Р Е Ш Е Н И Е
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес>
Судья <адрес> городского суда <адрес> ФИО9,
при секретаре судебных заседаний ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора <адрес> на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ исполняющего обязанности начальника отделения полиции ОМВД России по <адрес> по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л :
ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности начальника отделения полиции ОМВД России по <адрес> ФИО2 рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении ФИО3, привлеченного к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом отделения полиции вынесено постановление №, в соответствии с которым ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 рублей.
Постановление в законную силу не вступило.
Не согласившись с назначением административного наказания, заместитель прокурора <адрес> принес протест на постановление по делу об административном правонарушении. В обоснование доводов, содержащихся в протесте, указал, что в нарушение требований ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе № время совершения правонарушения и время составления протокола совпадают, из чего следует, что время совершения административного правонарушения должностными лицами полиции при привлечении ФИО3 к административной ответственности не установлено. В нарушение требований ст.ст. 4.3, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановления по делу не дана оценка тому, что ФИО3 в течение ДД.ММ.ГГГГ года неоднократно привлекался к административной ответственности по ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является отягчающим обстоятельством. Кроме того, в нарушение ч.ч. 5, 6 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протокол № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения лицом, не составлявшим протокол, что является недопустимым. Считает, что перечисленные нарушения носят существенный характер в связи с чем постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ФИО3, является незаконным. Просит постановление № от ДД.ММ.ГГГГ исполняющего обязанности начальника отделения полиции ОМВД России по <адрес> по делу об административном правонарушении в отношении ФИО3 отменить и возвратить материалы на новое рассмотрение в отделение полиции ОМВД России по <адрес>.
Заместитель прокурора <адрес> ФИО4 в судебном заседании доводы, изложенные в протесте, полностью поддержал. Просил постановление № от ДД.ММ.ГГГГ исполняющего обязанности начальника отделения полиции ОМВД России по <адрес> по делу об административном правонарушении в отношении ФИО3 отменить и возвратить материалы на новое рассмотрение в отделение полиции ОМВД России по <адрес>.
Представитель отделения полиции ОМВД России по <адрес> ФИО5, занимающий должность начальника отделения полиции, с доводами протеста не согласился, указывая на то, что протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая не предусматривает обязательного указания в протоколе об административном правонарушении времени его составления и не содержит запрета на внесение в протокол дополнений.
ФИО3, привлеченный к административной ответственности, в судебном заседании протест заместителя прокурора <адрес> поддержал, просил его удовлетворить.
Выслушав и оценив доводы заместителя прокурора <адрес> ФИО4, лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором в порядки и сроки, установленные статьями 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общественного пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с частями 1, 4 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1-3 настоящей статьи, устанавливаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» утвержден Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с п. 3.13 указанного Перечня протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномочены составлять должностные лица подразделений вневедомственной охраны.
Перечень дел об административных правонарушениях, рассматриваемых органами внутренних дел (полицией), закреплен ч. 1 ст. 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.21 настоящего кодекса, от имени органов внутренних дел вправе начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) полиции, их заместители.
Из материалов дела следует, что протокол № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен уполномоченным должностным лицом - старшиной полиции старшим полицейским ОВО по <адрес> филиала ФГКУ УВО ГУ МВД России по <адрес> ФИО6, постановление о назначении административного наказания вынесено исполняющим обязанности начальника отделения полиции отдела МВД России по <адрес> майором полиции ФИО2 в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей требования к содержанию протокола об административном правонарушении, в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, дата его составления, время совершения административного правонарушения. Обязательное указание в протоколе времени составления протокола указанной нормой не предусмотрено.
Из протокола № об административном правонарушении видно, что в нем указаны дата: число, месяц и год, его составления – ДД.ММ.ГГГГ, а также время совершения административного правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 10 минут.
Таким образом, протест заместителя прокурора <адрес> в части не установления должностным лицом отделения полиции в ходе производства по административному делу времени совершения административного правонарушения является необоснованным и удовлетворению не подлежащим.
Вместе с тем, суд полагает, что при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления допущены нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, на основании следующего.
В силу части 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
Пунктом 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).
Положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу частей 2-4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно частей 5, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, и физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 указано, что существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. Вместе с тем несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Как следует из содержания протокола № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ протокол составлен и подписан старшиной полиции старшим полицейским ОВО по <адрес> филиала ФГКУ УВО ГУ МВД России по <адрес> ФИО6 ФИО3, в отношении которого составлен административный протокол, присутствовал при составлении протокола, о чем свидетельствуют его подпись в протоколе о разъяснении ему прав и обязанностей лица, привлеченного к административной ответственности, его объяснение и подпись. В производстве по делу об административном правонарушении участвовал свидетель ФИО7, которому разъяснены права и обязанности свидетеля по делу об административном правонарушении и который ознакомлен с протоколом, что подтверждается его подписями в протоколе об административном правонарушении.
Вместе с тем, в протоколе сведения о наличии у лица, привлеченного к административной ответственности, административных взысканий внесены иным лицом – ФИО8, указание на участие которой в производстве по делу об административном правонарушении в протоколе отсутствует.
Доказательств того, что сведения о наличии административных взысканий внесены в протокол об административном правонарушении в присутствии ФИО3, после чего им получена копия протокола об административном правонарушении, либо лицу, привлеченному к административной ответственности направлена копия протокола об административном правонарушении, содержащего сведения о привлечении его ранее к административной ответственности, должностным лицом отделения полиции не представлено.
Иные документы, содержащие сведения о привлечении ФИО3 к административной ответственности в течение срока, установленного ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, кроме прокола об административном правонарушении, в административном деле отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что было нарушено право ФИО3, привлеченного к административной ответственности, на ознакомление с протоколом об административном правонарушении, содержащим полные сведения, необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении, и материалами административного дела, он был лишен возможности дать объяснения и замечания по содержанию протокола, заявить ходатайства и отводы, то есть по существу лишен права на защиту.
Согласно положениям ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делам об административных правонарушениях необходимо всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
На основании ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела в соответствии с законом.
В силу ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Содержание постановления по делу об административном правонарушении регламентировано ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, в соответствии с пунктами 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Постановление № по делу об административном правонарушении, вынесенное исполняющим обязанности начальника отделения полиции отдела МВД России по <адрес> майором полиции ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, не содержит указания на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивы, по которым должностное лицо пришло к выводу о возможности назначения минимального административного штрафа в качестве административного наказания при наличии отягчающего наказание обстоятельства: повторное совершение однородного административного правонарушения, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не мотивирован вид наказания.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что протокол № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания вынесено с нарушением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушение процедуры привлечения к административной ответственности является существенным и свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, поскольку повлекло за собой нарушение процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности, не позволило полно и всесторонне, объективно рассмотреть административное дело.
На день рассмотрения дела судом двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление № по делу об административном правонарушении, вынесенное исполняющим обязанности начальника отделения полиции отдела МВД России по <адрес> майором полиции ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении в отношении ФИО3, привлеченного к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в отделение полиции отдела МВД России по <адрес>.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в <адрес> краевой суд в течение десяти суток со дня вручения копии решения.
Судья ФИО9