Дело №
УИД: 51RS0№-16
Решение в окончательной форме изготовлено 30 декабря 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Лучника А.В.,
при помощнике судьи ФИО2,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о включении периодов работы в страховой стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске (далее УПФР в городе Мурманске) о включении периодов работы в страховой стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование требований истцом указано, что ФИО1 обратился в УПФР в городе Мурманске с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статьей 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействую радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Выражает свое несогласие с невключением в страховой стаж истца периодов работы: в ЗАО «Торговый дом Нордекс» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ММУП «Севжилэксплуатация» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку истец постоянно проживал и работал на территории Российской Федерации в городе Мурманске с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ответчиком не были включены периоды работы в Городецкой неполной средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Бегунской общеобразовательной школе I-III степеней с ДД.ММ.ГГГГ gо 10.04.1998г, в Бегунском сельском совете <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В общей сложности в страховой стаж истца не включено 08 лет 06 месяцев.
Просит обязать пенсионный орган включить в страховой стаж истца периоды работы: в ЗАО «Торговый дом Нордекс» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ММУП «Севжилэксплуатация» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Городецкой неполной средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Бегунской общеобразовательной школе I-III степеней с ДД.ММ.ГГГГ по 10.04.1998г, в Бегунском сельском совете <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика УПРФ в <адрес> его правопреемником – ОПФР по <адрес>.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, приведенным в исковом заявлении. Пояснил, что прибыл в Российскую Федерацию в сентябре 2000 года, вскоре после этого купил жилье и устроился на работу.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, обозрев материалы пенсионного дела (отказного) в отношении ФИО1, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 7; ст. 37, ч. 3; ст. 39, ч. 1).
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на ДД.ММ.ГГГГ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, выехавшим из зоны проживания с правом на отселение – из <адрес>, проживавшим в зоне проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из представленного суду удостоверения серии АГ №, ФИО1 имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Реализуя свое право на досрочное пенсионное обеспечение, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в УПФР в городе Мурманске с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
ФИО1 зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
Решением УПФР в городе Мурманске от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статьей 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействую радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» – в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа.
Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ документально подтвержденный страховой стаж истца составляет 18 лет 08 месяцев 04 дня (необходимых 25 лет не выработано), стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 18 лет 07 месяцев 25 дней. Таким образом, пенсионным органом принято решение об отказе в назначении пенсии.
При этом пенсионным органом в страховой стаж не были включены периоды работы:
в ЗАО «Торговый дом Нордекс» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ММУП «Севжилэксплуатация» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как ФИО1, как гражданин Украины, по имеющимся учетным данным ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Документы, подтверждающие статус иностранного гражданина, законно находящегося на территории Российской Федерации, до указанной даты заявителем не представлены;
в Городецкой неполной средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Бегунской общеобразовательной школе I-III степеней с ДД.ММ.ГГГГ по 10.04.1998г, в Бегунском сельском совете <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как не подтверждены компетентным органом Украины.
Указанные выше обстоятельства подтверждены трудовой книжкой истца, материалами пенсионного дела (отказного) в отношении ФИО1 и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Истец оспаривает решение пенсионного органа в части невключения в страховой стаж перечисленных выше периодов работы.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Разрешая требования истца в части включения в страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 10.04.1998г, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» закреплены основные принципы пенсионного обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории одного из государств - участников Содружества Независимых Государств и реализуют это право на территории другого государства - участника Соглашения. Одним из них является принцип сохранения приобретенного права на пенсию за лицами, находящимися вне территории государства, по законодательству которого она назначена.
Украина является одной из сторон межгосударственного Соглашения стран Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст. 5 Соглашения оно распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.
Статьей 6 Соглашения установлено, что назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ст. 7 Соглашения).
Из статьи 8 Соглашения следует, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами. Стороны уполномочивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.
Таким образом, Соглашение указывает на необходимость применения пенсионного законодательства того государства, в которое переселился гражданин, претендующий на назначение пенсии.
Согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1 статьи 4), при определении права на страховую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3).
В соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, предлагается периоды работы по найму после ДД.ММ.ГГГГ (после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (п. 5).
Из изложенного следует, что Правление Пенсионного Фонда Российской Федерации добровольно признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, трудового стажа работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до ДД.ММ.ГГГГ, но и после этой даты - до ДД.ММ.ГГГГ, а период работы с ДД.ММ.ГГГГ может быть включен в стаж для назначения пенсии при наличии доказательств, подтверждающих факт уплаты за истца страховых взносов на пенсионное обеспечение либо социальное страхование.
Из материалов дела, в том числе трудовой книжки истца, следует, что ФИО1 осуществлял трудовую деятельность: в Городецкой неполной средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Бегунской общеобразовательной школе I-III степеней с ДД.ММ.ГГГГ по 10.04.1998г, в Бегунском сельском совете <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как не подтверждены компетентным органом Украины.
Указанные факты подтверждаются также представленными стороной истца справками из Бегунской общеобразовательной школы I-III степеней, отдела образования, культуры, молодежи и спорта <адрес>ной государственной администрации <адрес>, исполкома Бегнского сельского совета <адрес>. Материалы пенсионного дела содержат сведения о местах работы истца, периодах его работы.
Более того, указанные обстоятельства подтверждаются также и сведениями Управления Пенсионного фонда Украины в <адрес>, представленными по запросу суда.
Учитывая, что законодательство Российской Федерации и Конституция Российской Федерации гарантировали право на получение страховой пенсии по старости, суд приходит к выводу о том, что у ответчика не имелось законных оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости без учета норм Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем указанные периоды работы истца подлежат включению в страховой стаж.
Относительно требований истца о включении в страховой стаж периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается объяснениями истца и письменными материалами дела, ФИО1 до сентября 2000 года проживал на территории Республики Украины, в сентябре 2000 года переехал на новое место жительства в Россию.
Об этом, свидетельствуют, в частности, удостоверение серии АГ № о том, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в <адрес> Украины.
В представленном суду заграничном паспорте гражданина Украины, выданном ДД.ММ.ГГГГ, на странице, предназначенной для особых отметок, проставлен штамп о стране постоянного проживания – «Россия».
После переезда в Россию истец приобрел в собственность жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Запись о регистрации права собственности сделана в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям УВМ УМВД России по <адрес> ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был документирован видом на жительство серии ИР №, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован по месту жительства в принадлежащей ему квартире, расположенной по указанному выше адресу.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приеме в гражданство Российской Федерации» удовлетворено ходатайство о приеме в гражданство Российской Федерации в отношении следующих граждан: ФИО1, родившийся в 1971 году в Украине, проживающий в <адрес>, с детьми Виталией 1996 года рождения и Николаем 1997 года рождения.
Также материалами дела, в том числе и сведениями самого пенсионного органа, трудовой книжкой истца подтвержден факт осуществления истцом трудовой деятельности: в ЗАО «Торговый дом Нордекс» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ММУП «Севжилэксплуатация» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ включен пенсионным органом в страховой стаж истца.
Кроме того, допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 также пояснила суду, что приехала с супругом ФИО4 в Мурманск осенью 2000 года, после чего они с супругом постоянно проживали на территории Российской Федерации.
ФИО5 получала от ФИО6 помощь, которая была для нее постоянным и основным источником средств к существованию, именно ФИО6 являлся кормильцем в их семье.
Суд не находит оснований сомневаться в показаниях указанных свидетелей, лично не заинтересованных в исходе дела, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, в связи с чем принимает показания в качестве доказательства по делу. Свидетельские показания являются последовательными, не противоречат иным материалам дела и объяснениям участвующих в деле лиц.
Указанные выше обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Отказывая истцу во включении спорных периодов в страховой стаж, пенсионный орган указал, что ФИО1, как гражданин Украины, по имеющимся учетным данным ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Документы, подтверждающие статус иностранного гражданина, законно находящегося на территории Российской Федерации, до указанной даты заявителем не представлены.
При этом пенсионным органом как в оспариваемом решении, так и в письменных возражениях указано, что по смыслу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ФИО1 не являлся иностранным гражданином, постоянно проживающим на территории Российской Федерации.
Также указано, что иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму на территории Российской Федерации только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения (Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы».
Как указано пенсионным органом, в спорные периоды ФИО1 осуществлял трудовую деятельность как иностранный гражданин (гражданин Украины), временно пребывающий на территории Российской Федерации.
Временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане (в том числе граждане Республики Украина) до ДД.ММ.ГГГГ обязательному страхованию не подлежали, следовательно, при осуществлении трудовой деятельности на территории Российской Федерации страхователями (работодателями) начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за такие периоды не производится.
Таким образом, правовых оснований для учета ФИО1 спорных периодов работы, а также ошибочно начисленных и уплаченных взносов при назначении пенсии не имеется.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Аналогичным образом, частями 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в первоначальной редакции) было определено, что застрахованные лица – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: работающие по трудовому договору или по договору гражданско - правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.
Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, указанные нормативные правовые акты вступили в силу уже после окончания спорных периодов. В спорные периоды действовали, Закон СССР от ДД.ММ.ГГГГ №-X «О правовом положении иностранных граждан в СССР», а также Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № проживающие в Российской Федерации граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом или договором.
При этом, как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О, права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, военной службой, выполнением других значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.
В силу правовой природы пенсий, имеющих характер трудовых, право на их получение не может связываться с таким условием, как постоянное проживание в Российской Федерации: государство обязано гарантировать это право независимо от того, где проживает гражданин, которому назначена пенсия, - в России или за ее пределами. Иное означало бы отказ Российского государства от выполнения вытекающей из статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации обязанности обеспечивать предоставление трудовых пенсий, установленных законом, гражданам, имеющим право на их получение. Лишение гражданина Российской Федерации в период его постоянного проживания за пределами Российской Федерации полагающейся ему трудовой пенсии является таким ограничением конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано ни одной из указанных в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации целей, допускающих ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, и несовместимо с ними.
Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в его решениях и сохраняющей свою силу, конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания; регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан
Как указано выше, в соответствии со ст. 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Статьей 6 Соглашения установлено, что назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Как установлено статьей 7 Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ №-X «О правовом положении иностранных граждан в СССР», иностранные граждане, постоянно проживающие в СССР, могут работать в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан СССР.
Временно пребывающие в СССР иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью в СССР, если это совместимы с целями их пребывания в СССР.
Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами СССР.
В силу статьи 89 Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ №-X «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (статья 96 Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ №-X).
В связи с поступающими запросами органов социальной защиты населения о применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших <адрес> ССР, Министерство социальной защиты населения Российской Федерации (далее - Минсоцзащиты России) приняло Указание от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших <адрес> ССР».
Как разъяснено в пункте 1 указанного документа, пенсионное обеспечение лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших <адрес> ССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту жительства на территории России.
В соответствии с п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, по месту жительства на территории России делается отметка о регистрации в паспорте. В том случае, если регистрация производится по другим (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.
В пункте 8 данных разъяснений указано, что при осуществлении пенсионного обеспечения лиц, переселившихся на жительство в Россию из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, иные периоды, включаемые в трудовой стаж, перечисленные в ст. 92 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, засчитываются в трудовой стаж.
При осуществлении пенсионного обеспечения лиц, переселившихся на жительство в Россию из государств, не являющихся участниками Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, иные периоды, включаемые в трудовой стаж, перечисленные в ст. 92 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, имевшие место после ДД.ММ.ГГГГ на территории указанных государств, в трудовой стаж не засчитываются (пункт 2 письма Минсоцзащиты России № от ДД.ММ.ГГГГ).
При этом в представленном стороной истца вкладыше к национальному паспорту имеется штамп Ленинского ОВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на срок до ДД.ММ.ГГГГ, подписанный начальником ОВД <адрес> ФИО7 Также стороной истца представлен аналогичный вкладыш от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации до ДД.ММ.ГГГГ. Указанные выше документы и обстоятельства, по мнению суда, также свидетельствуют о постоянном проживании ФИО1 на территории Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, руководствуясь положениями приведенных выше правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что спорные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в страховой стаж истца.
Ссылку пенсионного органа на Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» суд находит несостоятельной, поскольку данный нормативный правовой акт направлен на регулирование иных правоотношений и не предусматривает возможность исключения периодов работы из соответствующих видов стажа в случае несоблюдения установленного данным указом порядка привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы.
Разрешая исковые требования о возложении на пенсионный орган обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу пункта 11 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: 11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Согласно статье 28.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
В силу статьи 37 Закона РФ № гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.
Статьей 33 Закона РФ № установлено, что пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости необходимо достижение возраста 50 лет, наличие страхового стажа в размере 25 лет и стажа работы в районах Крайнего Севера в размере 15 лет.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как следует из представленного стороной ответчика и проверенного судом справочного расчета, при зачете указанных выше спорных периодов работы ФИО1, с учетом стажа, который был включен ответчиком в страховой стаж истца (18 лет 08 месяцев 04 дня), на момент обращения истец имел страховой стаж более 25 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера более 15 лет.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у истца на момент обращения имелся необходимый и достаточный для назначения досрочной страховой пенсии по старости размер страхового стажа.
С учетом даты рождения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, а также с учетом взаимосвязанных положений статьи 22, пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ, статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-I, у истца возникло право на получение досрочной страховой пенсии по указанному основанию со дня достижения необходимого для назначения пенсии возраста, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах решение пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ, которым истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем требование истца о возложении на пенсионный орган обязанности назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию с момента наступления права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, подлежит удовлетворению.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, руководствуясь положениями правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 о включении периодов работы в страховой стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, понесенные при подаче искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1 ░░░░░░░ ░░░░░░: ░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░» ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░,░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ I-III ░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ 10.04.1998░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 32 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░ 33 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░