Дело № 2-120/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Севастополь 15 февраля 2021 года
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Сомовой И.В.,
с участием в качестве секретаря помощника судьи Василенко Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вицке Геннадия Викторовича к ГБУ «Парки и скверы», ООО «Еврокомфорт», Правительству Севастополя о признании действий по сносу объектов незаконными, приведении условий контракта в соответствие с законом путем внесения изменений в техническое задание, признании распоряжения утратившим силу,
У С Т А Н О В И Л:
Вицке Г.В. предъявил административный иск ГБУ «Парки и скверы», указав, что он является владельцем одноэтажного капитального объекта, состоящего из 18 разделенных между собой боксов с оборудованием для хранения автотранспорта, расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе <адрес>. Указанный объект возведен в 1961 году на земельном участке, выделенным органом власти для индивидуального гаражного строительства. В июле 2020 года истцу стало известно о том, что ответчиком принято решение о проведении работ по сносу капитальных объектов, в перечень которых включен принадлежащий ему гаражный комплекс. Как установлено, 22.05.2020 на официальном сайте закупок ответчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона на проведение данных работ, в качестве основания в техническом задании указано распоряжение Правительства Севастополя № 195-РП от 04.05.2017. По итогам аукциона 10.06.2020 ГБУ «Парки и скверы» заключен контракт с ООО «Еврокомфорт» на выполнение работ по сносу комплекса из 40 гаражных боксов по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Указанный контракт содержит необъективные сведения, а именно в распоряжении № 195-РП от 04.05.2017 указаны 32 объекта, а в контракте – 40 объектов. Вступившими в законную силу решениями судов признано незаконным и отменено распоряжение ДИЗО об утверждении схемы земельного участка в районе жилых домов <адрес>, с установлением вида его разрешенного использования «земельные участки общего пользования», сведения об указанном земельном участке исключены из ЕГРН. Постановлением Правительства Севастополя № 449-РП от 01.07.2019 признано утратившим силу постановление Правительства Севастополя № 160-РП от 02.03.2017 «Об утверждении порядка сноса самовольных построек на территории города Севастополя», в связи с чем распоряжение Правительства Севастополя № 195-РП от 04.05.2017 утратило силу. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил:
Признать несоответствующими закону действия ГБУ «Парки и скверы» по сносу объекта капитального строительства (комплекса гаражных боксов), расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в районе <адрес>.
В ходе судебного разбирательства истец дважды уточнял свои требования, дополнительно просил:
Признать недействительным Контракт, заключенный между ГБУ «Парки и скверы» и ООО «Еврокомфорт» 10.06.2020 № 59 Гк-20, в части выполнения работ по сносу 40 гаражных боксов по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Признать распоряжение Правительства Севастополя № 195-РП от 04.05.2017 утратившим силу другим правовым актом (т.1 л.д. 115-120).
В окончательной редакции своих требований истец просил:
1. Признать несоответствующими закону действия ГБУ «Парки и скверы» по сносу объекта капитального строительства (комплекса гаражных боксов), расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в районе <адрес>.
2. Привести условия Контракта от 10.06.2020 № 59 Гк-20, заключенного между ГБУ «Парки и скверы» и ООО «Еврокомфорт», в соответствии с законом путем внесения изменений в техническое задание (проектную документацию), предусмотренное контрактом в части уменьшения количества объектов, объема работ согласно акту ненормативного действия Правительства Севастополя, являющего основанием для заключения данного контракта.
3. Признать распоряжение Правительства Севастополя № 195-РП от 04.05.2017 утратившим силу другим правовым актом (т.2 л.д. 56-61).
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ООО «Еврокомфорт», Правительство Севастополя.
Определением от 28.09.2020 суд перешел к рассмотрению дела в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
В судебное заседание истец не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.
Представитель истца Гудзенко М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГБУ «Парки и скверы» Панибог В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что контракт на выполнение работ заключен законно, на основании распоряжения Правительства Севастополя № 195-РП от 04.05.2017, которое не признано недействительным и не утратило свою силу.
Остальные ответчики - ООО «Еврокомфорт», Правительство Севастополя, в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента городского хозяйства города Севастополя Родионов А.С. просил отказать в удовлетворении иска.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит, что иск Вицке Г.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Распоряжением Правительства Севастополя от 04.05.2017 № 195-РП с целью освобождения земель города Севастополя от объектов самовольного строительства принято решение согласно пункту 1 снести самовольные постройки, расположенные на землях общего пользования в районе <адрес> № по <адрес> в г. Севастополе, правообладатели которых не установлены (18 построек).
Пунктом 3 распоряжения постановлено снести следующие самовольные постройки, расположенные на землях общего пользования, правообладатели которых установлены (22 постройки), среди которых указаны постройки, расположенные в районе <адрес> в г. Севастополе, правообладателем которых является Вицке Г.В.: площадью 30 кв.м.; площадью 29 кв.м.; площадью 28 кв.м.
В пунктах 2, 6 названного Распоряжения Департаменту городского хозяйства города Севастополя поручено организовать снос указанных самовольных построек (т.1 л.д. 28-34).
Департаментом городского хозяйства утверждено государственное задание на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов для ГБУ города Севастополя «Парки и скверы», в которое включено задание по освобождению земельных участков и их благоустройство после сноса, включающее работы по демонтажу, перемещению, хранению и утилизации незаконно (самовольных) размещенных объектов (т.2 л.д. 26-28).
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» путем проведения электронного аукциона 25.06.2020 заключен контракт № Гк-20 с ООО «Еврокомфорт» на выполнение работ по сносу 40 гаражных боксов по адресу: г. Севастополь, <адрес> (т.2 л.д. 22-23, т.1 л.д. 35-48).
Приложением к контракту являются проектно-сметная документация, техническое задание, проектная документация (т.1 л.д. 49-76).
В соответствии с пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:
1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.
Особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями установлены в статье 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), части 2 – 13 которой определяют порядок сноса таких объектов.
Согласно части 14 статьи 55.32 ГрК РФ в течение двух месяцев со дня истечения сроков, указанных соответственно в пунктах 1 - 3 части 13 настоящей статьи, орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района обязан принять решение об осуществлении сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями с указанием сроков таких сноса, приведения в соответствие с установленными требованиями.
Постановлением Правительства Севастополя от 02.03.2017 № 160-ПП утвержден Порядок сноса самовольных построек на территории города Севастополя, который регулирует отношения, связанные со сносом самовольных построек, находящихся на территории города Севастополя, в случае создания или возведения их на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, если эти земельные участки расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, а также организацию взаимодействия исполнительных органов государственной власти города Севастополя, органов местного самоуправления города Севастополя в рамках предоставленных им полномочий по освобождению земельных участков, расположенных в границах города Севастополя, от самовольно возведенных, созданных объектов капитального строительства.
В соответствии с указанным Порядком на Департамент городского хозяйства города Севастополя возложены обязанности по информированию лица, осуществившего самовольную постройку, опубликование сообщения о планируемом сносе, а также по организации сноса самовольных построек.
Согласно пункту 3.2 Порядка уполномоченный орган организовывает проведение мероприятий по сносу самовольных построек. Снос самовольной постройки осуществляет специализированная организация либо своими силами, либо путем привлечения третьих лиц с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.
Привлечение специализированной организации осуществляется на основании государственного задания или договора об оказании соответствующих услуг, заключенного с Департаментом городского хозяйства города Севастополя с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка снос самовольной постройки осуществляется на основании: - распоряжения Правительства Севастополя о сносе самовольной постройки; - решения суда о сносе самовольной постройки, вступившего в законную силу.
Указанный Порядок, утвержденный постановлением Правительства Севастополя от 02.03.2017 № 160-ПП, признан утратившим силу постановлением Правительства Севастополя от 01.07.2019 № 449-ПП.
Этим же постановлением Правительства № 449-ПП одновременно утвержден новый Порядок принятия решения о сносе самовольной постройки на территории города Севастополя, содержащий аналогичные ранее принятому Порядку положения о порядке сноса объектов самовольного строительства на территории города Севастополя и который определяет уполномоченным органом Департамент городского хозяйства города Севастополя. Последний осуществляет функции по сносу объектов капитального строительства через определенного в соответствии с законодательством застройщика (технического заказчика) и специализированную организацию.
Согласно Уставу, утвержденному 03.06.2019, ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) города Севастополя в сфере благоустройства территории, содержания парков и скверов, мест общего пользования города Севастополя (т.1 л.д. 91-97).
Согласно государственному заданию на 2020 год на ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» возложена обязанность по освобождению земельных участков, демонтажу, перемещению, хранению и утилизации незаконно (самовольных) размещенных объектов.
При таких обстоятельствах действия ГБУ «Парки и скверы» по сносу самовольных объектов капитального строительства - 40 гаражных боксов по адресу: г. Севастополь, <адрес>, соответствует вышеприведенным положениям федеральных и региональных нормативно-правовых актов, направлены на исполнение Распоряжения Правительства Севастополя от 04.05.2017 № 195-РП. В этой связи оснований для удовлетворения исковых требований Вицке Г.В. о признании указанных действий незаконными не имеется.
Контракт № 59 Гк-20, заключенный 25.06.2020 между ГБУ «Парки и скверы» и ООО «Еврокомфорт» на выполнение указанных работ, соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ГБУ города Севастополя «Парки и скверы», иным нормативно-правовым актам, заключен в соответствии с полномочиями, предоставленными ГБУ «Парки и скверы».
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
По настоящему делу истцом не указано и при рассмотрении дела не установлено оснований, предусмотренных в статьях 168-179 ГК РФ, иных правовых нормах, для признания указанного контракта между ГБУ «Парки и скверы» и ООО «Еврокомфорт» недействительным.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 166 ГК РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Истец по настоящему делу не является стороной оспариваемого им контракта, а нарушение его прав и интересов связано не с заключением данного контракта, а самим фактом принятия решения о сносе возведенных им объектов капитального строительства, признанных самовольными распоряжением Правительства Севастополя № 195-РП от 04.05.2017.
Между тем указанное распоряжение истец не оспаривает. При этом решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 18.02.2018, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 05.06.2018, в удовлетворении иска граждан, являющихся обладателями ряда гаражей, включенных в распоряжение Правительства Севастополя № 195-РП от 04.05.2017, о признании незаконным указанного распоряжения отказано.
Контракт, заключенный 25.06.2020 между ГБУ «Парки и скверы» и ООО «Еврокомфорт», на основании указанного распоряжения Правительства Севастополя, сам по себе права и законные интересы истца не нарушает.
При таких обстоятельствах требования Вицке Г.В. о признании недействительным данного контракта не подлежат удовлетворению, также как и требования о приведении условий контракта в соответствие с законом путем внесения изменений в техническое задание в части объема работ и количества объектов.
В обоснование заявленных требований истец указывает на несоответствие контракта, определившего объем работ по сносу 40 гаражных боксов по адресу: г. Севастополь, <адрес>, тогда как распоряжение Правительства Севастополя № 195-РП от 04.05.2017 содержит решение о сносе 32 объектов в районе <адрес> и 8 объектов в районе <адрес>.
Согласно части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в предусмотренных данной нормой случаях.
На основании пунктов 1, 2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможности изменения условий контракта, иного договора по инициативе лиц, не являющихся его участниками. Изменение договора возможно только по соглашению сторон договора или судом по требованию одной из сторон.
Следует отметить, что сам факт ошибки, допущенной в оспариваемом контракте от 25.06.2020 при определении места проведения работ по сносу 40 объектов капитального строительства (без указания <адрес>), права Вицке Г.В. не нарушает, поскольку как указал сам истец, все принадлежащие ему объекты расположены в районе <адрес>.
Суд соглашается в данном случае и с доводами ответчика о том, что в техническом задании (приложение к контракту от 25.06.2020) указано в качестве основания распоряжение Правительства Севастополя № 195-РП от 04.05.2017, содержащее полный перечень всех объектов, при этом отсутствие точного списка объектов в контракте препятствием для его исполнения не является.
Стороны контракта могут самостоятельно изменить его условия в порядке, установленном законом.
Суд находит необоснованными и требования Вицке Г.В. о признании утратившим силу распоряжения Правительства Севастополя № 195-РП от 04.05.2017 в связи с отменой постановления Правительства Севастополя от 02.03.2017 № 160-ПП об утверждении Порядка принятия решения о сносе самовольной постройки на территории города Севастополя.
Указанное постановление является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Признание постановления № 160-ПП утратившим силу постановлением Правительства Севастополя от 01.07.2019 № 449-ПП не влечет изменение или прекращение регулируемых им общественных отношений, поскольку этим же постановлением Правительства Севастополя одновременно утвержден новый Порядок принятия решения о сносе самовольной постройки на территории города Севастополя, содержащие аналогичное правовое регулирование.
При таких обстоятельствах распоряжение Правительства Севастополя № 195-РП от 04.05.2017 как ненормативный правовой акт, принятый в отношении конкретных объектов и содержащий обязательные для исполнения определенным кругом лиц требования, не подлежит отмене или признанию утратившим силу в связи с изданием нового нормативного правового акта, регулирующего порядок принятия решения о сносе самовольных построек на территории города Севастополя.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований Вицке Г.В. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Вицке Геннадия Викторовича к ГБУ «Парки и скверы», ООО «Еврокомфорт», Правительству Севастополя о признании действий по сносу объектов незаконными, приведении условий контракта в соответствие с законом путем внесения изменений в техническое задание, признании распоряжения утратившим силу, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: И.В. Сомова
Решение в окончательной форме составлено 20.02.2021.