Решение по делу № 2-3086/2016 ~ М-2621/2016 от 08.08.2016

№ 2-3086/2016

Решение

Именем Российской Федерации

01 декабря 2016 года г.Барнаул

Октябрьский районный суд города Барнаула в составе:

председательствующего судьи Авсейковой Л.С.

при секретаре Инюшиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Региональному управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Алтайскому краю, МВД Российской Федерации о признании приказа незаконным, взыскании денежного довольствия, компенсации морального вреда, взыскании денежной компенсации

УСТАНОВИЛ:

С. обратился в суд с иском к Ликвидационной комиссии регионального управления по Алтайскому краю Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и просил суд взыскать задолженность по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 101953руб., денежную компенсацию в размере 1403,20 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1169,30 руб., в счет компенсации морального вреда 60000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 40000 рублей.

Истец неоднократно уточнял исковые требования и впоследствии, вновь, воспользовавшись правом, предусмотренным ст.39 ГПК РФ, уточнил исковые требования ДД.ММ.ГГГГ указав в качестве ответчика Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков по Алтайскому краю и Министерство внутренних дел РФ, и просил о признании приказа л\с от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать надлежащего ответчика изменить запись в трудовой книжке на запись, соответствующую требованиям закона с датой увольнения ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с надлежащего ответчика задолженность по денежному довольствию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 101953руб., денежную компенсацию в размере 1403,20 руб., в счет компенсации морального вреда 60000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 40000 рублей.

Свои требования обосновывал тем, что с мая 2007 года по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в должности старшего оперуполномоченного 1 группы отдела специального назначения. ДД.ММ.ГГГГ приказом -лс он был уволен на основании п.п.7 п.142 Положения о службе в органах по контролю оборотом наркотических средств и психотропных веществ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом в другой государственный орган. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он выполнял свои служебные обязанности в ФСКН по поручению руководства, обязанности были аналогичны, что и до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ он уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на основании п.п.7 п.142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом в другой государственный орган. В дальнейшем был издан приказ -лс от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому дата его увольнения были изменена на ДД.ММ.ГГГГ, что является правильным, поскольку он свои обязанности исполнял до ДД.ММ.ГГГГ включительно, дата его зачисления в МВД ДД.ММ.ГГГГ, вынесен указанный приказ в соответствии с Инструкцией об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах ФСКН, утвержденной приказом ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГ . ДД.ММ.ГГГГ ликвидационной комиссией ФСКН был издан приказ –л/с, согласно которому приказ - л/с от ДД.ММ.ГГГГ был отменен и датой увольнения истца является ДД.ММ.ГГГГ Полагал, что Приказ -лс от ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца является незаконным, так как истец свое согласие на изменение даты увольнения, с указанным приказом не ознакомлен, являлся на дату указанного приказа уже сотрудником МВД. Свои должностные обязанности исполнял в указанный период, от них его никто не отстранял. С ДД.ММ.ГГГГ ему перестали выплачивать заработную плату, задолженность по которой составила 101 953 руб. ФСКН являлось для него единственным местом службы, потеряв которое он испытал нравственные страдания, на его иждивении оказалась жена и ребенок, он был не состоянии нести платежи по кредитному договору, а так же оплачивать коммунальные платежи, моральный вред оценил в 60000 рублей, а так же расходы на оплату услуг представителя, в размере 40000 рублей.

В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Истец пояснил, что в спорный период времени он продолжал ходить на службу, выполнял поручения руководства. В спорный период времени от исполнения должностных обязанностей его не отстраняли, приказов об этом он не видел и не подписывал, руководитель управления утверждал графики дежурств на июнь и июль. Незаконными действиями ответчика нарушены его трудовые права. После ДД.ММ.ГГГГ он продолжал осуществлять туже деятельность. Дополнительные письменные пояснения поддержал в полном объеме. В обосновании морального вреда пояснил, что действиями ответчика нарушены его трудовые права. Нарушение трудовых прав вызвали сильные душевные переживания. Из-за нарушения трудовых прав он не смог в полном объеме исполнять кредитные обязательства. Истец пояснил, что в спорный период времени он продолжал ходить на службу, выполнял поручения руководства. Незаконными действиями ответчика нарушены его трудовые права.

Представитель ответчика РУФСКН России по Алтайскому краю В. возражал в судебном заседании против удовлетворения иска, пояснил, что истец уволен приказом ДД.ММ.ГГГГ. В последующем даты приказов были изменены. Потом приказы были отменены и окончательная дата увольнения стала -ДД.ММ.ГГГГ. Все выплаты истцу были осуществлены. Никаких нарушений со стороны ответчика не имеется. Полагает, что действия РУ ФСКН законными, обусловлены Указом Президента , руководящими письмами вышестоящей ликвидационной комиссии. Датой увольнения ДД.ММ.ГГГГ. Какое –то начисление за иной период не осуществлялось, просили отказать в иске.

Представитель третьего лица ГУ МВД России по Алтайскому краю, В. уточненные исковые требования не признал, полагая их незаконными и необоснованными. Пояснил, что основания для выплаты отсутствуют.

Представитель МВД России по АК, В. просил в иске отказать, поддержал письменный отзыв на иск.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец проходил службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в должности старшего оперуполномоченного 1 группы отдела специального назначения и ДД.ММ.ГГГГ приказом руководителя РУ ФСКН по Алтайскому краю -лс он был уволен с должности на основании п.п.7 п.142 Положения о службе в органах по контролю оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с переводом в другой государственный орган.

Приказом начальника ГУ МВД РФ л\с от ДД.ММ.ГГГГг. истец был принят на службу в органы внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ

Председатель ликвидационной комиссии РУ ФСКН по Алтайскому краю издал приказ -лс от ДД.ММ.ГГГГг., которым внес изменения в приказ руководителя РУ ФСКН по Алтайскому краю -лс от ДД.ММ.ГГГГг. и указал, что истца следует считать уволенным с должности и исключенным из списка сотрудников органов наркоконтроля 10.07.2016г.

В последствии свой приказ -лс от ДД.ММ.ГГГГг. председатель ликвидационной комиссии РУ ФСКН России по Алтайскому краю приказом от ДД.ММ.ГГГГг. отменил в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ он уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на основании п.п.7 п.142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом в другой государственный орган.

В дальнейшем был издан приказ -лс от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому дата его увольнения были изменена на ДД.ММ.ГГГГ.

Вынесен указанный приказ в соответствии с Инструкцией об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах ФСКН, утвержденной приказом ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ ликвидационной комиссией ФСКН был издан приказ –л/с, согласно которому приказ - л/с от ДД.ММ.ГГГГ был отменен и датой увольнения истца является ДД.ММ.ГГГГ

Оснований полагать, что приказ председателя ликвидационной комиссии РУ ФСКН России по Алтайскому краю - лс от ДД.ММ.ГГГГ, который отменил приказ этого же должностного лица об изменении даты увольнения истца на более позднюю издан незаконно, у суда нет.

Ответчиком РУ ФСКН по Алтайскому краю не представлено доказательств, опровергающих доводы истца о том, что истец приходил на свое рабочее место, которое было ему предоставлено в связи с назначением его на должность.

В обоснование своих доводов о выходе на службу, истцом представлены в качестве доказательств о работе в спорный период: график работы дежурной части ОИО и дежурного поста охраны Регионального управления ФКСН России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГг., согласно которого истец ДД.ММ.ГГГГг. значится помощником дежурного, расписание учебных занятий на июнь 2016 г. и на июль 2016г., утвержденные ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Р. и показания свидетеля Р., имеющиеся в протоколе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, пояснившего, что истец по прежнему после ДД.ММ.ГГГГ и до поступления на службу в органы внутренних дел продолжал работать, занимался подшивкой документов, и сопровождением дел, удостоверение и пропуск он не сдавал, приходил в задание на ФКСН по <адрес>,поскольку было дано распоряжение руководством продолжать работать.

Оснований полагать, что оспариваемый истом приказ является незаконным, поскольку издан после его увольнения и без его согласия при рассмотрении данного спора, суд не принимает во внимание.

Трудовой кодекс Российской Федерации не предоставляет работодателю право изменять дату увольнения работника, равно как и совершать иные юридически значимые действия, затрагивающие права и интересы работника, без его предварительного согласия, после того, как трудовые отношения между работодателем и работником уже прекращены по инициативе самого работодателя.

Вместе с тем, любые юридически значимые действия, затрагивающие права и интересы работника, в том числе и с согласия работника и в его интересах не могут противоречить действующему законодательству.

Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Из приведенных нормативных положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.

Статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О системе государственной службы Российской Федерации". Система государственной службы предусматривает, что система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов. В силу ст. 4 названного закона Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Статья 10 этого закона предусматривает, что федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. В силу ст. 12 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, лица, замещающие государственные и муниципальные должности, обладают особым - публично-правовым - статусом, имеющим конституционную природу, на них возлагаются обусловленные спецификой государственной и муниципальной власти обязанности по решению вопросов государственного и муниципального значения, их статус обусловлен целями, задачами, функциями и компетенцией органов государственной и муниципальной власти (постановления от 5 апреля 2013 года N 7-П и от 27 июня 2013 года N 15-П). Соответственно, исполнение должностных обязанностей лицом, замещающим государственную должность, связанное с использованием его личного труда в интересах публично-правового образования, влечет возникновение публично-правовых отношений, т.е. деятельность лиц на таких должностях обусловливается политическими и иными социальными целями публично-правовых образований и органов государственной власти, которыми они были избраны или назначены на соответствующую должность.

Таким образом, публично-правовой статус лиц, замещающих государственные должности, предполагает особое правовое регулирование их назначения на должность и освобождения от должности, которое существенно отличается от положений трудового законодательства и законодательства о государственной службе, касающихся приема на работу (службу) и увольнения с работы (со службы).

В решениях Конституционного Суда Российской Федерации неоднократно указывалось, что принцип равенства не препятствует установлению различий в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе введению особых правил, касающихся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям.

Правовой статус лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в том числе основания и порядок прекращения полномочий данных лиц, определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общими принципами организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, Конституцией (уставом) и законодательством субъекта Российской Федерации.

Президентом РФ был издан Указ от 28.07.2004 N 976 (ред. от 13.08.2015) "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" предусматривающий, что Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. Руководство деятельностью ФСКН России осуществляет Президент Российской Федерации. ФСКН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в ее систему региональные управления ФСКН России, управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации.

Правовое положение сотрудников органов наркоконтроля и порядок прохождения ими службы регулируются Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 года N 976, Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 года N 613.

В соответствии с пунктом 1 Положения правоохранительная служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является видом государственной службы граждан Российской Федерации, замещающих должности правоохранительной службы Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее территориальных органах.

Пунктом 2 Положения установлено, что прохождение службы в органах наркоконтроля осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок ее прохождения, а также в соответствии с настоящим Положением.

В связи с изложенным, нормы Трудового кодекса Российской Федерации могут применяться к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах наркоконтроля, лишь в случаях, если они не урегулированы специальными законами и нормативными актами.

Указом Президента РФ от 05.06.2003 N 613 "О службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" утверждено Положение "О службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" которое определяет правовую основу и порядок прохождения гражданами Российской Федерации службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Оно предусматривает, что прохождение службы в органах наркоконтроля осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок ее прохождения, а также в соответствии с настоящим Положением. Сотрудниками органов наркоконтроля являются граждане, проходящие службу в органах наркоконтроля, которым в порядке, установленном настоящим Положением, присвоены специальные звания.

Порядок проведения организационно-штатных мероприятий в органах наркоконтроля установлен Приказом ФСКН России от 26.12.2011 г. N 559 "Об утверждении порядка зачисления сотрудников в распоряжение органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности (штата) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".

ФСКН России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, в том числе валютные, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, что предусмотрено Указ от 28.07.2004 N 976 (ред. от 13.08.2015) "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков".

Указом Президента Российской Федерации №156 от 05.04.2016г. было поручено Правительству Российской Федерации обеспечить в установленные законодательством Российской Федерации сроки проведение ликвидационных процедур в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы.

Распоряжение Правительства РФ от 26.05.2016 N 1026-р «Об отнесении к ведению МВД России организаций, находившихся в ведении ФСКН России» установлен срок окончания ликвидационных процедур ФСКН как юридического лица 31.12.2016г. Однако ФСКН РФ, как федеральный орган исполнительной власти, в котором осуществлялась государственная служба, которую было возможно проходить за штатом, в распоряжении органа, упразднен Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции". Пункт 4 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156 предусматривает, что сотрудники органов наркоконтроля продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом. Однако в пункте 5 этого Указа определен предельный срок завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, до 1 июня 2016 г.

В силу п. 3 названного Указа, в связи с которым в Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации", Министерство внутренних дел Российской Федерации является: а) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах; б) правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Этим же указом были внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную этим Указом, и в структуре федеральных органов исполнительной власти из раздела I "Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам" слова "Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)" исключены.

Пунктом 67 Положения предусмотрено, что при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности органов наркоконтроля, сотрудники для последующего трудоустройства зачисляются в распоряжение органа наркоконтроля сроком до трех месяцев с сохранением денежного довольствия в порядке, определяемом директором ФСКН России.

Порядок проведения организационно-штатных мероприятий в органах наркоконтроля установлен Приказом ФСКН России от 26.12.2011 г. N 559 "Об утверждении порядка зачисления сотрудников в распоряжение органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности (штата) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".

Названное положение предусматривает, что сотрудники могут проходить службу не на должностях в ФСКН России и ее территориальных органах в случае: 1) нахождения в распоряжении органов наркоконтроля; 2) нахождения за штатом. Федеральная государственная гражданская служба в органах наркоконтроля является видом федеральной государственной службы граждан, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в ФСКН России и ее территориальных органах, которые вводятся в пределах их штатной численности, установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Процедуру зачисления сотрудников в распоряжение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности (штата) органов наркоконтроля (далее - организационно-штатные мероприятия) определяет Порядок утвержденным Приказом ФСКН России от 26.12.2011 N 559 Приказ ФСКН России от 26.12.2011 N 559 (ред. от 23.09.2014) "Об утверждении Порядка зачисления сотрудников в распоряжение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности (штата) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ". Названный порядок предусматривает, что при проведении организационно-штатных мероприятий сотрудники для их последующего трудоустройства зачисляются в распоряжение органа наркоконтроля сроком до трех месяцев в соответствии с настоящим Порядком. Сотрудник, зачисленный в распоряжение органа наркоконтроля, проходит службу в органе наркоконтроля не на должности.

Пункт 3 названного Порядка сотрудник предусматривает, что зачисляется в распоряжение органа наркоконтроля приказом органа наркоконтроля по личному составу. Основанием для издания приказа органа наркоконтроля по личному составу о зачислении сотрудника в распоряжение органа наркоконтроля является приказ органа наркоконтроля о проведении организационно-штатных мероприятий в пределах предоставленных полномочий, Указ Президента Российской Федерации об освобождении от должности сотрудников органов наркоконтроля.

Также названный Порядок предусматривает, что при ликвидации территориального органа ФСКН России, организации ФСКН России сотрудники зачисляются приказом ФСКН России по личному составу в распоряжение ФСКН России либо территориального органа ФСКН России, на которые возложено проведение мероприятий, связанных с ликвидацией. Основанием для прекращения нахождения сотрудника в распоряжении органа наркоконтроля является приказ органа наркоконтроля о назначении на должность или об увольнении со службы сотрудника.

По окончании срока нахождения в распоряжении органа наркоконтроля сотрудник, не назначенный на должность, подлежит увольнению со службы в органах наркоконтроля на основании подпункта 6 пункта 142 Положения о прохождении службы в органах наркоконтроля.

Из названного следует, что процедура зачисления в распоряжение в рамках организационно-штатных мероприятий выражается в выполнении определенного правопрождающего и правоизменяющего действия, а именно издания соответствующего приказа, являющегося основанием для изменений условий прохождения службы и в частности освобождения от занимаемой должности, использования его трудовых навыков уполномоченным должностным лицом по своему усмотрению в интересах органа наркоконтроля, в распоряжение которого поступил сотрудник, а также возможности увольнения сотрудника в рок не позднее трех месяцев. Без издания соответствующего приказа, зачисление сотрудника наркоконтроля в распоряжение не возможно.

Приказом ФСКН России от 12 апреля 2005 года N 115 утверждена Инструкция об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - Инструкция об организации работы по увольнению сотрудников органов наркоконтроля), которой определен общий порядок увольнения сотрудников из органов наркоконтроля.

В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников органов наркоконтроля увольнение сотрудника в связи с проведением организационно-штатных мероприятий производится в соответствии с нормативными правовыми актами ФСКН России.

Согласно пункту 6 Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников органов наркоконтроля сотрудники, увольняемые со службы в органах наркоконтроля по инициативе начальника соответствующего органа наркоконтроля по основанию, предусмотренному подпунктом 6 пункта 142 Положения о прохождении службы в органах наркоконтроля, предупреждаются о предстоящем увольнении в письменной форме не позднее чем за два месяца до увольнения. Предупреждение о предстоящем увольнении оформляется актом. С увольняемым сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему сообщается об основаниях увольнения, разъясняются вопросы получения выплат, льгот, гарантий и компенсаций, трудоустройства, социального обеспечения и другие вопросы.

Пункт 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ предусматривает основания, по которым сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля. Согласно подпункту 6 сотрудник может быть уволен в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, а согласно подпункта 7 он может быть уволен в связи с переводом в другой государственный орган.

В силу п. 157 Положения днем окончания службы в органах наркоконтроля считается день исключения сотрудника из списка сотрудников органа наркоконтроля в связи с увольнением со службы, в том числе в связи с гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим. Промежуток (срок) между днем увольнения со службы в органах наркоконтроля и днем исключения из списка сотрудников органа наркоконтроля не может составлять более трех месяцев.

Названное положение предусматривает, что увольнение со службы в органах наркоконтроля сотрудников производится директором ФСКН России или начальником органа наркоконтроля, которому такое право предоставлено директором ФСКН России (149).

Все истцы, реализуя свои трудовые права, 16 мая 2016 г. уведомили работодателя о своем согласии перейти на службу в органы внутренних дел, передав в РУ ФСКН России по Алтайскому краю рапорт на имя министра МВД по Республики Алтай о приеме его на службу в органы внутренних дел. Данный факт подтверждается имеющимся на рапортах истцов номером регистрации входящей корреспонденции РУ ФСКН России по Алтайскому краю.

Поданные истцами рапорты в силу Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом ФСКН России от 12.04.2005г. №115 « Об утверждении инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» явились безусловным основанием для расторжение служебного контракта по инициативе работника и обязательного увольнения истца из органов наркоконтроля по истечении 14 дней.

Пункт 151 Положения предусматривает, что сотрудники, увольняемые со службы в органах наркоконтроля по собственной инициативе по одному из оснований, предусмотренных подпунктами 1 - 3, 7 и 9 пункта 142 настоящего Положения, подлежат увольнению в 2-недельный срок со дня подачи ими рапорта

Как следует из приказа руководителя РУ ФСКН России по Алтайскому краю № 333-лс от 31.05.2016г. истец был уволен с занимаемой им должности и исключен из списков сотрудников по его инициативе по истечении установленного 14 дневного срока - 31.05.2016г. по основанию, предусмотренному п. 7 ст. 146 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Руководитель РУ ФСКН России по Алтайскому краю увольнение истцов приказом № 333-лс от 31.05.2016г. произвел не по инициативе работодателя, а по инициативе сотрудника, его волеизъявления, в соответствии с действующим на день увольнения законодательством.

Нет оснований полагать, что увольнение истца приказом № 333-лс от 31.05.2016г. было незаконным, поскольку в отношении него не было получено согласие государственного органа, в котором он был намерен проходить службу.

Обязанность принять сотрудников наркоконтроля, которые изъявили желание перейти на службу в органы внутренних дел названным Указом Президента РФ возложена на МВД РФ и фактически является выражением согласия о приеме на службу в органы внутренних дел.

Прием на службу в органы внутренних дел гарантирован Указом Президента РФ №156 от 05.04.2016г., поскольку он предусматривает передачу МВД РФ штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, и прием сотрудников органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.

В последствии был принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции". Статья 33 названного закона предусмотрела ряд льгот и гарантий по поступлению на службу в органы внутренних для сотрудников органов наркоконтроля. Так в силу п.1 названного закона сотрудники в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период. В силу п.11 этого закона стаж службы (выслуга лет) в соответствии с частью 10 настоящей статьи (Стаж службы (выслуга лет) сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом в другой государственный орган засчитывается в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел и в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.) исчисляется сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в течение трех месяцев с момента их увольнения, при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.

Указание в названных норма на обязанность для сотрудника в течение трех месяцев со дня увольнения оформить служебные отношения по службе в органах внутренних дел, а также отсутствие у них иной работы или службы в период между днем увольнения из органов наркоконтроля и поступления на службу в органы внутренних дел, само по себе не является ни запретом на труд для истца, ни порождает право для органов внутренних дел не принимать на службу сотрудников органов наркоконтроля. Это условие для предоставляет льгот тем сотрудникам наркоконтроля, которые названные требования исполнили, поступить на службу в порядке перевода в органы внутренних дел в упрощенном порядке, предусмотренном п.1 ст. 33 названного закона и приобрести право на исчислении выслуги лет в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации распространяющихся на органы наркоконтроля на момент увольнения сотрудника. Согласно Конституции РФ граждане по своему усмотрению распоряжаются своими правами, в том числе реализуют свое право на труд.

Таким образом, приказ от 31.05.2016г. издан руководителем РУ ФСКН России по Алтайскому краю в пределах его полномочий в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, который установил завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, до ДД.ММ.ГГГГ названный приказ так же основан на приказе директора ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГг. «Об исполнении Указа Президента российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. », который предписывал сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ освободить от занимаемых должностей с ДД.ММ.ГГГГг. за исключением сотрудников, которые планируются к назначению в состав ликвидационных комиссий.

В связи с изложенным суд полагает, что представленные истцом доказательства продолжение служебных отношений или их возникновение вновь после ДД.ММ.ГГГГг. между истцом и ответчиком РУ ФСКН по АК находящимся в стадии ликвидации, представленные истцом не доказывают.

В нарушение требований Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ в правомерно изданный приказ руководителя РУ ФСКН РФ по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГг. приказом председателя ликвидационной комиссии РУ ФСКН России по Алтайскому краю приказом от ДД.ММ.ГГГГг. были внесены изменения в части касающейся даты увольнения истца. Дата увольнения ДД.ММ.ГГГГг. была изменена на дату предшествующую дате приема истца на службу в органы внутренних дел.

Кроме того, в приказе председателя ликвидационной комиссии РУ ФСКН России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГг. указано, что он издан на основании ст. 394 ТК РФ, заявления истца и выписке из приказа органа внутренних дел о приеме истца на службу в органы внутренних дел.

Изменение даты увольнения работодателем с согласия работника или на основании его заявления может быть допустимо только в том случае, если это не противоречит действующему законодательству, а также может быть произведено работодателем во исполнение органа, рассмотревшего в пределах своих полномочий трудовой спор.

Ни руководитель РУ ФСКН России по Алтайскому краю, ни председатель ликвидационной комиссии РУ ФСКН России по Алтайскому краю не могли совершать действия и издавать приказы противоречащие Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", который устанавливает структуру федеральных органов исполнительной власти, а также Указу Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков".

В силу ст. 394 ТК РФ изменение даты увольнения возможно только органом, рассматривающим трудовой спор.

В приказе не содержится ссылки на решение какого-либо органа, рассмотревшего индивидуально трудовой спор истцов и признавшего их увольнение 31 мая 2016г. незаконным. Суду также не представлено такого решения. Названная статья также не предусматривает право работодателя признавать увольнение работника незаконным и изменять ему дату увольнения. В связи с чем, оснований для изменения даты увольнения истцов на основании ст. 394 ТК РФ 21 июля 2016 года не имелось.

Действующее законодательство не предусматривает право ликвидационной комиссии и ее председателя, по своей инициативе изменять дату увольнения уволенных сотрудников органов наркоконтроля.

Правительством РФ во исполнение Указа Президента РФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ был решен вопрос о создании специального органа, на который возложено исполнение ликвидационных процедур путем издания Постановления от ДД.ММ.ГГГГг. -р. Названным постановлением был назначен председатель Ликвидационной комиссии Я. С.П., которому было поручено утвердить в 7-дневный срок состав ликвидационной комиссии ФСКН России и предусмотреть включение в него не только сотрудников, служащих и работников, но и представителей Минфина России, Росархива, Росимущества и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также назначить председателей ликвидационных комиссий территориальных органов ФСКН России. Исчерпывающий перечень его полномочий определен в п.4 названного постановления. Подпункт п.4 названного Постановления возлагает на Председателя ликвидационной комиссии принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников упраздняемой ФСКН России. Таких полномочий, как изменять дату увольнения сотрудникам органов нарконтроля, признавать увольнение незаконным не предоставлено. Право признавать увольнение незаконным в силу ст. 394 ТК РФ предоставлено суду.

Изданный в последствии Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" предоставил ликвидационной комиссии, как реализация гарантий предусмотренных для сотрудников наркоконтроля в связи с упразднением ФСКН, изменять основание увольнения, но не его дату.

Приказом председателя ликвидационной комиссии ФСКН России № 1 от 1 июня 2016г. начальник Регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю подполковник полиции М. утвержден председателем ликвидационной комиссии Региональное управление ФСКН России по Алтайскому краю (место нахождения – г. Барнаул).

Полномочия региональной ликвидационной комиссии определены в Регламенте, утвержденном приказом председателя ликвидационной комиссии РУ ФСКН России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГг. В нем указано, что среди прочих, задачами ликвидационной комиссии является совершение действий по увольнению сотрудников, гражданских служащих, и работников и завершение ликвидационных процедур в установленный срок, в связи с чем, она осуществляет функции необходимые для достижения целей и реализации задач, стоящих перед Ликвидационной комиссией. Регламентом предусмотрено, что председатель ликвидационной комиссии РУ ФСКН России по Алтайскому краю осуществляет полномочия представителя работодателя для членов в ликвидационной комиссии в том числе по их увольнению.

Предусмотренные названным регламентом задачи по увольнению сотрудников, гражданских служащих, и работников и по завершению ликвидационных процедур в своей совокупности исключает право Ликвидационной комиссии самостоятельно изменять даты увольнения уволенным сотрудниками до начала действия ликвидационной комиссии на более позднюю. Также Ликвидационная комиссия не обладает в силу названого и правом приема на работу, кроме как приема в состав ликвидационной комиссии.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в его определениях ликвидация любой организации предполагает прекращение ее полномочий без перехода принадлежащих ей прав и обязанностей в порядке правопреемства, что влечет расторжение трудового договора с работником и не возлагает на работодателя (ликвидируемую организацию) обязанность по принятию мер к трудоустройству работников. Поскольку ликвидируемый государственный орган уже не может выступать в качестве нанимателя, предлагающего какие-либо вакантные должности гражданской службы, это право может реализовать другой государственный орган. Соответственно, и решение о продолжении государственно-служебных отношений с конкретным гражданским служащим принимает не ликвидируемый государственный орган, а тот, который предоставляет информацию о наличии у него вакантных должностей.

Действующее законодательство не содержит запретов для отмены председателем ликвидационной комиссии изданных им приказов и распоряжений и, прежде всего, не соответствующих действующему законодательству.

Суд полагает, что при разрешении данного спора ссылка на отсутствие права председателя ликвидационной комиссии РУ ФСКН России по Алтайскому краю изменять дату увольнения без их согласия истца, не может быть принята во внимание, поскольку сторона истца ошибочно расценила оспаривание приказа №30 от 21 августа 2016г., как незаконное изменения даты увольнения.

Оспариваемый приказ председателя ликвидационной комиссии РУ ФСКН России по Алтайскому краю не изменяет дату увольнения истцов из органов наркоконтроля, а отменяет изданный приказ, не соответствующий требованиям, действующего на день его издания 21 августа 2016 г. законодательства и изданный за пределами полномочий председателя ликвидационной комиссии.

Денежное довольствие выплачивается согласно Положению о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сотрудникам с которыми заключен контракт о службе в органах наркоконтроля. Также денежное довольствие выплачивается в полном объеме сотрудникам в случае их незаконного увольнения. В установленном порядке увольнение истцов 31 мая 2016г. не признано незаконным.

В связи с изложенным оснований для признания приказа председателя ликвидационной комиссии РУ ФСКН России по Алтайскому краю №30 –лс от 24 августа 2016г. незаконным.

Поскольку требование истца о признании приказа председателя ликвидационной комиссии РУ ФСКН России по Алтайскому краю №30 –лс от 24 августа 2016г. удовлетворению не подлежит, то и требование о взыскании денежного довольствия, и компенсации в связи с несвоевременной выплатой денежного довольствия удовлетворению также не подлежит.

Поскольку трудовые права истца не нарушены, то нет оснований для удовлетворения в силу ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации требования истца о возмещении морального вреда.

В связи с изложенным, а, также, учитывая, что ликвидационные процедуры в отношении РУ ФСКН по Алтайскому краю и ФСКН РФ не завершены, заявленные истцом требования к РУ ФСКН по Алтайскому краю, МВД РФ не подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу положений статей 94,98 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с тем, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме, оснований для возмещения понесенных судебных расходов нет.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований С. к Региональному управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Алтайскому краю, МВД Российской Федерации о признании приказа незаконным, взыскании денежного довольствия, компенсации морального вреда, взыскании денежной компенсации отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 1 месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула.

Председательствующий Л.С. Авсейкова

2-3086/2016 ~ М-2621/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Старцев Сергей Анатольевич
Ответчики
МВД РФ
РУ ФСКН России по АК (Ликвидационная комиссия)
Другие
Воронкова Таисия Викторовна
Суд
Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края
Судья
Авсейкова Лариса Сергеевна
Дело на странице суда
oktabrsky--alt.sudrf.ru
08.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2016Передача материалов судье
11.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.09.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.09.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.09.2016Предварительное судебное заседание
18.10.2016Судебное заседание
08.11.2016Судебное заседание
24.11.2016Судебное заседание
01.12.2016Судебное заседание
05.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2016Дело оформлено
31.03.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее