Решение по делу № 2-114/2018 (2-3869/2017;) ~ М-3560/2017 от 17.10.2017

Дело № 2-114/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,

при секретаре Фишер Л.А.,

с участием прокурора Голя М.В.,

представителя истца Беловой Е.В.,

ответчика Гадиятуллиной С.В.,

представителя ответчика Гадиятуллиной С.В. – Торлопова В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте

15 января 2018 года гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования городского округа «Ухта» к Гадиятуллиной С.В., Гадиятуллину Р.М., Рышковой Л.И. об изъятии жилого помещения путем его выкупа, прекращения права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение за муниципальным образованием, выселении из жилого помещения,

установил:

Администрация МОГО «Ухта» обратилась в суд с иском к Гадиятуллиной С.В., Гадиятуллину Р.М. об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: .... путем выкупа, прекращении права собственности ответчиков Гадиятуллиной С.В. и Гадиятуллина Р.М. на жилое помещение, передаче жилого помещения в собственность муниципального образования и выселении ответчиков из указанного жилого помещения. В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчики Гадиятуллина С.В. и Гадиятуллин Р.М. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: ..... На основании заключения межведомственной комиссии от 25 декабря 2008 года № .... вышеуказанный многоквартирный жилой дом (далее по тексту – МКД) признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации МОГО «Ухта» от 05 июня 2013 года № 863 «Об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан, проживающих на территории МОГО «Ухта», из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» данный многоквартирный дом включен в программу переселения. В установленном порядке администрацией МОГО «Ухта» собственникам жилых помещений были направлены письма с предложением о сносе МКД. Поскольку снос дома собственниками в установленный срок не осуществлен, администрацией МОГО «Ухта» принято постановление об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд. 15 августа 2017 года в адрес ответчиков направлен проект соглашения о выкупе жилого помещения, от подписания которого ответчики отказались. Согласно отчету об оценке выкупная цена жилого помещения составляет 1542 000 рублей. В виду того, что соглашение о выкупе между сторонами не достигнуто, администрация МОГО «Ухта» обратилась в суд с настоящим иском.

Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 22 ноября 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Рышкова Л.И., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО «Сбербанк России».

В судебном заседании представитель администрации МОГО «Ухта» Белова Е.В. на требованиях настаивала, указав, что порядок, установленный ст. 32 Жилищного кодекса РФ истцом соблюден. Вместе с тем, пояснила, что иного жилого помещения взамен аварийного ответчикам не предлагалось.

Ответчик Гадиятуллина С.В., а также её представитель Торлопов В.Г., выступая в суде, исковые требования не признали. Полагали, что истцом существенно нарушены права собственников жилого помещения, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. В качестве компенсации для переселения и последующего оформления права собственности не были предложены квартиры для переселения, администрацией сразу были заявлены требования о сносе дома без предоставления иного жилья. Также не согласны с оценкой и иными условиями выкупа жилого помещения, поскольку при определении оценки выкупаемого жилого помещения не учтены стоимость доли земельного участка, иные затраты, в связи с чем, размер выкупной цены необоснованно занижен.

Ответчики Гадиятуллин Р.М. и Рышкова Л.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Третье лицо ПАО «Сбербанк России», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило. В ранее представленном отзыве представитель банка Тимофеева Ю.В. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

По правилам ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении исковых требований администрации МОГО «Ухта» следует отказать, суд приходит к следующему выводу.

Статья 35 Конституции РФ провозглашает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ст. 235 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе путем отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка (ст. 239 ГК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

В силу ч. 6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7 ст. 32 ЖК РФ).

Частью 8 данной статьи предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 настоящей статьи.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч. 9 ст. 32 ЖК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

Судом установлено, что жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: ...., общей площадью 35 кв.м, принадлежит на праве общей долевой собственности Гидиятуллиной С.В. и Гидиятуллину Р.М. Право собственности зарегистрировано в ЕГРП 11 декабря 2012 года за № .....

Согласно выписке из ЕГРП в отношении указанного объекта 11 декабря 2012 года установлено ограничение (обременение) права в виде ипотеки в пользу ПАО «Сбербанк России».

По сведениям КУМИ МОГО «Ухта» № .... от 13 июля 2017 года в данном жилом помещении зарегистрирована Рышкова Л.И.

Заключением межведомственной комиссии от 25 декабря 2008 года № ...., назначенной постановлением руководителя МОГО «Ухта» от 03 июля 2007 года № 1908 «О создании постоянно действующей межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) на территории МОГО «Ухта», многоквартирный жилой дом № ...., расположенный по адресу: ...., признан аварийным и подлежащим сносу в связи с большим физическим износом и ухудшениями в процессе эксплуатации.

Постановлением администрации МОГО «Ухта» от 05 июня 2013 года № 863 утверждена муниципальная программа «Переселение граждан, проживающих на территории МОГО «Ухта», из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 года».

Целью программы является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, путем:

- предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде по договорам социального найма, в построенных многоквартирных домах, приобретенных у застройщиков и лиц, не являющихся застройщиками;

- предоставления жилых помещений в построенных многоквартирных домах, приобретенных у застройщиков и лиц, не являющихся застройщиками, путем заключения договоров мены с собственниками жилых помещений взамен изымаемых жилых помещений;

- выплаты выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд.

Задачами Программы являются строительство жилья, приобретение жилых помещений у застройщиков и лиц, не являющихся застройщиками, и выплаты выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, для переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2012 г. и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также ликвидация освободившегося жилищного фонда и создание комфортных и безопасных условий для проживания граждан.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: .... включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» на 2013-2017 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Коми от 05 июня 2013 года № 863.

10 апреля 2017 года МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации МОГО «Ухта» в адрес собственников жилого помещения - квартиры № ...., расположенной по адресу: .... направлены уведомления № ...., № ...., в соответствии с которыми Гидиятуллиной С.В. и Гидиятуллину Р.М. предложено совместно с другими собственниками жилых помещений осуществить снос жилого дома за счет собственных средств в срок до 31 декабря 2017 года.

В дополнение к ранее направленным письмам, 16 июня 2017 года собственникам спорного жилого помещения Гидиятуллиной С.В. и Гидиятуллину Р.М. направлены уведомления о переносе сроков сноса жилого дома за счет собственных средств до 30 июня 2017 года.

Постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 21 июля 2017 года № ...., зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости - 08 августа 2017 года за № ...., принято решение об изъятии земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: ....

В связи с изъятием для муниципальных нужд земельного участка постановлено изъять путем выкупа помещения (квартиры) у собственников согласно приложению к настоящему постановлению (п. 2 постановления).

Пунктом 3 указанного постановления Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» поручено в течение пяти дней со дня принятия настоящего постановления направить его для государственной регистрации в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми; в течение пяти дней со дня государственной регистрации настоящего постановления письменно уведомить (под роспись или заказным письмом, уведомлением о вручении) собственников жилых помещений, указанных в приложении, о принятом решении об изъятии земельного участка и жилых помещений и дате государственной регистрации настоящего постановления; подготовить проекты соглашений с собственниками о выкупе изымаемых жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество; обеспечить финансирование бюджетного обязательства МОГО «Ухта» по выплате собственникам жилых помещений выкупной цены изымаемых жилых помещений в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в бюджете МОГО «Ухта» на 2017 год. Правовому управлению администрации МОГО «Ухта» поручено подготовить и направить в суд исковые заявления о выкупе жилых помещений к собственникам, с которыми не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях выкупа.

Во исполнение принятого постановления, истцом подготовлен проект соглашения о выкупе жилого помещения, расположенного по адресу: ..... Согласно п. 2.1 соглашения выкупная цена жилого помещения на основании отчета ИП Щеглова М.А. № .... от 17 июля 2017 года определена в размере 1541 000 рублей.

Ответчики Гидиятуллина С.В. и Гидиятуллин Р.М. отказались от подписания соглашения о выкупе жилого помещения, что послужило основанием обращения администрации МОГО «Ухта» в суд с настоящим иском.

Разъясняя порядок применения ст. 32 ЖК РФ, Пленум Верховного Суда РФ в п. п. 20, 22 Постановления от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указал, что данное положение закона, принятое в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлено, прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения, в связи с чем собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп по своему выбору.

Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, согласно которой, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Из анализа указанных правовых норм следует, что в случае включения дома в региональную адресную программу собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав.

Несмотря на это, ответчикам в рамках исполнения программы переселения жилое помещение взамен аварийного не предлагалось, доказательств иного истцом не представлено. Таким образом, право выбора способа защиты жилищных прав гражданина было нарушено. Позиция ответчиков в данной части является обоснованной.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.

Следовательно, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Из материалов дела следует, что первоначально собственникам жилых помещений МКД № ...., расположенного по адресу: ...., были направлены требования о сносе жилого дома в разумный срок до 31 декабря 2017 года, в последующем срок сноса дома был изменен до 30 июня 2017 года.

Вместе с тем, оснований для изменения срока сноса дома администрацией МОГО «Ухта» не указано и в судебном заседании не представлено. Таким образом, истец принял решение об изъятии жилого дома и земельного участка под ним, не предоставив собственникам жилого дома самостоятельно решить судьбу своего имущества, как того требуют положения ст. 209 ГК РФ.

Более того, следует отметить, что проект соглашения о выкупе жилого помещения составлен 15 августа 2017 года, тогда как иск администрацией МОГО «Ухта» предъявлен 17 октября 2017 года, то есть ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Указанное свидетельствует о нарушении истцом п. 9 ст. 32 ЖК РФ.

На основании изложенного, учитывая, что жилой дом по адресу: .... признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, принимая во внимание, что выкуп жилого помещения возможен лишь в случае отказа собственником непригодного для проживания жилого помещения от предоставления иного жилья, тогда как в рассматриваемом случае администрацией МОГО «Ухта» ответчикам Гидиятуллиной С.В. и Гидиятуллину Р.М. другого равнозначного жилого помещения взамен изымаемого жилья не предоставлялось, тем самым нарушив право последних на выбор способа реализации своих жилищных прав, суд не находит оснований для удовлетворения иска администрации МОГО «Ухта» об изъятии жилого помещения с уплатой собственникам выкупной цены.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также полагает, что истцом нарушена процедура выкупа жилого помещения, поскольку собственникам жилого помещения многоквартирного жилого дома не был предоставлен разумный срок для сноса жилого дома за счет собственных средств, а также нарушен порядок обращения с настоящим иском, предусмотренный ч. 9 ст. 32 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований администрации МОГО «Ухта» об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: .... с уплатой собственникам выкупной цены, прекращении права собственности Гидиятуллиной С.В. и Гидиятуллина Р.М. на жилое помещение, признании права собственности МОГО «Ухта» на данное жилое помещение, а также выселении Гидиятуллиной С.В., Гидиятуллина Р.М., Рышковой Л.И. следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования городского округа «Ухта» к Гадиятуллиной С.В., Гадиятуллину Р.М., Рышковой Л.И. об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: ...., путем возмещения выкупной цены за жилое помещение в размере 1542 000 рублей, прекращении права собственности Гадиятуллиной С.В. и Гадиятуллина Р.М. на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение за администрацией муниципального образования городского округа «Ухта», выселении из жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 22.01.2018.

Судья С. С. Логинов

2-114/2018 (2-3869/2017;) ~ М-3560/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Голя М.В.
Администрация МОГО "Ухта"
Ответчики
Гадиятуллин Рафаиль Мансурович
Рышкова Людмила Ильинична
Гадиятуллина Светлана Викторовна
Другие
Торлопов Виктор Григорьевич
ПАО "Сбербанк России"
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Логинов Станислав Сергеевич
Дело на странице суда
ukhtasud--komi.sudrf.ru
17.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.10.2017Передача материалов судье
20.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2017Судебное заседание
11.12.2017Судебное заседание
15.01.2018Судебное заседание
22.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2018Дело оформлено
09.03.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее