлинник данной справки содержится в материалах пенсионного дела истца.

Представленная истцом справка составлена на основании первичных кадровых документов, заверена подписью руководителя и скреплена печатью организации. У суда не имеется оснований полагать о недостоверности представленных истцом доказательств, которая не позволяла бы их учитывать при исчислении страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ для назначения пенсии ответчику.

В указанной связи суд отмечает, что право истца на досрочное получение пенсии применительно к данным обстоятельствам, с учетом представленных им доказательств, не опровергнутых ответчиком, не может быть поставлено в зависимость от надлежащего исполнения компетентными органами Республики Казахстан своих обязанностей.

В процессе судебного разбирательства ответчиком не оспорена достоверность информации о работе истца, содержащаяся в вышеназванной справке, при том, что данная информация согласуется с имеющимися в трудовой книжке истца записями о работе в спорный период.

При указанных обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворении требования истца о признании за ним права на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. HYPERLINK consultantplus://offline/ref=E2BC9298FC58A1D1EC395ABEA6188DE6217B35FBC15E026FAC90E396F57056D9A80497E528e7lEI 2 ч. 1. ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на дату обращения истца и на дату принятия решения судом не имеется.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

С заявлением о назначении пенсии истец обратился в пенсионный орган 05.11.2019 (л.д.80-82).

При включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», спорного периода с 21.11.1984 по 31.12.1991 этот стаж будет составлять более требовавшихся для досрочного назначения страховой пенсии по старости 7 лет 6 месяцев и также более 10 лет, в силу чего на 05.11.2019 у истца возникло право на досрочную пенсию, а потому требования истца о признании незаконным решения руководителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области от 22.04.2020 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д.4).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

    Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шкуркина Александра Алексеевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный страховой стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости - удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) от 22.04.2020 об отказе Шкуркину Александру Алексеевичу в установлении досрочной страховой пенсии по старости в части отказа во включении в специальный страховой стаж периода работы с 21.11.1984 по 31.12.1991 в должности электросварщика Семипалатинского комбината сборного железобетона №1, ПОСЖБ.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) включить Шкуркину Александру Алексеевичу в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях», период его работы с 21.11.1984 по 31.12.1991 – и досрочно назначить Шкуркину Александру Алексеевичу страховую пенсию по старости со дня обращения за ней - с 05.11.2019.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) в пользу Шкуркина Александра Алексеевича судебные расходы в размере 300 (трехсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Лискинский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 12.08.2020.

1версия для печати

2-615/2020 ~ М-538/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шкуркин Александр Алексеевич
Ответчики
Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное)
Другие
Василенко Ирина Сергеевна
Суд
Лискинский районный суд Воронежской области
Судья
Спицына Марина Геннадьевна
Дело на странице суда
liskinsky--vrn.sudrf.ru
11.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2020Передача материалов судье
11.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2020Подготовка дела (собеседование)
16.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2020Судебное заседание
05.08.2020Судебное заседание
12.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2020Дело оформлено
09.02.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее