Дело № 2-717/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 октября 2019 года г. Кировск
Кировский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Верченко А.С.
при секретаре Торкуновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Кировска к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация Кировск» об обязании исполнить предписание № 5-Ч от 10 апреля 2019 года об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки,
У С Т А Н О В И Л:
Истец администрация г. Кировска обратился в суд с исковыми требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация Кировск» (далее – ООО «Управляющая организация Кировск») об обязании исполнить предписание № 5-Ч от 10 апреля 2019 года об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, указав в обоснование заявленных требований, что 29 марта 2019 года в отдел муниципального контроля администрации г. Кировска поступило заявление жильца квартиры № 65 дома № 26 по ул. Олимпийская в г. Кировске о нарушении управляющей организацией ООО «Управляющая организация Кировск» правил содержания и ремонта жилых домов, что привело к образованию протечек в квартире заявителя и лестничной клетке подъезда. В связи с этим, 10 апреля 2019 года на основании распоряжения № 230р от 02 апреля 2019 года администрацией г. Кировска в отношении ООО «Управляющая организация Кировск» была проведена внеплановая выездная проверка, о чем составлен акт проверки № 5-Ч. В результате проверки были выявлены нарушения п.п. 4.6.1.1 п. 4.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170, и выдано предписание № 5-Ч от 10 апреля 2019 года, в соответствии с которым ответчику надлежало устранить причины и последствия допущенных нарушений, а именно в срок до 01 августа 2019 года выполнить работы по устранению дефектов кровли над коридором квартиры № 65 и лестничной клеткой подъезда №6 дома № 26 по ул. Олимпийская г. Кировска. Предписание получено ответчиком 10 апреля 2019 года и в судебном порядке не оспаривалось. Внеплановой проверкой, проведенной 16 августа 2019 года на основании распоряжения № 598р от 06 августа 2019 года, установлен факт неисполнения ответчиком предписания № 5-Ч. Просит суд обязать ответчика в течение одних суток со дня вступления решения суда в законную силу исполнить мероприятия по предписанию администрации г. Кировска № 5-Ч от 10 апреля 2019 года, а именно: выполнить работы по устранению дефектов кровли над коридором квартиры № 65 и лестничной клеткой подъезда №6 дома № 26 по ул. Олимпийская г. Кировска.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, дело не просил рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, не просил дело рассмотреть в его отсутствие, возражений не представил.
Третье лицо ЗНП не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в своё отсутствие, при этом указала, что в настоящее время кровля не течет.
В соответствии с частями 3-5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 5, 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
- обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
- осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Согласно частям 1.1, 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
На основании пункта 3 статьи 3 Закона Мурманской области от 18.12.2012 № 1553-01-ЗМО «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Мурманской области» органы местного самоуправления самостоятельно организуют и обеспечивают проведение муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования и определяют орган, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее – орган муниципального жилищного контроля) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Мурманской области.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Пунктом «в» части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки может являться нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Частями 5, 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования;
- выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований;
- обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3).
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 года (далее – Правила содержания общего имущества), к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме в числе прочего отнесены лестницы, ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции), а также крыши.
Согласно положениям части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 10, 11 Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил.
Надлежащее содержание общего имущества многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено, ООО «Управляющая организация Кировск» является управляющей организацией многоквартирного дома № 26 по ул. Олимпийская в г. Кировске Мурманской области на основании договора управления многоквартирным домом от 28 сентября 2017 года (далее – Договор).
Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 договора управления многоквартирным домом от 28 сентября 2017 года, управляющая организация обязана осуществлять свою деятельность по управлению общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома и предоставлению жилищно-коммунальных услуг в пределах прав, предоставленных собственником на основании настоящего Договора, руководствуясь законодательством Российской Федерации и Решениями общего собрания собственников помещений многоквартирного дома; оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома в соответствии с Приложениями №2 и № 3 к настоящему договору, отвечающие параметрам качества, надежности и соответствующие уровню их оплаты.
Пунктом 8.1 договора предусмотрен срок его действия три года, начиная с 01 октября 2017 года.
При этом пунктом 8.2 договора определено, что в случае, если ни одна из сторон за 30 дней до окончания срока действия договора не заявит о его прекращении или расторжении, договор считается продленным на каждый следующий год, на тех же условиях.
Сведений о прекращении действия указанного договора и выборе собственниками другой управляющей организации в материалах дела не имеется и судом не установлено.
Таким образом, круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно разделу 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству № 170 от 27 сентября 2003 года (далее – Правила и нормы) техническое обслуживание зданий включает в себя комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 Правил и норм установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить в числе прочего исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя) (п. 4.6.1.2 Правил и норм).
Кровля должна быть водонепроницаемой, с поверхности должен обеспечиваться полный отвод воды по наружным или внутренним водостокам, должны быть выдержаны заданные уклоны кровли (п. 4.6.3.3. Правил и норм).
Таким образом, вопросы надлежащего содержания многоквартирного дома, проведение текущего ремонта, исполнение требований органа муниципального контроля по вопросам, связанным с осуществлением организацией управления многоквартирным домом, отнесены к ведению управляющей организации, в данном случае ООО «Управляющая организация Кировск».
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судом установлено, что 29 марта 2019 года в отдел муниципального контроля администрации г. Кировска поступило заявление жильца квартиры № 65 дома № 26 по ул. Олимпийская г. Кировска, о нарушении управляющей компанией правил содержания и ремонта многоквартирного дома.
В связи с поступившим обращением администрацией г. Кировска вынесено распоряжение № 230-р от 02 апреля 2019 года о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Управляющая организация Кировск». О проведении проверки ответчик был уведомлен письмом от 02 апреля 2019 года № 10-14/906, в котором указана дата проведения проверки – 04 апреля 2019 года.
По результатам проверки был составлен акт проверки № 5-Ч от 10 апреля 2019 года, согласно которого, выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
При обследовании технического состояния квартиры №65 дома №26 по ул. Олимпийская г. Кировска выявлено, что в коридоре на потолке вздутие ПВХ-панелей, следы протечек, на стене, расположенной напротив двери входа в квартиру, следы протечек, вздутие обоев.
При обследовании технического состояния лестничной клетки подъезда №6 дома №26 по ул. Олимпийская г. Кировска наблюдается на 5 этаже на потолке и стенах над электрическим щитком и дверью входа в квартиру №64 влажные следы протечек, шелушение окрасочного и штукатурного слоев.
Обследовать техническое состояние кровли не представилось возможным в связи с наличием снежных масс на кровле.
Данные факты являются нарушением положений Правил и норм, в связи с чем, ответчику было выдано предписание № 5-Ч от 10 апреля 2019 года, полученное представителем ООО «Управляющая организация Кировск» в тот же день, в соответствии с которым ответчику надлежало выполнить работы по устранению дефектов кровли над коридором квартиры № 65 и лестничной клеткой подъезда №6 дома № 26 по ул. Олимпийская г. Кировска, в срок до 01 августа 2019 года.
В судебном заседании установлено, что предписание № 5-Ч от 10 апреля 2019 года ответчиком не оспаривалось, выдано надлежащим должностным лицом в рамках его полномочий в результате установления факта нарушения организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, требований закона, предъявляемых к содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома, в связи с чем, предписание является законным и подлежит обязательному исполнению в определенный им срок.
Администрацией г. Кировска 06 августа 2019 года было вынесено распоряжение № 598р о проведении в период с 12 августа 2019 года по 16 августа 2019 года внеплановой выездной проверки по контролю за исполнением предписания № 5-Ч от 10 апреля 2019 года. О проведении проверки управляющая организация была уведомлена письмом № 10-14/2534 от 07 августа 2019 года.
По результатам проведённой в период времени с 12 августа 2019 года по 16 августа 2019 года проверки был составлен акт проверки № 7-Ч, в соответствии с которым установлен факт неисполнения ООО «Управляющая организация Кировск» предписания в указанной выше части.
Обследовать техническое состояние квартиры №65 дома №26 по ул. Олимпийская г. Кировска не представилось возможным в связи с не предоставлением доступа.
При обследовании технического состояния лестничной клетки подъезда №6 дома №81 по ул. Олимпийская г. Кировска наблюдается на 5 этаже на потолке и стенах над электрическим щитком и дверью входа в квартиру №64 влажные следы протечек, шелушение окрасочного и штукатурного слоев.
При обследовании технического состояния кровли над коридором квартиры №65 и лестничной клеткой подъезда №6 дома №26 по ул. Олимпийская г. Кировска наблюдается растрескивание кровельного покрытия, наличие мха, отслоение кровельного покрытия от вертикальных поверхностей сборной вентиляционной шахты.
Таким образом, судом установлено, что предписание № 5-Ч от 10 апреля 2019 года не исполнено, доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, учитывая отсутствие возражений со стороны ответчика, суд приходит к выводу, что исковые требования о возложении на ООО «Управляющая организация Кировск» обязанности по исполнению предписания № 5-Ч от 10 апреля 2019 года подлежат удовлетворению, поскольку на ответчика, как управляющую организацию, возложена обязанность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома. Исходя из целей и предмета договора управления и с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества, управляющая организация для недопущения разрушения в результате физического износа здания обязана осуществлять все мероприятия, предусмотренные законами и подзаконными нормативными актами, обеспечивающие выполнение указанных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может устанавливать в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок выполнения работ по устранению дефектов кровли, суд соглашается со сроком, указанным истцом – в течение одних суток со дня вступления решения в законную силу, поскольку согласно Приложению № 2 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, протечки в отдельных местах кровли устраняются незамедлительно, при этом, предельный срок выполнения текущего ремонта кровли составляет одни сутки.
В соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств невозможности выполнения указанных работ в заявленный иском срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с ответчика, составляет 6000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 5-░ ░░ 10 ░░░░░░ 2019 ░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 65 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ №6 ░░░░ № 26 ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░