УИН 28RS0006-01-2020-000316-40
Дело № 2а-229/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2020 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Дробаха Ю.И.,
при секретаре Александровой В.Н.,
с участием административного ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области к ФИО4 о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС № 2 по Амурской области (далее- истец) обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование, указав, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН № обязана уплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование (страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере), страховые взносы на обязательное социальное страхование и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере). Также ФИО4 является плательщиком налога на имущество. По состоянию на дату выписки заявления за данным налогоплательщиком числится задолженность по налогам на имущество за 2017 год, согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ. Расчет (перерасчет) налога: «Налоговый период», «Налоговая ставка», «Количество месяцев», за которые производится расчет, перерасчет к году- указаны в налоговом уведомлении. Неисполнение обязанности по уплате сумм налогов и пеней явилось основанием для направления Инспекцией в адрес налогоплательщика требования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ о добровольной оплате суммы недоимки и пени, в котором налогоплательщику предлагается добровольно оплатить налоги и пени в срок до 13.03.2019 года и 16.01.2019 года. В указанный в требовании срок и на день подачи заявления требования ответчиком не исполнены, задолженность по налогам составила 4449 рублей 46 копеек. Инспекцией в соответствии со ст.75 НК РФ были начислены пени. Начисление пени Инспекцией произведено в следующем порядке, сумма не уплаченного налога, умножена на ставку рефинансирования установленную Центральным банком РФ и умножена на количество дней просрочки исполнения обязанности по уплате налогов (дни исчисляются с установленного срока уплаты по дату направления требования).
Просил суд взыскать с ФИО4:
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 2554 рубля 96 копеек;
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в сумме 1450 рублей 50 копеек;
налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений в сумме 444 рубля.
Административный ответчик ФИО4 в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылалась на пропуск административным истцом срока обращения в суд. Налог на имущество физических лиц ею оплачен.
В соответствии со ст.150 КАС РФ, административное исковое заявление рассмотрено в отсутствие административного истца о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом.
МИФНС России № 2 в письменном заявлении указала, что пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 2 554.96 руб. начислены за период с 01.07.2017 по 19.12.2018 на задолженность в размере 17 355.25руб., образовавшуюся до 01.01.2017. Пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в сумме 1450.50 руб. начислены за период с 14.01.2017 по 19.12.2018 на задолженность в размере 7495.20 руб. образовавшуюся до 01.01.2017. Администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 осуществлялось Пенсионным фондом РФ, и вышеуказанные суммы страховых взносов были исчислены на основании расчетов, представленных налогоплательщиком в Пенсионный фонд РФ. В связи с переходом функции по администрированию страховых взносов на налоговые органы с 01.01.2017, Пенсионным фондом была передана вышеуказанная задолженность в отношении ФИО4 ИНН № По состоянию на текущую дату за ФИО4 числится задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 13202.79 руб. и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в сумме 7495.20руб. Налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате налога на имущество за 2017 в сумме 444 рублей было размещено в Личном кабинете налогоплательщика ФИО4 и получено ею 11.09.2018, что подтверждается копией страницы сайта «Личный кабинет налогоплательщика - физического лица». По состоянию на 19.05.2020 года задолженность налогоплательщиком не оплачена. На заявленных требованиях настаивают в полном объеме, ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав административного ответчика, изучив материалы административного дела, исследовав все доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Согласно ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В силу ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с ч.1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ч. 2 ст.409 НК РФ налог на имущество физических лиц, уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии со ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
На имя административного ответчика ФИО4 зарегистрировано следующее имущество, квартира расположенная по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>.
В соответствии с налоговым законодательством ответчик ФИО4 является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 выставлен к уплате в срок до 03.12.2018 года налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 444 рубля 00 копеек.
Списком почтовых отправлений № 8 от 05.03.2020 года подтверждено, что административному ответчику по адресу места жительства было направлено налоговое уведомление на уплату налогов.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Судом установлено, что сумма налога на имущество физических лиц за 2017 год и задолженность по указанному виду налога в общей сумме 993 рубля 76 копеек, согласно чеку-ордеру от 09.06.2020 года, оплачена административным ответчиком 09.06.2020.
Из материалов административного дела следует, что административный ответчик ФИО4 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ и прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе -плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно п. 3 ст. 346.30 НК РФ налоговый период устанавливается как квартал.
Из требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что за ФИО4 числится общая задолженность по пени в сумме 4005 рублей 46 копеек, в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование- 1450 рублей 50 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование- 2554 рубля 96 копеек. Срок уплаты в данном требовании установлен до 16 января 2019 года.
Из списка № 14 от 22.12.2018 года подтверждено, что истцом было направлено ответчику требование № 96293.
Из требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что за ФИО4 числится общая задолженность по недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 444 рубля 00 копеек. Срок уплаты в данном требовании установлен до 12 марта 2019 года.
Из выписки личного кабинета ФИО4 следует, что истцом было направлено ответчику требование №.
Таким образом, в соответствии с требованиями ст. 363 НК РФ ответчик был уведомлен о необходимости оплаты страховых взносов.
Судом установлено, что пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в сумме 2554 рубля 00 копеек, а так же пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в сумме 1450 рублей 50 копеек, ответчик ФИО4 не погасила.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что в удовлетворении данного иска надлежит отказать в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины, по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Абзацем 4 п.2 ст.48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с абзацем 2,3 п.3 ст.48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, и данный срок, пропущенный по уважительной причине может быть восстановлен судом.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как установлено, МИФНС России № 2 в адрес ответчика было направлено требование об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального обязательного медицинского страхования, и об уплате страховых взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии, со сроком исполнения до 16 января 2019 года. В указанный срок ФИО4 задолженность в полном объеме не погасила.
Так же МИФНС № 2 в адрес ответчика было направлено требование об уплате налога на имущество физических лиц взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, со сроком исполнения до 12 марта 2019 года. В указанный срок ФИО4 задолженность в полном объеме не погасила.
Таким образом, налоговый орган должен был обратиться в суд с требованием к ФИО4 о взыскании указанных платежей в срок до 12 сентября 2019 года.
Анализ взаимосвязанных положений п.1-3 ст.48 НК РФ и указанной КАС РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пени, штрафов. При пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока обращения в суд.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 8 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, установленный факт несоблюдения налоговым органом установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пеням со дня истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога и пеней, является основанием для вынесения на обсуждение обстоятельств, связанных с причинами пропуска этого срока и основаниями для его восстановления.
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения административного дела и подлежащим обязательному установлению, является соблюдение налоговым органом срока для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, установленного абзацем 1 пункта 2 статьи 48 НК РФ.
Как следует из материалов дела по заявлению о выдаче судебного приказа № 2а-1995/19, заявление о выдаче судебного приказа было подано налоговым органом мировому судье 24 октября 2019 года, то есть с пропуском срока, установленного ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ.
28 октября 2019 года мировым судьей Амурской области по Бурейскому районному судебному участку № 2 вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО4 в пользу Межрайонной ИФНС России №2 по Амурской области задолженности по налогам и сборам на общую сумму 4449 рублей 46 копеек и госпошлины в доход местного бюджета в сумме 200 рублей. С данным судебным приказом ФИО4 не согласилась и 14 ноября 2019 года данный судебный приказ мировым судьей был отменен.
Настоящий административный иск направлен истцом в адрес Бурейского районного суда 31 марта 2020 года, и поступил в суд 06 апреля 2020 года.
При этом суд учитывает, что пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, определен порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, и установлен шестимесячный срок на заявление налоговым органом соответствующего требования в суд после отмены судебного приказа в отношении данного налогоплательщика, а также порядок и основания восстановления срока, пропущенного налоговым органом. При этом срок на первоначальное обращение в суд (с заявлением о выдаче судебного приказа) также урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации: в частности, для случаев, когда сумма налога, подлежащая взысканию, не превышает 3 000 рублей, налоговый орган вправе обратиться в суд в течение шести месяцев со дня, когда подлежащая взысканию сумма налога превысила 3 000 рублей; такой срок может быть также восстановлен по ходатайству налогового органа при наличии уважительной причины (пункты 1 - 3 статьи 48).
Таким образом, требования закона, не предполагают возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Конституционного суда РФ от 26 октября 2017 года № 2465-О.
Судом установлено, что а определении суда о принятии и подготовке дела к судебному разбирательству от 30 апреля 2020 года судом указывалось, что одним из обстоятельств, подлежащим выяснению и исследованию судом является выяснение вопроса о соблюдении сроков обращения в суд. Вместе с тем, административным истцом доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд не представлено, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлялось.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления к ФИО4 о взыскании пени по страховым взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 2554 рубля 96 копеек, о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии в сумме 1450 рублей 50 копеек, в связи пропуском срока обращения в суд. В удовлетворении требований о взыскании налога на имущество физических лиц взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в сумме 444 рубля, в связи с пропуском срока обращения в суд и оплатой указанной суммы задолженности.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 180, 289-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области в удовлетворении административного иска к ФИО4 о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в сумме 2554 рубля 96 копеек, пени на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии в сумме 1450 рублей, налога на имущество физических лиц в сумме 444 рубля, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Председательствующий (подпись)
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда Ю.И. Дробаха
Мотивированное решение составлено 19 июня 2020 года