Решение по делу № 33-12453/2012 от 14.11.2012

Судья Г.В.Рупова Дело №33-12453/2012

Учет №57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 ноября 2012 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи О.А.Бегишева, судей Р.С.Ибрагимова и Б.Г.Бариева, при секретаре судебного заседания С.П.Серове,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.С.Ибрагимова гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани М.Н.Зейнутдинова на решение Приволжского районного суда г.Казани от 27 сентября 2012 года, которым постановлено:

заявление Прокурора Приволжского района г. Казани в защиту интересов неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани и Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления удовлетворить частично.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, находящуюся на земельном участке по адресу: <адрес>, ул. X. Такташ, в 50 метрах от <адрес>, с последующей рекультивацией земель.

В удовлетворении исковых требований к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, заслушав представителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани М.Н.Зейнутдинова, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Приволжского района г.Казани, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани и Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления.

В обоснование заявленных требований указывается, что прокуратурой Приволжского района г.Казани в рамках осуществления надзора за соблюдением законов проведена проверка исполнения природоохранного законодательства. Установлено, что 15 мая 2012 года сотрудниками ЦТУ Минэкологии и природных ресурсов Республики Татарстан проведено обследование территории Приволжского района г. Казани в 50 метрах за домом .... по <адрес>, в ходе которого обнаружено несанкционированное размещение отходов.

Из акта проверки ЦТУ Минэкологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 15 мая 2012 года следует, что на вышеназванной территории, относящейся к землям общего пользования выявлен факт несанкционированного размещения отходов в виде мусора от разборки зданий, полиэтилена в виде пленки, отходов из жилищ несортированных, исключая крупногабаритные. Размещение данных отходов влечет захламление, а также порчу земель.

До настоящего времени, выявленные нарушения не устранены, несанкционированная свалка отходов производства и потребления не ликвидирована.

Ненадлежащее исполнение Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани и Муниципальным казенным учреждением «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» возложенных законом обязанностей приводит к значительному ухудшению санитарно- эпидемиологической обстановки на территории Приволжского района г.Казани, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Прокурор Приволжского района г.Казани просил обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и Муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, находящуюся в 50 метрах за домом .... по <адрес>, с последующей рекультивацией земель.

В судебном заседании представитель истца Исхаков А.Д., действующий по доверенности, уточнив исковые требования, просил обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г. Казани» ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления по <адрес>, находящуюся в 50 метрах от <адрес>, с последующей рекультивацией земель.

Представитель ответчика МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани» - М.Н.Зейнутдинов, уточненные исковые требования не признал.

Представитель ответчика Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, надлежащим образом извещен, в суд не явился.

Представитель МКУ Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани с уточненным иском не согласился.

Представители третьих лиц - Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, ООО «УК ЖКХ Приволжского района г. Казани», Государственного резервного фонда земель при Президенте Республики Татарстан, Государственного жилищного фонда Республики Татарстан, надлежащим образом извещены, в суд не явились.

Суд, постановив решение в приведенной выше формулировке, требования прокурора удовлетворил частично.

В апелляционной жалобе представитель Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани М.Н.Зейнутдинов просит решения суда отменить или изменить полностью, или в части, и принять новое решение. В обоснование жалобы указывается, что земельный участок, на котором имеется строительный мусор на основании Постановления Исполнительного комитета муниципального образования <адрес> от <дата> ....был передан Государственному резервному фонду земель при Президенте Республики Татарстан, следовательно именно данный фонд после осуществления сноса дома должен привести земельный участок надлежащее состояние путем вывоза мусора.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани М.Н.Зейнутдинов, апелляционную жалобу поддержал, просил об отмене решения суда, указывая, что суд не разобрался в споре.

Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителя Исполнительного комитета муниципального образования г.ФИО7Зейнутдинова, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.

Статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; п. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления в недра и на почву запрещен.

Исходя из норм ст. 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» на органы местного самоуправления возложена обязанность по контролю в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с пунктом 14 статьи 40 Устава муниципального образования города Казани к полномочиям Исполнительного комитета муниципального образования города Казани относится обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия жителей; организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организует проведение на территории города Казани гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, а также обеспечивает соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.

Из материалов дела усматривается, что согласно акту проверки ЦТУ Минэкологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 15 мая 2012 года за .... выявлено нарушение природоохранного законодательства - несанкционированное размещение отходов производства и потребления в виде мусора строительного от разборки зданий, полиэтилена в виде пленки, отходов из жилищ, несортированных (исключая крупногабаритные) в 50 метрах за домом 8/6 по <адрес>.

В последующем 2 июля 2012 года сотрудниками МКУ Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани составлен акт за .... по обследованию земельного участка с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, ул. X.Такташа с площадью 31684 кв. м, который передан Государственному резервному фонду земель при Президенте Республике Татарстан. Часть указанного земельного участка с ориентировочной площадью 2000 кв.м завалена мусором, остатками ветхого снесенного дома.

Судом первой инстанции также установлено, что согласно акту за .... от 10 августа 2012 года земельный участок площадью 31684 кв.м с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>, ул. X.Такташ передан Государственному резервному фонду земель при Президенте Республики Татарстан на основании постановления Исполнительного комитета г. Казани от 09 ноября 2010 года за .... с внесенными изменениями согласно постановлению исполнительного комитета г. Казани от 18 августа 2011 года за ..... Часть указанного земельного участка с ориентировочной площадью 2000 кв.м завалена мусором, остатками снесенного ветхого дома. Указанная часть земельного участка, занимаемая мусором с ориентировочной площадью 2 000 кв.м, расположена в 50 метрах от <адрес>.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления с последующей рекультивацией нарушенных земель следует возложить на Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, при этом исходил из следующего.

Согласно постановлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани за .... от 09 ноября 2010 года «О передачи земельных участков в Приволжском районе в государственный резерв земель Республики Татарстан» постановлено: утвердить схемы расположения на кадастровых планах территорий земельных участков, в том числе: площадью 31684 кв.м по ул. X.Такташ, образуемого из земельных участков с кадастровыми номерами .... и передать его в государственный резерв Республики Татарстан, при этом, последнему необходимо обратиться в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Татарстан для проведения государственного - кадастрового учета земельных участков, снос строений и сооружений на земельном участке производить в соответствии с действующим законодательством, КЗИО ИК г.Казани после предоставления Государственным резервным фондом земель при Президенте Республики Татарстан документов о проведении кадастрового учета земельных участков оформить в установленном порядке их передачу в государственный резерв земель Республики Татарстан соответствующим актом.

Однако, Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани не представил суду допустимых и достаточных доказательств, указывающие на регистрацию права собственности в установленном законом порядке на спорный земельный участок за Государственным резервным фондом земель при Президенте Республике Татарстан, на котором находится несанкционированная свалка отходов производства и потребления.

Судом первой инстанции также установлено, что 04 июня 2012 года между МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г. Казани» (заказчик) и ООО «Астро-Элиос» был заключен муниципальный контракт за ...., в соответствии с которым подрядчик принял на себя обязательство по выполнению работ по ликвидации несанкционированных свалок мусора с территории Приволжского района г. Казани в 2012 году, а заказчик обязался принять и оплатить выполненные работы.

Также имеется техническое задание на ликвидацию несанкционированных свалок мусора с территории Приволжского района г.Казани в 2012 году во исполнение вышеприведенного контракта. Однако, Исполнительным комитетом муниципального образования г.Казани доказательств о ликвидации свалки суду не представлено.

Таким образом, удовлетворяя требования прокурора Приволжского района г.Казани суд обоснованно указал, что несанкционированное размещение отходов по <адрес>, находящейся в 50 метрах от <адрес> создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, и влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и обоснованно возложил обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления с последующей рекультивацией нарушенных земель на Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани.

Поскольку обязанность по организации работ по благоустройству и озеленению территории районов, ликвидации несанкционированных свалок, отвечающем установленным нормативам и требованиям, действующим законодательством возложена на орган местного самоуправления, суд правильно определил, что в данном случае надлежащим ответчиком по делу является Исполнительный комитет Муниципального образования г. Казани - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, который наделен полномочиями по решению вопросов местного значения. Создание Исполнительным комитетом МО г. Казани территориальных и отраслевых (функциональных) органов не освобождает его от обязанностей, установленных действующим законодательством.

В соответствии с Уставом Муниципального образования МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г. Казани» является территориальным органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, обладает статусом юридического лица с даты ее государственной регистрации в установленном законодательством о регистрации юридических лиц порядке.

МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г. Казани» выступает лишь муниципальным заказчиком по контрактам, заключаемым на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в целях решения вопросов местного самоуправления на территории районов. Администрация использует имущество и денежные средства, выделенные ей по бюджетной смете, для достижения целей, определенных настоящим Положением.

Согласно положения о МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» в соответствии с Решением Казанской городской Думы от 06 декабря 2010 года .... Администрация является территориальным органом ИК МО г. Казани, обладает статусом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету расходов, расчетный счет в банке и выступает муниципальным заказчиком по контрактам, заключаемым на выполнение работ в целях решения вопросов местного самоуправления на территории районов, а также принимает участие в организации работ по ликвидации несанкционированных свалок. Таким образом, Казанской городской Думой определен орган Исполнительного комитета ИК МО г. Казани в чьи полномочия и входят организация работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории Вахитовского и Приволжского районов - это МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани».

Кроме того, судебная коллегия учитывает и то, что муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» в качестве заказчика заключило <дата> муниципальный контракт .... с ООО «Астро-Элиос», предмет контракта - выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории Приволжского района г. Казани. Доказательств того, что ООО «Астро-Элиос» ликвидировало свалку мусора суду не представлено

При таких обстоятельствах, судом обоснованно признано подлежащим частичному удовлетворению заявление Прокурора Приволжского района города Казани о возложении обязанности на Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов находящуюся на земельном участке по адресу <адрес>, в 50 метрах от <адрес> с последующей рекультивацией нарушенных земель.

Кроме того, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что переданные Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» полномочия по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов исполнены ею в полном объеме, в пределах средств, а, следовательно, незаконного бездействия Муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» в разрешении данного вопроса, в сложившейся ситуации, не имеется.

Не нашли своего подтверждения доводы представителя Исполнительного комитета муниципального образования, изложенные в апелляционной жалобе о том, что обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов должна быть возложена на Государственный резервный фонд земель при Президенте Республике Татарстан. После предоставления Государственному резервному фонду земель при Президенте Республике Татарстан спорных земельных участков документов о проведении кадастрового учета, документов указывающие на регистрацию права собственности на земельные участки в установленном законом порядке за Государственным резервным фондом при Президенте Республики Татарстан, на котором находится несанкционированное размещение отходов, суду также не представлены.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы представителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани М.Н.Зейнутдинова суд апелляционной инстанции отклоняет, как несостоятельные, поскольку они опровергаются приведенными выше обстоятельствами, противоречат материалам дела. При таких данных суд апелляционной инстанции считает, что суд частично удовлетворив исковые требования, вынес законное и обоснованное решение.

Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств. Доводы жалобы являлись предметом судебного разбирательства, судом тщательно исследовались и в решении им дана надлежащая правовая оценка. При разрешении настоящего спора суд правильно применил нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не противоречат материалам дела, подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами. Нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено. Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда и не могут явиться основанием для отмены или изменения судебного решения.

Руководствуясь статьями 199, 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Приволжского районного суда г.Казани от 27 сентября 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани М.Н.Зейнутдинова - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

        

Председательствующий                                                 

Судьи                                                                                 

33-12453/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Приволжского района г.Казани в защиту инт.НКЛ
Ответчики
ИКМО г.Казани, МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани"
Другие
МКУ "КЗИО ИК МО г.Казани", , ЦТУ Министерства экологии и природных ресурсов РТ, ООО "УК ЖКХ Приволжского района г.Казани
Государственный резервный фонд земель при Презеденте РТ, Государственный жилищный фонд РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Ибрагимов Р. С.
26.11.2012Судебное заседание
30.11.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2012Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее