Дело № 2-1203/2016
Решение
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Ефременко И.В.,
при секретаре Баженовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области
10 августа 2016 года
гражданское дело по иску Новикова Н.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, и обязании назначить пенсию,
установил:
Новиков Н.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) (далее Управлению) о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, и обязании назначить пенсию.
Изначально Новиковым Н.Н. иск был заявлен к ответчику Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Анжеро-Судженске и Ижморском районе Кемеровской области (межрайонное) впоследствии требования были уточнены также в части и ответчика по делу, поскольку на основании постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 12 января 2016 года №15п ответчик был реорганизован с образованием нового юридического лица Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное)-выписка из ЕГРЮЛ от <дата> №
Требования мотивированы тем, что 30.07.2009г. он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью на основании подп.19 п.1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ». Однако, комиссия по пенсионным вопросам отказала ему в назначении пенсии по причине недостаточности педагогического стажа (протокол от <дата> №), т.к. были исключены периоды работы: педагогом дополнительного образования в <...> с 01.01.1994г. по 01.02.1998г. (4 года 10 мес 00 дней) и тренером-преподавателем <...> с 01.01.2001г. по 30.07.2009г. (08 лет 06 мес. 29 дней). Считает данный отказ незаконным, поскольку согласно Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" работа в должности педагога дополнительного образования даёт право на назначение досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости, а с учетом включения в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 01.01.1994г. по 01.02.1998г им выполняется условие о наличии на 01.01.2001 г. стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев установленного п. 12 Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 для включения работы в должностях, указанных в п.2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 01.01.2001 г., таким образом, период работы тренером-преподавателем <...> с 01.01.2001г. по 30.07.2009г., также подлежит включению в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Новиков Н.Н. с учетом уточнения требований просил суд признать незаконным отказ Управления в назначении ему досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью (протокол от <дата> №); обязать Управление включить периоды работы: педагогом дополнительного образования в <...> с 01.01.1994г. по 01.02.1998г. и тренером-преподавателем <...> с 01.01.2001г. по 30.07.2009г., в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначить пенсию с даты обращения в пенсионный орган- с 30.07.2009 г.
Представитель ответчика – ФИО6, действующая по доверенности № от <дата> (л.д.27), возражала против удовлетворения исковых требований.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, учитывая показания свидетелей, данные в судебном заседании 15 июля 2016 года, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 30 июля 2009 года Новиков Н.Н. подал заявление в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Анжеро-Судженске и Ижморском районе о назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью на основании ст.27 п.1 пп.19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях» №173-ФЗ, в назначение пенсии отказано в связи с отсутствием специального стажа, пояснено на 01 января 2001 года отсутствует требуемый стаж (16 лет 8 месяцев) в должностях и учреждениях указанных в списках п.2 (Постановление №781)-л.д.10
Детские спортивные школы (ДСШ) Постановлением Совета Министров СССР от 20.04.1952 года № 2140 внесены в номенклатуру внешкольных учреждений
В соответствии со ст.12 Закона «Об образовании», Постановлением Правительства РФ от 10.07.1992 года № 3267-1 спортивные школы отнесены к образовательным учреждениям (дополнительного образования)
Должность лиц, осуществляющих подготовку спортсменов в спортивных школах, изменялась неоднократно: в Положении о спортивной школе 1959 года не делалось различий между наименованием «тренер» и «тренер-преподаватель». Положением о детско-юношеской спортивной школе от 09 апреля 1987 года № 228 вновь была предусмотрена должность «тренер-преподаватель» Постановлением Минтруда РФ от 22 января 1993 года № 8 «тренер-преподаватель по спорту», Приказом Минобразования РФ Госкомитета РФ по высшему образованию, согласованного с госкомитетом РФ по физической культуре и туризму от 31 августа 1995 года № 463/268 «тренер-преподаватель образовательного учреждения.»
Согласно «Положению о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР), утвержденному Приказом Госкомспорта СССР от 09 апреля 1987 года № 228
-Спортивные школы являются внешкольными учреждениями с правами юридического лица (п.3)
-Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва создается по одному или нескольким видам спорта на базе существующих ДЮСШ, достигших высокого уровня работы по подготовке юных спортсменов (п.10)
-штаты спортивных школ предусматривали следующие должности: директор, заведующий учебной частью (заместитель директора), инструктор-методист, старший инструктор – методист, тренер-преподаватель (п.33-39)
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года №761н содержит профессию (должность) «тренер-преподаватель (включая старшего)»
Иных должностей «тренера» в любом словосочетании, ЕТКС работников образования не содержит.
Таким образом, спортивная школа является образовательным учреждением, а должность тренера-преподавательской деятельностью.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173 (в настоящее время ФЗ N 400, необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
При этом работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных п. 4 Правил.
Право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в настоящее время определяется в соответствии со Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 (далее Списки от 2002 года, Правила от 2002 года).
С учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П при исчислении стажа работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, за периоды до вступления в силу постановления от 29 октября 2002 года N 781 подлежат применению соответствующие Списки и Правила, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 - за периоды до 01 октября 1993 года, постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 - за периоды до 01 ноября 1999 года (далее Список от 1991 года), постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 - за период с 01 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года (далее Список от 1999 года, Правила от 1999 года).Списком от 1991 года предусмотрены тренеры-преподаватели в учреждениях для детей, поименованных в данном Списке (образовательные учреждения, детские дошкольные учреждения, средние специальные учебные заведения, профессионально-технические учебные заведения, внешкольные учреждения, в том числе детско-юношеские спортивные школы).
В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 (действовавшего в период работы истца) в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа по специальности во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах (при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию).
Согласно п. 3.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 г. N 1-63-И к работе по специальности относится: во внешкольных детских учреждениях - работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя и др.
К внешкольным детским учреждениям относятся Дворцы и Дома пионеров, станции юных техников, юных туристов; детско-юношеские клубы моряков с флотилиями и пароходствами; детско-юношеские спортивные школы; детские стадионы, детские парки, пионерские лагери; вечерние школы музыкального и художественного образования; детские хоровые студии; клубы юных техников; детские дома культуры и комнаты школьника, создаваемые профсоюзными и общественными организациями, и др.
Поскольку истцом в порядке ст. 56 ГПК РФ суду были представлены доказательства того, что учреждение, в котором работал истец в спорный период, относится к внешкольному учреждению - со статусом детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ), характера выполняемой педагогической работы, суд приходит к выводу о доказанности факта осуществления истцом педагогической деятельности в спорный период до 01 сентября 2000 года независимо от педагогической нагрузки и с учетом выработки требуемой 2/3 стажа.
В соответствии с п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" (тренер-преподаватель списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" (детско-юношеские спортивные школы всех наименований) списка, за периоды, начиная с 01 сентября 2000 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) тренерам - преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля составляет 18 часов.
Аналогичная норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы предусматривалась для педагогических работников Рекомендациям о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (приложение к письму Министерства образования РФ и профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 года N 20-58-196/20-5/7).
Установив, что в период после сентября 2000 г., истец Новиков Н.Н. выполнял обязанности тренера-преподавателя <...> с педагогической нагрузкой 18 часов в неделю, то есть в условиях выполнения полной педагогической нагрузки, установленной нормы рабочего времени, что подтверждено справками и штатными расписаниями за указанный период, суд включает в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии спорный период с 01 января 2001 года по 30 июля 2009 года.
Учитывая, что истец в спорные периоды осуществлял свою трудовую деятельность, фактически выполняя обязанности по должности тренера-преподавателя входящего в структуру <...>, согласно записям в трудовой книжке, выводы пенсионного органа, содержащиеся в протоколе от 18 сентября 2009 года, несостоятельны.
Выполнение Новиковым Н.Н. нормы педагогической нагрузки, а в спорный период после 01 сентября 2000 года, а именно с 01 января 2001 года по 30 июля 2009 года на полную тарифную ставку подтверждено уточняющими справками, приказами работодателя, которые представлены в деле, доводы ответчика об обратном, несостоятельны.
Согласно Приказу Государственного Комитета РФ по физической культуре и туризму от 28 декабря 1995 г. N 1588-ИТ "О вопросах пенсионного обеспечения" дано разъяснение о том, что "детская спортивная школа (ДСШ) Постановлением Совмина СССР от 30 апреля 1952 года N 2140 внесена в номенклатуру внешкольных учреждений.
В соответствии со ст. 12 ранее действовавшего Закона РФ "Об образовании", введенного в действие Постановлением Правительства РФ от 10.07.1992 N 3267-1, спортивные школы отнесены к образовательным учреждениям дополнительного образования.
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо оттого, в чьей собственности они находятся.
Закон Российской Федерации "Об образовании", в редакции, действующей в спорные периоды, предусматривал, что в Российской Федерации могут существовать различные по своим организационно-правовым формам образовательные учреждения: государственные, муниципальные и негосударственные - частные, учреждения общественных организаций и др. Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем Закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет, все доводы ответчика об обратном несостоятельны.
Поскольку при включении указанных спорных периодов работы истца в подсчет его специального стажа, у него образуется необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости стаж, суд удовлетворяет исковые требования и в части обязания ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии, с момента обращения в пенсионные органы с соответствующим заявлением в соответствии с пп.19 п. 1 ст.30 "О страховых пенсиях".
С 1 января 1994 года <...> в связи с реорганизацией переименована <...> (приказ Управления образования № от <дата> года)
1 февраля 1998 года <...> в связи с реорганизацией переименован в <...> на основании приказа № 115 от 15 декабря 1997 года Департамента образования Администрации Кемеровской области (приказ № 47 от 05 января 1998 года Управления образования г.Анжеро-Судженска)
С 15 июля 2003 года была перерегистрирована из <...> в <...> (л.д.11)
Анализ документов содержащихся в деле №2-1203/2016 позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на реорганизацию учреждения дополнительного образования <...>, <...>, неоднократное изменение наименование данных учреждений, их цели, задачи и специфика остались неизменными, а основными направлениями деятельности являются спортивно-педагогическая деятельность и систематическое занятие спортом детей и подростков.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
При подаче иска Новиковым Н.Н. была оплачена государственная пошлина в размере 600 рублей (л.д.4), которая в силу ст.98 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ, подлежит взысканию с ответчика в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить требования, заявленные Новиковым Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе во включении периода работы педагогом дополнительного образования в <...> с 01.01.1994г. по 01.02.1998г. и тренером-преподавателем <...> с 01.01.2001г. по 30.07.2009г., в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначить пенсию, с даты обращения в пенсионный орган- с 30.07.2009 года.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области №1155 от 18 сентября 2009 года об отказе в установлении досрочной пенсии Новикову Н.Н. по ст.27 п.1 пп.19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях» №173-ФЗ.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью Новикова Н.Н. периоды работы педагогом дополнительного образования в <...> с 01.01.1994г. по 01.02.1998г. и тренером-преподавателем <...> с 01.01.2001г. по 30.07.2009г.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное), расположенное по адресу <...> назначить и производить выплату пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности Новикову Н.Н. <...> досрочную страховую пенсию в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ст.27 п.1 пп.19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях» №173-ФЗ) с 30 июля 2009 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Анжеро-Судженск Кемеровской области (межрайонное) в пользу Новикова Н.Н. судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца с даты изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме составлено 10 августа 2016 года.